Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

31.08.2021
Застройщики начали требовать с дольщиков дополнительные деньги, ссылаясь на ПП-1315
Застройщики жилья, которые также пострадали от роста цен на строительные материалы, но не попали под компенсацию этого роста со стороны государства, пытаются решить свои проблемы за счет граждан – покупателей жилья.

В Союз инженеров-сметчиков поступает информация о попытках отдельных застройщиков использовать положения постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», предоставляющее право на изменение цены контракта на величину до 30% в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы в рамках Закона о контрактной системе № 44-ФЗ  в целях увеличения размера денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства под предлогом необходимости возмещение затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства в рамках правоотношений, связанных с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и регулируемых Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

Союз инженеров-сметчиков напоминает, что Федеральный закон о контрактной системе № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд и не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, на что прямо указывают положения статьи 1 указанного Закона о контрактной системе №44-ФЗ и чч. 1, 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Согласно положениям части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по соглашению сторон цена договора может быть изменена после его заключения, если договором предусмотрены возможности изменения цены, случаи и условия ее изменения.

Таким образом, дополнительные расходы застройщика, в том числе затраты на строительство (создание) объекта долевого строительства в связи с существенным ростом цен на строительные ресурсы можно включить в цену договора путем изменения его условий, но только если возможность изменения цены, случаи и условия ее изменения были предусмотрены в договоре.

 

11.08.2021
Минтруд планирует ужесточить требования к услугам по охране труда
Требования к компаниям, предоставляющим услуги в области охраны труда, могут стать более жесткими, а сама процедура их аккредитации станет заявительной — такое предложение оформил проектом постановления правительства Минтруд. По мнению участников рынка, новые требования позволят повысить качество работы таких компаний, но могут привести к дефициту профильных специалистов на рынке.

Минтруд предлагает ужесточить требования к компаниям, предоставляющим услуги по охране труда в РФ в режиме аутсорсинга,— проект постановления правительства об этом был вчера размещен на портале regulation.gov.ru. Сейчас, как указывает министерство в пояснительной записке, процедура аккредитации является уведомительной, и власти должны «принять на веру сведения, изложенные в заявлении». Это позволяет попасть в реестр компаний тем, кто на самом деле не имеет ни квалифицированного персонала, ни материально-технической базы для оказания услуг по охране труда. В то же время новая редакция 10-го раздела Трудового кодекса, созданная министерством, требует более высокого уровня обеспечения безопасности труда — добиться этого Минтруд и предлагает, в частности, пересмотром требований к аккредитации. Впрочем, хотя Россия демонстрирует более высокие показатели травматизма и смертности на рабочем месте, чем большинство развитых стран, в последние годы они и так снижались.

По новой версии требований, для получения аккредитации компаниям нужно будет соответствовать ряду параметров.

Предоставление услуг по охране труда должно быть их основным видом деятельности, у них должен иметься офис и сайт. В их штате должно быть не менее трех человек на условиях полной занятости, обладающих профильных образованием, а также прошедших проверку знаний на Едином портале проверки знаний по охране труда Минтруда (раз в три года). Также у них должно быть не менее трех лет опыта практической работы в области охраны труда в должности руководителя соответствующей службы. Новые требования к аккредитации вступят в силу с 1 марта 2022 года; для компаний, уже состоящих в реестре аккредитованных, предложен переходный период до 1 сентября 2022 года.

 

02.08.2021
Минстрой назвал нормативную зарплату строителей в ценообразовании
Расценки на оплату труда в строительстве по госзаказу вовсе не занижены, считают в Минстрое. По данным министерства, соответствующий показатель в отношении рабочих специальностей превысил 52 тысячи рублей в месяц. Это более чем на 20% выше, чем получают строители по данным Росстата.

Средние расценки на оплату труда в строительстве по госзаказу в отношении рабочих специальностей составляют чуть более 52 тыс. руб. в месяц. Это следует из данным, обнародованных Минстроем в сообщении на официальном сайте министерства.

«Установленная субъектами РФ заработная плата по рабочим специальностям строителей на 2021 год в среднем по РФ на 20,89% выше среднемесячной начисленной заработной платы работников по виду экономической деятельности «Строительство» (по данным Росстата) и на 3,13 % выше среднемесячной начисленной заработной платы работников по всем организациям (по данным Росстата). За период 2019-2021 годы рост уровня нормируемой оплаты труда рабочих-строителей составил 20%», — утверждается в материале.

В 2020 году, по данным Росстата, средняя начисленная зарплата строителей в России составила 43,55 тыс. руб. в месяц, в экономике в целом — 51,1 тыс. руб. в месяц. Тем самым, указанный в сообщении Минстроя нормативный показатель равен 52,6 тыс. руб. в месяц.

Однако и эти расценки придется менять, ранее утверждал вице-премьер Марат Хуснуллин. Основная причина — рост средних зарплат строителей из-за дефицита мигрантов в связи с коронавирусными ограничениями, говорил Хуснуллин в мае текущего года.

Источник: Ради дома Pro

 

28.07.2021
Минстрой оценил градостроительный потенциал в России
 
Потенциал для строительства нового жилья в России на ближайшие три-четыре года составляет 350 миллионов квадратных метров, сообщил замглавы Минстроя Никита Стасишин в эфире телеканала "Россия-24".

В своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявлял, что надо строить больше жилья для его доступности, вводя ежегодно до 120 миллионов квадратных метров. При этом, как ранее сообщал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, стоит задача до 2030 года построить более миллиарда "квадратов" жилья в стране.

"На сегодняшний день у нас разрешений на строительство на 150 миллионов квадратных метров дополнительно. Общий градостроительный потенциал по стране на следующие три-четыре года у нас примерно 350 миллионов квадратных метров жилья", - сказал Стасишин.

По его словам, весь этот объем должен быть построен по эскроу-счетам и обрести социальную инфраструктуру.

http://ancb.ru/news/read/11606

 

Новости

  • 31.08.2021

    Застройщики начали требовать с дольщиков дополнительные деньги, ссылаясь на ПП-1315

    Застройщики жилья, которые также пострадали от роста цен на строительные материалы, но не попали под компенсацию этого роста со стороны государства, пытаются решить свои проблемы за счет граждан – покупателей жилья.

    В Союз инженеров-сметчиков поступает информация о попытках отдельных застройщиков использовать положения постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», предоставляющее право на изменение цены контракта на величину до 30% в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы в рамках Закона о контрактной системе № 44-ФЗ  в целях увеличения размера денежных средств, подлежащих уплате участником долевого строительства для строительства (создания) объекта долевого строительства под предлогом необходимости возмещение затрат застройщика на строительство (создание) объекта долевого строительства в рамках правоотношений, связанных с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и регулируемых Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

    Союз инженеров-сметчиков напоминает, что Федеральный закон о контрактной системе № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд и не применяется к отношениям, связанным с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, на что прямо указывают положения статьи 1 указанного Закона о контрактной системе №44-ФЗ и чч. 1, 3 и 4 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

    Согласно положениям части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по соглашению сторон цена договора может быть изменена после его заключения, если договором предусмотрены возможности изменения цены, случаи и условия ее изменения.

    Таким образом, дополнительные расходы застройщика, в том числе затраты на строительство (создание) объекта долевого строительства в связи с существенным ростом цен на строительные ресурсы можно включить в цену договора путем изменения его условий, но только если возможность изменения цены, случаи и условия ее изменения были предусмотрены в договоре.

     

  • 11.08.2021

    Минтруд планирует ужесточить требования к услугам по охране труда

    Требования к компаниям, предоставляющим услуги в области охраны труда, могут стать более жесткими, а сама процедура их аккредитации станет заявительной — такое предложение оформил проектом постановления правительства Минтруд. По мнению участников рынка, новые требования позволят повысить качество работы таких компаний, но могут привести к дефициту профильных специалистов на рынке.

    Минтруд предлагает ужесточить требования к компаниям, предоставляющим услуги по охране труда в РФ в режиме аутсорсинга,— проект постановления правительства об этом был вчера размещен на портале regulation.gov.ru. Сейчас, как указывает министерство в пояснительной записке, процедура аккредитации является уведомительной, и власти должны «принять на веру сведения, изложенные в заявлении». Это позволяет попасть в реестр компаний тем, кто на самом деле не имеет ни квалифицированного персонала, ни материально-технической базы для оказания услуг по охране труда. В то же время новая редакция 10-го раздела Трудового кодекса, созданная министерством, требует более высокого уровня обеспечения безопасности труда — добиться этого Минтруд и предлагает, в частности, пересмотром требований к аккредитации. Впрочем, хотя Россия демонстрирует более высокие показатели травматизма и смертности на рабочем месте, чем большинство развитых стран, в последние годы они и так снижались.

    По новой версии требований, для получения аккредитации компаниям нужно будет соответствовать ряду параметров.

    Предоставление услуг по охране труда должно быть их основным видом деятельности, у них должен иметься офис и сайт. В их штате должно быть не менее трех человек на условиях полной занятости, обладающих профильных образованием, а также прошедших проверку знаний на Едином портале проверки знаний по охране труда Минтруда (раз в три года). Также у них должно быть не менее трех лет опыта практической работы в области охраны труда в должности руководителя соответствующей службы. Новые требования к аккредитации вступят в силу с 1 марта 2022 года; для компаний, уже состоящих в реестре аккредитованных, предложен переходный период до 1 сентября 2022 года.

     

  • 02.08.2021

    Минстрой назвал нормативную зарплату строителей в ценообразовании

    Расценки на оплату труда в строительстве по госзаказу вовсе не занижены, считают в Минстрое. По данным министерства, соответствующий показатель в отношении рабочих специальностей превысил 52 тысячи рублей в месяц. Это более чем на 20% выше, чем получают строители по данным Росстата.

    Средние расценки на оплату труда в строительстве по госзаказу в отношении рабочих специальностей составляют чуть более 52 тыс. руб. в месяц. Это следует из данным, обнародованных Минстроем в сообщении на официальном сайте министерства.

    «Установленная субъектами РФ заработная плата по рабочим специальностям строителей на 2021 год в среднем по РФ на 20,89% выше среднемесячной начисленной заработной платы работников по виду экономической деятельности «Строительство» (по данным Росстата) и на 3,13 % выше среднемесячной начисленной заработной платы работников по всем организациям (по данным Росстата). За период 2019-2021 годы рост уровня нормируемой оплаты труда рабочих-строителей составил 20%», — утверждается в материале.

    В 2020 году, по данным Росстата, средняя начисленная зарплата строителей в России составила 43,55 тыс. руб. в месяц, в экономике в целом — 51,1 тыс. руб. в месяц. Тем самым, указанный в сообщении Минстроя нормативный показатель равен 52,6 тыс. руб. в месяц.

    Однако и эти расценки придется менять, ранее утверждал вице-премьер Марат Хуснуллин. Основная причина — рост средних зарплат строителей из-за дефицита мигрантов в связи с коронавирусными ограничениями, говорил Хуснуллин в мае текущего года.

    Источник: Ради дома Pro

     

  • 28.07.2021

    Минстрой оценил градостроительный потенциал в России

     
    Потенциал для строительства нового жилья в России на ближайшие три-четыре года составляет 350 миллионов квадратных метров, сообщил замглавы Минстроя Никита Стасишин в эфире телеканала "Россия-24".

    В своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявлял, что надо строить больше жилья для его доступности, вводя ежегодно до 120 миллионов квадратных метров. При этом, как ранее сообщал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, стоит задача до 2030 года построить более миллиарда "квадратов" жилья в стране.

    "На сегодняшний день у нас разрешений на строительство на 150 миллионов квадратных метров дополнительно. Общий градостроительный потенциал по стране на следующие три-четыре года у нас примерно 350 миллионов квадратных метров жилья", - сказал Стасишин.

    По его словам, весь этот объем должен быть построен по эскроу-счетам и обрести социальную инфраструктуру.

    http://ancb.ru/news/read/11606

     

  • 26.07.2021

    Глава лесопромышленного холдинга объяснил рост цен на пиломатериалы

     

    Участники рынка назвали причины роста цен на стройматериалы из дерева в России. По их оценкам, негативная тенденция прямо связана с ситуацией на внешних рынках. В частности, на азиатском рынке стоимость леса выросла с $300 до примерно $400 за кубометр.

    Резкий рост цен на стройматериалы из дерева в России прямо связан с текущей ситуацией на внешних рынках. Об этом в интервью РБК рассказал глава лесопромышленного холдинга RFP Group Константин Лашкевич.

    «Поставки пиломатериалов переориентировались на американский рынок, что оголило рынок Китая и Азии в целом. Плюс Австралия перестала поставлять лес в Китай из-за ухудшения отношений двух стран. В итоге в Азии стали давать премию за объем, и за счет этого произошло повышение цен: они выросли с $300 до примерно $400 за 1 куб. м», — сказал Лашкевич.

    Ранее свою оценку росту стоимости пиломатериалов в России дали и в ФАС. «Предварительный анализ показал, что рост цен на пиломатериалы может быть вызван рядом таких рыночных факторов, как увеличение себестоимости и оживление спроса на внутреннем рынке после снятия ограничительных мер летом 2020 года, снижение объемов заготовки древесины в 2020 году относительно предыдущих периодов и рост спроса на пиломатериалы на внешних рынках. Кроме того, на рост цен также оказывает влияние сезонная (весенне-летний период) активизация строительных работ», — утверждали в антимонопольной службе в мае этого года.

     

    Также сообщалось, что за январь — июнь текущего года пиломатериалы для строительства домов в России подорожали вдвое. «Если в конце 2020 года куб 12-метровой доски первого сорта стоил 28 тыс. руб., то через полгода уже 45-50 тыс. руб. Клееный брус тоже бьет рекорды. На конец 2020 года его закупочная цена была 33-35 тыс. руб. за куб, сейчас стоимость начинается от 65 тыс. руб.», — говорил в комментарии «РБК-недвижимость» гендиректор компании Valdek Дмитрий Апанасенко.

    http://ancb.ru/news/read/11591

  • 21.07.2021

    Механизм господдержки застройщиков будет запущен до конца июля

    Механизм господдержки застройщиков в условиях удорожания строительства уже разработан и будет запущен до конца июля, заявил вице-премьер России Марат Хуснуллин.

  • 16.07.2021

    ФАС берет под контроль рынок стройматериалов в регионах

    К проверкам строительных организаций и производителей основных стройматериалов подключились все 84 территориальных органа Федеральной антимонопольной службы.

    Напомним, в связи с продолжающимся повышением цен на рынке строительства и смежных рынках ФАС России начала проверки крупных строительных организаций и производителей основных строительных материалов (бетон, кирпич, древесные материалы, ПВХ-продукция). Цель мероприятий – недопущение роста цен ввиду действий отдельных хозяйствующих субъектов.

    При выявлении нарушений антимонопольного законодательства ведомство примет соответствующие меры, сообщается на сайте ведомства.

    О результатах проверок будет сообщено дополнительно.

    По данным Росстата, цены на стройматериалы в РФ в июне продолжили рост, подскочив относительно мая на 6,75% (в мае рост составлял 4,99%), с начала года удорожание достигло 19,63%. По сравнению с июнем 2020 года цены на стройматериалы выросли на 23,9%.

    В июне относительно предыдущего месяца продолжился рост цен на древесностружечные, ориентированно-стружечные плиты — на 19,2%, обрезные доски — на 15,7%, металлочерепицу — на 12,3%, еврошифер — на 6,8%, рубероид — на 5,7%, красный кирпич — на 4,6% и оконное стекло — на 3,7%.

    При этом, по оценкам Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), цены на отдельные виды металлопроката подорожали от 50% до 100%, на алюминий – более 150%, на ПВХ и изделия из него – до 60%.

    По сообщениям представителей Союза производителей бетона, он за месяц подорожал больше, чем за предыдущий год. Средняя стоимость бетона в России в мае относительно апреля выросла сразу на 10%.  Такая динамика цен, связана,  прежде всего с ростом стоимости сырья — цемента и инертных материалов. В частности, в Москве цемент подорожал на 5-7%, на Урале — более чем на 10%.. Инертные материалы, в частности, песок, щебень, гравий в Москве прибавили в цене на 20-50% из-за роста стоимости перевозок.

     

     

  • 23.06.2021

    Минстрой вводит понятие «ценообразующие стройматериалы» для контрактов

    Минстрой России подготовил изменения в приказ от 23 декабря 2019 г. № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства».

    Документ является, по сути, ответом на обращения строительного сообщества по поводу пересчета стоимости контрактов из-за повышения цен на строительные материалы. Напомним, что за год стоимость стройматериалов выросла от 15% до 200%. Как следует из анализа Национального объединения строителей, такой рост цены материалов увеличивает стоимость строительства на 10-15%. В условиях низкой маржинальности строительных проектов это может привести к банкротствам подрядчиков и появлению сотен недостроенных объектов.

    Минстрой России пообещал разработать поправки в действующий федеральный закон 44-ФЗ, однако очевидно, что они не будут приняты до конца этого года.

    Также было выпущено совместное письмо Минстроя, Минфина и ФАС России, в котором ведомства представили консолидированную позицию, как именно должны учитываться изменения стоимости стройматериалов в цене контракта (http://ancb.ru/publication/read/11405). При этом президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин указал на бессмысленность этого документа (http://ancb.ru/publication/read/11406).

    Проект приказа Минстроя России также направлен на возможность учета роста цен в действующих госконтрактах. Как указывается в документе, в случае возрастания общей стоимости работ по смете контракта более чем на 5% в результате выявленного в процессе исполнения контракта изменения суммарной стоимости ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования поставки подрядчика (далее – существенное возрастание стоимости строительных материалов и (или) оборудования поставки подрядчика) внесение изменений в смету контракта осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

    Обоснование существенного изменения стоимости строительных материалов и (или) оборудования поставки подрядчика оформляется в письменной форме в виде расчета, выполненного в соответствии с объемами работ и затрат, предусмотренными сметой контракта, с учетом выявленного в процессе исполнения контракта существенного изменения стоимости строительных материалов и (или) оборудования, поставляемых подрядчиком (далее – Расчет).

    Расчет оформляется в разрезе ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования, закупка которых еще не была осуществлена подрядчиком и ценовые показатели которых по мнению подрядчика претерпели изменение.

    При выполнении Расчета ценообразующими строительными материалами признаются строительные материалы, суммарная стоимость которых с учетом объема поставки по контракту в целом (как приобретенных, так и тех, закупка которых еще не была осуществлена подрядчиком) составляет не менее 80% от общей стоимости всего объема материалов, необходимых для исполнения контракта, ценообразующим оборудованием – оборудование, стоимость которого с учетом объема поставки по контракту в целом (как приобретенных, так и тех, закупка которых еще не была осуществлена подрядчиком) составляет не менее 80% от общей стоимости всего объема оборудования, необходимого для исполнения контракта.

    Определение перечня ценообразующих строительных материалов и (или) оборудования осуществляется на основании сметной документации в базисном уровне цен, получившей положительное заключение органов экспертизы и использованной при формировании начальной (максимальной) цены контракта, или на основании информации о текущей стоимости строительных ресурсов, необходимых для выполнения работ, предусмотренных условиями контракта, и использованной при формировании сметы контракта.

    Полностью текст документа доступен по ссылке:/files/ck/1624268533_2106_Proekt_prikaza.docx

     

  • 16.06.2021

    Стартовал прием заявок на конкурс лучших детских вопросов о строительстве

    Конкурс на лучший детский вопрос о строительстве и отраслевых специальностях #СпросиСтроителя проводит Общественный совет при Минстрое России. По его итогам на лучшие вопросы ответят Председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин и глава Минстроя России Ирек Файзуллин.

    Цель конкурса - популяризация строительных специальностей среди детей и молодежи. В конкурсе могут принять участие дети от 6 до 14 лет.

    Для участия в конкурсе принимаются текстовые и видео-вопросы. Работы оценивают по следующим номинациям:

    1. Самый оригинальный текстовый вопрос;

    2. Самый оригинальный видео-вопрос;

    3. Лучший вопрос об истории строительства.

    Подведение итогов конкурса, а также церемония награждения победителей пройдет в начале августа в честь празднования Дня строителя-2021.

    Ежегодный конкурс #СпросиСтроителя проводится в рамках реализации инициативного проекта «Я-строитель будущего!», который включен в план мероприятий, проводимых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в рамках Десятилетия детства в Российской Федерации.

    Вопросы принимаются до 26 июля текущего года через официальную страницу конкурса: http://я-строительбудущего.рф/  в разделе «Конкурс СпросиСтроителя».

     
     
  • 11.06.2021

    Рост цены на стройматериалы - не повод для изменения контракта, что бы ни писал Минфин

    Союз инженеров-сметчиков категорически не согласен с позицией Минфина, Минстроя и ФАС России, изложенной этими ведомствами в разъяснительном письме по поводу роста цен на строительные материалы.

    Президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин считает, что ведомства неверно трактуют действующие положения закона, а также не учитывают судебную практику. А они таковы, что рост цен на строительные материалы не относится к форс-мажорным обстоятельствам и не может быть использован как причина для увеличения цены контракта. По мнению Горячкина, это письмо трех ведомств должно быть отозвано и отменено.

    Ниже АНСБ публикует справку, предоставленную в наше распоряжение Павлом Горячкиным.

    СПРАВКА

    По общему правилу (ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается. Исключением являются случаи, предусмотренные ст. 34 и 95 этого Закона.

    Пункт 8 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе позволяет изменить по соглашению сторон существенные условия при одновременном соблюдении следующих положений:

    - контракт заключен на срок не менее одного года;

    - предмет контракта - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия;

    - цена контракта составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ;

    - при исполнении контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

    Изменение условий осуществляется:

    - при наличии обоснования и на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (в зависимости от нужд закупки);

    - при условии, что изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

    Предельный размер цены контракта установлен Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 и составляет 100 млн руб.

    При соблюдении совокупности перечисленных условий существенные условия контракта (одновременно цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон. По данному вопросу Минфин высказался в Письме от 24.03.2020 № 24-03-07/23076 и др.

    Следует учесть, что при изменении контракта по п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно изменить одновременно условия о цене контракта и сроке его исполнения либо только одно из них (Письмо Минфина России от 10.02.2020 N 24-03-07/8590).

    Также отмечаем, что при принятии решения, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

    Таким образом, право заказчика на принятие решение об увеличении цены контракта ставится в прямую зависимость от непревышения лимита бюджетных обязательств (решения о предоставлении бюджетных ассигнований) и новой (пересчитанной и получившей положительное заключение экспертизы в части ее достоверности в установленных законом случаях) сметной стоимости, как одного из обязательных условий.

    При постановке на учет принимаемых получателем средств соответствующего бюджета бюджетных обязательств и санкционировании денежных обязательств, возникающих на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключаемых в целях осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства, производится проверка наличия утвержденной сметной стоимости на объекты капитального строительства.

    См. Справку Союза инженеров-сметчиков от 06.05.2019 г. № РС-ПГ-141/19 «О понятиях «обстоятельства непреодолимой силы» и «обстоятельства, независящие от сторон контракта» в Контрактной системе»

    Под НЕЗАВИСЯЩИМИ ОТ СТОРОН КОНТРАКТА ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, влекущими невозможность его исполнения, понимаются обстоятельства, на которые затронутая ими сторона не может реально воздействовать и которые она не могла разумно предвидеть, и при этом они не позволяют исполнить обязательства по данному контракту, и возникновение которых не явилось прямым или косвенным результатом действия или бездействия одной из сторон.

    В судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые явления, события, воздействие которых происходит извне и не зависит от субъективных факторов.

    Юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных условий. Непредотвратимость - что любой другой участник в той же ситуации не смог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

    К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, а также рост цен на строительные материалы.

    Таким образом, рост стоимости материалов не может быть отнесен к  независящими от сторон контракта обстоятельствами, в том числе  к обстоятельствам непреодолимой силы, влекущими невозможность исполнения контракта!

    Президент Союза инженеров-сметчиков

    Павел Горячкин