Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

22.07.2019
Медведев погружается в битум
Не прошло и года с торжественного провозглашения президентских Нацпроектов, как выясняется, что эти благие намерения опять-таки выстилают дорогу не в светлое будущее российского общества, а в хранилища с битумом, демографические ямы и обвал рынка жилья.

Оставим в стороне непрофильные для строительной отрасли туризм и медицину – остановимся на родных: дороги, жилье, социальная сфера. Я не знаю, на основе каких победных реляций писались эти Нацпроекты, но то, что никакие исследования современного состояния стройотрасли и стройиндустрии  при этом не проводились – это точно! Как и не прорабатывались никакие прогнозы и сценарии при выполнении поставленных показателей.

А теперь выясняется, что уже в ближайшее время может возникнуть дефицит всего: битума и щебня, строителей и техники, земли и денег. С серьезным видом глава правительства России обсуждает создание битумных хранилищ, иначе Нацпроект по дорогам будет сорван. При этом даже при наличии битума, как оказалось, в России не хватает строительных кадров, особенно за Московской кольцевой дорогой. Нет, профессионалы об этом, конечно, говорили на протяжении последних 10 лет – но это как-то прошло мимо правительства и авторов Нацпроектов.

И только сейчас речь пошла о том, что надо пересчитать заводы и комбинаты, карьеры и самосвалы. Ау, коллеги! Вы в прошлом году утвердили стратегию развития стройиндустрии – там этого нет? На основе каких данных она писалась? Какие прогнозы там делались? Какие инвестиции предполагались? А еще есть стратегия пространственного развития России, которая предполагает, что дорога, начинающаяся в Калужской области, должна продолжиться с того же места в Тульской, причем вести не в поля, а в город, строиться из местных стройматериалов и вообще должна быть кому-то нужной. А в городах, которые вы взялись благоустраивать,  люди должны жить и где-то работать, а не только ездить в Москву на зарабоки.

Теперь же выясняется, что в тот же Ставропольский край стройматериалы везут чуть ли не из Подмосковья, что краснодарские черноземы застраиваются жильем для выполнения показателей очередного Нацпроекта по жилью, что в большинстве регионов платежеспособного спроса на новое жилье нет, население нищает, молодежь уезжает. А Центробанк с чувством глубокого удовлетворения прогнозирует обвал цен на рынке жилья после выполнения соответствующего Нацпроекта, поскольку рынок будет не просто затоварен, а завален никому не нужным, по непосильным ценам жильем. Интересно, что по этому поводу имеют сказать разработчики Нацпроекта и Стратегии развития строительной отрасли?

И последнее, чего нет: все чаще торги на строительство бюджетных объектов срываются по одной простой причине – на них не выходит ни одного подрядчика. Строительные компании не хотят иметь дел с государством. Почти 60 арестованных чиновников от строительства, губернаторов и вице-губернаторов показывают степень риска для всех, кто приближается к государственным деньгам. Частные инвестиции в строительство упали в разы. У населения денег уже практически не осталось. При этом госбанки выкупают все новые и новые строительные компании.

И если Медведев активно погружается в битум, то стройотрасль – в стагнацию и национализацию. Такие ощущение, что еще чуть-чуть – и мы увидим «стройразверстку» - принудительное участие в госторгах компаний, которые вообще хотят хоть как-то работать и строить в России.

 

17.07.2019
Риски счетов эскроу: для дольщика – надуманные, для строителей - реальные
С 1 июля 2019 года в нашей стране заработал новый механизм финансирования жилищного строительства – вместо традиционного долевого застройщики должны перейти к проектному с использованием счетов эскроу.

Когда соответствующий закон принимался, многие эксперты уверенно утверждали, что теперь наступит «золотой век» и все заинтересованные стороны процесса наконец получат сбалансированные и гарантированные права и обязанности.

Однако не всегда лучшие надежды воплощаются в жизнь наиболее эффективным способом. Давайте попробуем разобраться – что же получат и потеряют дольщики, застройщики и подрядчики после вступления закона в силу?

По плану всё должно быть очень просто. Застройщики стройными рядами переходят на систему проектного финансирования, дольщики защищены, и никаких проблем больше не будет, а проблемные дома достроят.

Картина, конечно, красивая, но не очень реалистичная. Ибо бывают ситуации, когда норма права есть, а регулирования – нет. Судя по всему, с введением изменений в Закон о банкротстве и Закон о долевом строительстве именно это и случилось.

Да, Закон о банкротстве предусматривает возможность завершения строительства объекта уже в процедуре конкурсного производства, но вопросов к способу реализации этой возможности - масса.

Начнём с самого простого вопроса: кто будет финансировать завершение строительства? Ответ, казалось бы, известен: Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства и/или иная организация.

Давайте посмотрим - как это работает.

Итак, суд выносит решение о признании застройщика банкротом. Конкурсный управляющий направляет в Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства заявление о согласовании финансирования завершения строительства. И тут выясняется, что Фонд при вынесении заключения о целесообразности (или нецелесообразности) финансирования строительства учитывает множество факторов: степень готовности объекта незавершенного строительства, размер предоставляемых денежных средств и сроки, необходимые для завершения строительства объекта незавершенного строительства, количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, предусматривающих передачу жилых помещений, а также количество необремененных правами третьих лиц жилых и нежилых помещений в объекте незавершенного строительства. Говоря проще – могут дать, а могут и не дать.

Теперь предположим, что Фонд дал заключение о целесообразности финансирования завершения строительства. Тогда возможны два варианта развития ситуации:
1. средства выделяются непосредственно из Компенсационного фонда;
2. выдается целевой займ (кредит) Фондом или иной организацией.

Такие целевые займы могут быть обеспечены залогом объектов незавершенного строительства и земельных участков (прав на земельные участки).

Необходимо отметить, что возврат подобного целевого кредита погашается в составе третьей очереди текущих платежей, то есть фактически это обязательство имеет абсолютный приоритет. И тут уже возникает проблема с тем, что текущие обязательства должника раздуваются до немыслимых размеров, сводя практически к нулю вероятность погашения требований кредиторов, не участвующих в строительстве.

Если застройщик работает по системе проектного финансирования, то денежные средства по таким кредитам он, скорее всего, сможет возвратить только после сдачи дома в эксплуатацию или после наступления иного условия, которое является «ключом» к раскрытию счетов эскроу.

Заметим, что системная регламентация порядка выдачи таких кредитов также пока отсутствует.

Генподрядчик: надежда только на себя

Пришла пора рассмотреть судьбу следующего участника процесса – генерального подрядчика.

Возникает логичный вопрос – что ему делать в подобной ситуации?

Если ранее не был заявлен отказ от исполнения договора, а деньги на завершение строительства были выделены - можно однозначно рекомендовать: продолжайте работать. Все обязательства, которые возникнут у застройщика по отношению к генеральному подрядчику в ходе конкурсного производства, будут выполнены.

Это обеспечивается тем, что средства на завершение мероприятий по строительству аккумулируются на отдельном специальном счете застройщика. Он не имеет отношения к основному счету, из средств которого проходит гашение иных обязательств из реестра текущих платежей и реестра требований кредиторов. Операции по этому счету проводятся исключительно по распоряжению конкурсного управляющего и исключительно для расчетов по текущим обязательствам, связанным с завершением строительства.

А вот если перед генеральным подрядчиком уже имеется задолженность, ситуация представляется гораздо более печальной. Эта задолженность (в зависимости от даты возникновения) будет признана реестровой или текущей, и если надежда на погашение текущей задолженности имеется, то для реестровой – это крайне маловероятно.

Помимо этого, стоит учитывать интервал (пусть и относительно небольшой) между признанием застройщика банкротом и получением денег на завершение строительства, когда генеральный подрядчик остается в весьма неловком положении.

Генеральному подрядчику предстоит сделать весьма непростой выбор – остаться по сути «ни с чем», или рискнуть и продолжать выполнять работы в процедуре банкротства, и за выполненные работы именно в этом периоде получить оплату.

Так что подрядчикам можно посоветовать одно – очень внимательно следить за оплатой выполненных работ и не допускать серьезных кассовых разрывов. Иначе погашать их придется, скорее всего, за собственный счет.

Эскроу-дольщику бояться нечего?

Кто же больше всего выиграл в результате смены механизма финансирования?

Ответ очевиден — это потенциальные владельцы недвижимости. Вот у них есть и подлинная защита, и гарантии.  В случае, если они заключили договор с использованием счета эскроу, а потом отказались от получения помещения, им возвращаются деньги со счета. Если же они потребовали передачи объекта недвижимости – то деньги со счета эскроу не дойдут до застройщика до тех пор, пока дом не сдадут в эксплуатацию.

Эта уверенность опирается на крайне жесткую и категоричную формулировку норм о счете эскроу в Гражданском кодексе: права на денежные средства, расположенные на таком счете, до наступления основания для раскрытия счета эскроу принадлежат депоненту (покупателю).

При такой высокой степени конкретизации угроза списания денег со счета эскроу до наступления основания для его раскрытия, например, из-за долгов застройщика надумана.  Такого рода операции не предусмотрены ни прямо - нормой закона, ни косвенно – целью, заложенной в этот механизм защиты наиболее уязвимого участника отношений в области строительства – физического лица - непрофессионального инвестора.

Заметим, что вопреки бытующему мнению, которое стало предметом беспокойства потенциальных приобретателей квартир, типовые договоры, расположенные в публичном доступе, например, типовой договор счета эскроу Сбербанка -  не предусматривают возможности списания денежных средств со счета эскроу до события, являющегося основанием для его раскрытия, о чем прямо говорят пп. 2.4 и 3 общих условий такого договора.

При детальном разборе типового договора мы видим, что до введения дома в эксплуатацию (т. е. наступления основания раскрытия счета эскроу) могут быть совершены только следующие операции с денежными средствами - возврат депоненту в связи с расторжением договора и возврат ошибочно перечисленных сумм. После введения дома в эксплуатацию деньги либо перечисляются на расчетный счет застройщика (если у него не имеется задолженности перед банком), либо идут в счет погашения ссудной задолженности по кредиту, открытому в том же банке, что и счета эскроу.

В заключение подчеркнем, что часть законов прямо запрещают обращение взыскания на денежные средства, расположенные на счетах эскроу – например, Закон об исполнительном производстве.

Анна Сулима,
юрист, правовое бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры"

 
 
15.07.2019
Минстрой объединяет силы профсообщества для внедрения BIM-технологий в строительстве
Технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство» и проектный технический комитет по стандартизации ПТК 705 «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости» объединяют силы для внедрения BIM-технологий в стройотрасли.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 12 июля 2019 года № 1660 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 июня 2017 г. № 1382 "Об организации деятельности технического комитета по стандартизации "Строительство"» реализовано слияние технических комитетов путем интеграции ПТК 705 в структуру ТК 465. Соответствующий приказ опубликован на сайте Росстандарта.

Консолидация сил профессионального сообщества на площадке ТК 465 создаст единый центр компетенций, необходимый для эффективной работы по внедрению BIM-технологий в строительстве, подчеркнул заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков.

«Внесенные изменения в состав и структуру ТК 465 направлены на совершенствование и развитие работ по стандартизации в области строительства, в частности в сфере BIM-технологий. Предполагается, что полноправные члены расформированного ПТК войдут в состав профильного подкомитета ТК 465 – ПК 5 «Управление жизненным циклом объектов капитального строительства». Консолидация сил профессионального сообщества на одной площадке однозначно увеличит эффективность работы по внедрению BIM-технологий в стройотрасли», – сказал Дмитрий Волков.

По словам замминистра, объединение сил профессионального сообщества отрасли является важным шагом в рамках реализации комплексной работы по внедрению информационного моделирования в строительстве.

Двумя неделями раньше, 1 июля, понятия информационного моделирования и классификатора строительной информации были официально закреплены в Градостроительном кодексе. Соответствующий Федеральный закон подписал Президент России Владимир Путин.

СПРАВОЧНО

Технический комитет по стандартизации 465 «Строительство» действует на базе федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»).

С учетом проведенной актуализации экспертного состава и интеграции ПТК 705 состав ТК 465 насчитывает 285 членов, направивших в общей сложности более 700 экспертов в структурные подразделения технического комитета ТК 465.

ТК 465 объединяет представителей государственного регулятора, активных представителей бизнес-сообществ и научных организаций высочайших компетенций, лидеров строительной отрасли.

 

15.07.2019
Президент НОСТРОя представил премьер-министру предложения по развитию стройотрасли
12 июля в Ставрополе премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное национальному проекту «Жилье и городская среда» и тому, как этот проект реализовывается.

Всего на данный Нацпроект выделено 7 трлн рублей, причем уже около 300 млрд рублей израсходовано. При этом реформа жилищного строительства не способствует достижению показателей, заложенных в Национальном проекте – строительство 120 млн кв метров жилья в год к 2024 году. Объемы строительства жилья падают второй год подряд, при этом уже построенное жилье продается все хуже и хуже – кроме Москвы, рынок затоварен в большинстве регионов России. Например, в Московской области предложение почти в три раза превышает спрос, квартиры 5 и более лет не могут найти своего покупателя. Доходы населения падают шестой год подряд, соответственно, падает и спрос.

На этом фоне Минстрой России обещает осенью внести в Государственную Думу очередной пакет поправок в закон о долевом строительстве жилья, предлагает  вернуть типовое проектирование, облегчить повторную экспертизу проектов, постепенно реформировать ценообразование в строительстве  - и так далее.

Мнение строительного  сообщества на совещании представил президент Национального объединения строителей Антон Глушков. Он поддержал упрощение процедуры повторной экспертизы проектов, поскольку это очень востребовано профессиональным сообществом.

«Чтобы этот инструмент заработал в кратчайшие сроки, необходимо, чтобы у нас появился документ, который устанавливает требования главным инженерам проектов и главным архитекторам проектов, утверждает их должностные обязанности, полномочия и их ответственность. Кроме того, по нашему мнению, должна быть определена форма этого заключения, которое даёт уполномоченное лицо, об отсутствии необходимости проведения повторной экспертизы», - заявил А.Глушков.

- В части ценообразования также всё, что было сказано, мы считаем своевременным и очень необходимым, - сказал А.Глушков. -  Кроме того, данная реформа позволяет добавить расценки на те виды работ, новые технологии, которые в последнее время активно используются коллегами-строителями. На протяжении двух последних лет эта работа не велась. Сейчас возможность появления новых видов работ с новыми расценками на них активно поддерживается профессиональным сообществом.

По разделению сметной стоимости строительства и цены контракта. Это предложение, которое тоже давно назревало в профессиональном сообществе. Думаю, что это очень своевременная норма. Однако здесь требуется дополнительное правовое обеспечение, для того чтобы все заказчики могли по одинаковой методике определять и составлять сметы контракта, на основании которых подрядчики будут по укрупнённым видам работ закрывать выполненные объёмы.

Самым главным на сегодняшний момент национальным проектом среди коллег-строителей, конечно, является «Жильё и городская среда». Безусловно, все оценивают большую важность стимулирования спроса на жилищное строительство, на промышленное строительство.

Основным инструментом стимулирования, который заложен в программе, является повышение платёжеспособного спроса на жильё. К сожалению, если мы возьмём паспорт национального проекта «Ипотека» и посмотрим показатели, по которым должна двигаться сейчас ставка, эта ставка должна составлять 8,9% годовых, в то время как по факту она составляет в целом по России 10,25%, по некоторым субъектам даже выше.

В настоящее время мы предлагаем проработать меры по стимулированию ипотечного кредитования, а именно рассмотреть вопрос о предоставлении ипотечных каникул для лиц, приобретающих строящееся жильё с использованием нового механизма эскроу, развивать механизм жилищно-сберегательных вкладов, который бы позволил населению сформировать первоначальный взнос для ипотечного кредита, увеличить объём сделок секьюритизации ипотечных кредитов путём выкупа ипотечных ценных бумаг с поручительством института развития «ДОМ.РФ» и рассмотреть вопросы расширения льготных категорий граждан, имеющих право на получение ипотеки со сниженными ставками.

В июле в Нальчике мы участвовали в первом Северо-Кавказском форуме по устойчивому развитию. Практически все коллеги с Северного Кавказа отметили острый дефицит местных базовых строительных материалов. Львиная доля материалов в Ставрополе – в лучшем случае из Краснодара, а такие позиции, например, как отделочный кирпич или облицовочный кирпич, везутся аж из Подмосковья.

Поэтому с целью оптимизации затрат строителей необходимо разработать систему радиусов доступности общих базовых строительных материалов, дабы на территории всей Российской Федерации инструменты по актуализации системы ценообразования были эффективны и применялись повсеместно.

Типовое проектирование, конечно, очень нужная и востребованная вещь, но, как правило, по крайней мере, если мы возьмём позитивный опыт предыдущего периода, типовое проектирование в первую очередь опиралось на стандартные крупнопанельные варианты. Сейчас эта отрасль переживает не лучшие времена. Для того чтобы мы выполнили поручение Президента и максимально приблизились к показателям по вводу жилья, необходима  программа по реновации или актуализации тех технологий, которые используют нынешние ДСК.

Но одних технологий недостаточно. Должны появиться типовые проекты, типовые серии, которые должны быть использованы с учётом климатики, сейсмики на территории всей Российской Федерации, и, конечно, эти проекты должны касаться не только многоквартирных жилых домов, но и индивидуального домостроения.

Кроме того, необходимо поддержать граждан, которые планируют приобрести индивидуальное жильё, построенное как раз этим индустриальным методом. Потому что сейчас, по данным Минстроя, объём ипотеки, которая выдаётся на такой вид жилья, составляет всего 1% от общего объёма выданных кредитов.

Невозможно пройти мимо реформы жилищного строительства, которая состоялась в Российской Федерации. Сейчас в Российской Федерации строится порядка 130 млн кв. м жилья, из них на 1 июля требованию 30-процентной готовности (это обязательное требование, которое установлено) соответствуют 60 млн кв. м.

Но, к сожалению, на 1 июля, по информации «ДОМ.РФ», заключения о соответствии этой степени готовности получили только 14,5 млн кв. м. То есть получается, что 46,5 млн кв. м на сегодняшний момент соответствуют этим критериям, однако не могут привлекать денежные средства граждан, заморожены. Необходимо максимально оперативно процедуру выдачи заключения о соответствии данным критериям ускорить на территории всей Российской Федерации.

Кроме того, опять же по информации «ДОМ.РФ», непосредственно на эскроу-счета сейчас у нас перешли застройщики с общей площадью строительства порядка 6,5 млн кв. м, то есть за бортом 30-процентной готовности и работы по эскроу-счетам находится порядка 64 млн кв. м строящегося жилья.

По нашему мнению, целесообразно было бы определить предельный срок достижения этой 30-процентной готовности, который в ближайшее время должен быть установлен постановлением Правительства Российской Федерации, 31 декабря этого года. Это позволило бы значительно этот «хвост» из 64 млн кв. м перевести в первую часть 30-процентной готовности. Тем более что риски минимальны, потому что в данный момент застройщики, не имеющие 30-процентной готовности, не имеют права работать с денежными средствами дольщиков. За это время «ДОМ.РФ» сможет развернуть систему гарантирования, чтобы региональные проекты, которые в настоящее время не являются привлекательными для банков, имеют низкую маржинальность, смогли получить проектное финансирование.

 

 

Новости

  • 22.07.2019

    Медведев погружается в битум

    Не прошло и года с торжественного провозглашения президентских Нацпроектов, как выясняется, что эти благие намерения опять-таки выстилают дорогу не в светлое будущее российского общества, а в хранилища с битумом, демографические ямы и обвал рынка жилья.

    Оставим в стороне непрофильные для строительной отрасли туризм и медицину – остановимся на родных: дороги, жилье, социальная сфера. Я не знаю, на основе каких победных реляций писались эти Нацпроекты, но то, что никакие исследования современного состояния стройотрасли и стройиндустрии  при этом не проводились – это точно! Как и не прорабатывались никакие прогнозы и сценарии при выполнении поставленных показателей.

    А теперь выясняется, что уже в ближайшее время может возникнуть дефицит всего: битума и щебня, строителей и техники, земли и денег. С серьезным видом глава правительства России обсуждает создание битумных хранилищ, иначе Нацпроект по дорогам будет сорван. При этом даже при наличии битума, как оказалось, в России не хватает строительных кадров, особенно за Московской кольцевой дорогой. Нет, профессионалы об этом, конечно, говорили на протяжении последних 10 лет – но это как-то прошло мимо правительства и авторов Нацпроектов.

    И только сейчас речь пошла о том, что надо пересчитать заводы и комбинаты, карьеры и самосвалы. Ау, коллеги! Вы в прошлом году утвердили стратегию развития стройиндустрии – там этого нет? На основе каких данных она писалась? Какие прогнозы там делались? Какие инвестиции предполагались? А еще есть стратегия пространственного развития России, которая предполагает, что дорога, начинающаяся в Калужской области, должна продолжиться с того же места в Тульской, причем вести не в поля, а в город, строиться из местных стройматериалов и вообще должна быть кому-то нужной. А в городах, которые вы взялись благоустраивать,  люди должны жить и где-то работать, а не только ездить в Москву на зарабоки.

    Теперь же выясняется, что в тот же Ставропольский край стройматериалы везут чуть ли не из Подмосковья, что краснодарские черноземы застраиваются жильем для выполнения показателей очередного Нацпроекта по жилью, что в большинстве регионов платежеспособного спроса на новое жилье нет, население нищает, молодежь уезжает. А Центробанк с чувством глубокого удовлетворения прогнозирует обвал цен на рынке жилья после выполнения соответствующего Нацпроекта, поскольку рынок будет не просто затоварен, а завален никому не нужным, по непосильным ценам жильем. Интересно, что по этому поводу имеют сказать разработчики Нацпроекта и Стратегии развития строительной отрасли?

    И последнее, чего нет: все чаще торги на строительство бюджетных объектов срываются по одной простой причине – на них не выходит ни одного подрядчика. Строительные компании не хотят иметь дел с государством. Почти 60 арестованных чиновников от строительства, губернаторов и вице-губернаторов показывают степень риска для всех, кто приближается к государственным деньгам. Частные инвестиции в строительство упали в разы. У населения денег уже практически не осталось. При этом госбанки выкупают все новые и новые строительные компании.

    И если Медведев активно погружается в битум, то стройотрасль – в стагнацию и национализацию. Такие ощущение, что еще чуть-чуть – и мы увидим «стройразверстку» - принудительное участие в госторгах компаний, которые вообще хотят хоть как-то работать и строить в России.

     

  • 17.07.2019

    Риски счетов эскроу: для дольщика – надуманные, для строителей - реальные

    С 1 июля 2019 года в нашей стране заработал новый механизм финансирования жилищного строительства – вместо традиционного долевого застройщики должны перейти к проектному с использованием счетов эскроу.

    Когда соответствующий закон принимался, многие эксперты уверенно утверждали, что теперь наступит «золотой век» и все заинтересованные стороны процесса наконец получат сбалансированные и гарантированные права и обязанности.

    Однако не всегда лучшие надежды воплощаются в жизнь наиболее эффективным способом. Давайте попробуем разобраться – что же получат и потеряют дольщики, застройщики и подрядчики после вступления закона в силу?

    По плану всё должно быть очень просто. Застройщики стройными рядами переходят на систему проектного финансирования, дольщики защищены, и никаких проблем больше не будет, а проблемные дома достроят.

    Картина, конечно, красивая, но не очень реалистичная. Ибо бывают ситуации, когда норма права есть, а регулирования – нет. Судя по всему, с введением изменений в Закон о банкротстве и Закон о долевом строительстве именно это и случилось.

    Да, Закон о банкротстве предусматривает возможность завершения строительства объекта уже в процедуре конкурсного производства, но вопросов к способу реализации этой возможности - масса.

    Начнём с самого простого вопроса: кто будет финансировать завершение строительства? Ответ, казалось бы, известен: Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства и/или иная организация.

    Давайте посмотрим - как это работает.

    Итак, суд выносит решение о признании застройщика банкротом. Конкурсный управляющий направляет в Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства заявление о согласовании финансирования завершения строительства. И тут выясняется, что Фонд при вынесении заключения о целесообразности (или нецелесообразности) финансирования строительства учитывает множество факторов: степень готовности объекта незавершенного строительства, размер предоставляемых денежных средств и сроки, необходимые для завершения строительства объекта незавершенного строительства, количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, предусматривающих передачу жилых помещений, а также количество необремененных правами третьих лиц жилых и нежилых помещений в объекте незавершенного строительства. Говоря проще – могут дать, а могут и не дать.

    Теперь предположим, что Фонд дал заключение о целесообразности финансирования завершения строительства. Тогда возможны два варианта развития ситуации:
    1. средства выделяются непосредственно из Компенсационного фонда;
    2. выдается целевой займ (кредит) Фондом или иной организацией.

    Такие целевые займы могут быть обеспечены залогом объектов незавершенного строительства и земельных участков (прав на земельные участки).

    Необходимо отметить, что возврат подобного целевого кредита погашается в составе третьей очереди текущих платежей, то есть фактически это обязательство имеет абсолютный приоритет. И тут уже возникает проблема с тем, что текущие обязательства должника раздуваются до немыслимых размеров, сводя практически к нулю вероятность погашения требований кредиторов, не участвующих в строительстве.

    Если застройщик работает по системе проектного финансирования, то денежные средства по таким кредитам он, скорее всего, сможет возвратить только после сдачи дома в эксплуатацию или после наступления иного условия, которое является «ключом» к раскрытию счетов эскроу.

    Заметим, что системная регламентация порядка выдачи таких кредитов также пока отсутствует.

    Генподрядчик: надежда только на себя

    Пришла пора рассмотреть судьбу следующего участника процесса – генерального подрядчика.

    Возникает логичный вопрос – что ему делать в подобной ситуации?

    Если ранее не был заявлен отказ от исполнения договора, а деньги на завершение строительства были выделены - можно однозначно рекомендовать: продолжайте работать. Все обязательства, которые возникнут у застройщика по отношению к генеральному подрядчику в ходе конкурсного производства, будут выполнены.

    Это обеспечивается тем, что средства на завершение мероприятий по строительству аккумулируются на отдельном специальном счете застройщика. Он не имеет отношения к основному счету, из средств которого проходит гашение иных обязательств из реестра текущих платежей и реестра требований кредиторов. Операции по этому счету проводятся исключительно по распоряжению конкурсного управляющего и исключительно для расчетов по текущим обязательствам, связанным с завершением строительства.

    А вот если перед генеральным подрядчиком уже имеется задолженность, ситуация представляется гораздо более печальной. Эта задолженность (в зависимости от даты возникновения) будет признана реестровой или текущей, и если надежда на погашение текущей задолженности имеется, то для реестровой – это крайне маловероятно.

    Помимо этого, стоит учитывать интервал (пусть и относительно небольшой) между признанием застройщика банкротом и получением денег на завершение строительства, когда генеральный подрядчик остается в весьма неловком положении.

    Генеральному подрядчику предстоит сделать весьма непростой выбор – остаться по сути «ни с чем», или рискнуть и продолжать выполнять работы в процедуре банкротства, и за выполненные работы именно в этом периоде получить оплату.

    Так что подрядчикам можно посоветовать одно – очень внимательно следить за оплатой выполненных работ и не допускать серьезных кассовых разрывов. Иначе погашать их придется, скорее всего, за собственный счет.

    Эскроу-дольщику бояться нечего?

    Кто же больше всего выиграл в результате смены механизма финансирования?

    Ответ очевиден — это потенциальные владельцы недвижимости. Вот у них есть и подлинная защита, и гарантии.  В случае, если они заключили договор с использованием счета эскроу, а потом отказались от получения помещения, им возвращаются деньги со счета. Если же они потребовали передачи объекта недвижимости – то деньги со счета эскроу не дойдут до застройщика до тех пор, пока дом не сдадут в эксплуатацию.

    Эта уверенность опирается на крайне жесткую и категоричную формулировку норм о счете эскроу в Гражданском кодексе: права на денежные средства, расположенные на таком счете, до наступления основания для раскрытия счета эскроу принадлежат депоненту (покупателю).

    При такой высокой степени конкретизации угроза списания денег со счета эскроу до наступления основания для его раскрытия, например, из-за долгов застройщика надумана.  Такого рода операции не предусмотрены ни прямо - нормой закона, ни косвенно – целью, заложенной в этот механизм защиты наиболее уязвимого участника отношений в области строительства – физического лица - непрофессионального инвестора.

    Заметим, что вопреки бытующему мнению, которое стало предметом беспокойства потенциальных приобретателей квартир, типовые договоры, расположенные в публичном доступе, например, типовой договор счета эскроу Сбербанка -  не предусматривают возможности списания денежных средств со счета эскроу до события, являющегося основанием для его раскрытия, о чем прямо говорят пп. 2.4 и 3 общих условий такого договора.

    При детальном разборе типового договора мы видим, что до введения дома в эксплуатацию (т. е. наступления основания раскрытия счета эскроу) могут быть совершены только следующие операции с денежными средствами - возврат депоненту в связи с расторжением договора и возврат ошибочно перечисленных сумм. После введения дома в эксплуатацию деньги либо перечисляются на расчетный счет застройщика (если у него не имеется задолженности перед банком), либо идут в счет погашения ссудной задолженности по кредиту, открытому в том же банке, что и счета эскроу.

    В заключение подчеркнем, что часть законов прямо запрещают обращение взыскания на денежные средства, расположенные на счетах эскроу – например, Закон об исполнительном производстве.

    Анна Сулима,
    юрист, правовое бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры"

     
     
  • 15.07.2019

    Минстрой объединяет силы профсообщества для внедрения BIM-технологий в строительстве

    Технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство» и проектный технический комитет по стандартизации ПТК 705 «Технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства и недвижимости» объединяют силы для внедрения BIM-технологий в стройотрасли.

    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 12 июля 2019 года № 1660 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 июня 2017 г. № 1382 "Об организации деятельности технического комитета по стандартизации "Строительство"» реализовано слияние технических комитетов путем интеграции ПТК 705 в структуру ТК 465. Соответствующий приказ опубликован на сайте Росстандарта.

    Консолидация сил профессионального сообщества на площадке ТК 465 создаст единый центр компетенций, необходимый для эффективной работы по внедрению BIM-технологий в строительстве, подчеркнул заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков.

    «Внесенные изменения в состав и структуру ТК 465 направлены на совершенствование и развитие работ по стандартизации в области строительства, в частности в сфере BIM-технологий. Предполагается, что полноправные члены расформированного ПТК войдут в состав профильного подкомитета ТК 465 – ПК 5 «Управление жизненным циклом объектов капитального строительства». Консолидация сил профессионального сообщества на одной площадке однозначно увеличит эффективность работы по внедрению BIM-технологий в стройотрасли», – сказал Дмитрий Волков.

    По словам замминистра, объединение сил профессионального сообщества отрасли является важным шагом в рамках реализации комплексной работы по внедрению информационного моделирования в строительстве.

    Двумя неделями раньше, 1 июля, понятия информационного моделирования и классификатора строительной информации были официально закреплены в Градостроительном кодексе. Соответствующий Федеральный закон подписал Президент России Владимир Путин.

    СПРАВОЧНО

    Технический комитет по стандартизации 465 «Строительство» действует на базе федерального автономного учреждения «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»).

    С учетом проведенной актуализации экспертного состава и интеграции ПТК 705 состав ТК 465 насчитывает 285 членов, направивших в общей сложности более 700 экспертов в структурные подразделения технического комитета ТК 465.

    ТК 465 объединяет представителей государственного регулятора, активных представителей бизнес-сообществ и научных организаций высочайших компетенций, лидеров строительной отрасли.

     

  • 15.07.2019

    Президент НОСТРОя представил премьер-министру предложения по развитию стройотрасли

    12 июля в Ставрополе премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное национальному проекту «Жилье и городская среда» и тому, как этот проект реализовывается.

    Всего на данный Нацпроект выделено 7 трлн рублей, причем уже около 300 млрд рублей израсходовано. При этом реформа жилищного строительства не способствует достижению показателей, заложенных в Национальном проекте – строительство 120 млн кв метров жилья в год к 2024 году. Объемы строительства жилья падают второй год подряд, при этом уже построенное жилье продается все хуже и хуже – кроме Москвы, рынок затоварен в большинстве регионов России. Например, в Московской области предложение почти в три раза превышает спрос, квартиры 5 и более лет не могут найти своего покупателя. Доходы населения падают шестой год подряд, соответственно, падает и спрос.

    На этом фоне Минстрой России обещает осенью внести в Государственную Думу очередной пакет поправок в закон о долевом строительстве жилья, предлагает  вернуть типовое проектирование, облегчить повторную экспертизу проектов, постепенно реформировать ценообразование в строительстве  - и так далее.

    Мнение строительного  сообщества на совещании представил президент Национального объединения строителей Антон Глушков. Он поддержал упрощение процедуры повторной экспертизы проектов, поскольку это очень востребовано профессиональным сообществом.

    «Чтобы этот инструмент заработал в кратчайшие сроки, необходимо, чтобы у нас появился документ, который устанавливает требования главным инженерам проектов и главным архитекторам проектов, утверждает их должностные обязанности, полномочия и их ответственность. Кроме того, по нашему мнению, должна быть определена форма этого заключения, которое даёт уполномоченное лицо, об отсутствии необходимости проведения повторной экспертизы», - заявил А.Глушков.

    - В части ценообразования также всё, что было сказано, мы считаем своевременным и очень необходимым, - сказал А.Глушков. -  Кроме того, данная реформа позволяет добавить расценки на те виды работ, новые технологии, которые в последнее время активно используются коллегами-строителями. На протяжении двух последних лет эта работа не велась. Сейчас возможность появления новых видов работ с новыми расценками на них активно поддерживается профессиональным сообществом.

    По разделению сметной стоимости строительства и цены контракта. Это предложение, которое тоже давно назревало в профессиональном сообществе. Думаю, что это очень своевременная норма. Однако здесь требуется дополнительное правовое обеспечение, для того чтобы все заказчики могли по одинаковой методике определять и составлять сметы контракта, на основании которых подрядчики будут по укрупнённым видам работ закрывать выполненные объёмы.

    Самым главным на сегодняшний момент национальным проектом среди коллег-строителей, конечно, является «Жильё и городская среда». Безусловно, все оценивают большую важность стимулирования спроса на жилищное строительство, на промышленное строительство.

    Основным инструментом стимулирования, который заложен в программе, является повышение платёжеспособного спроса на жильё. К сожалению, если мы возьмём паспорт национального проекта «Ипотека» и посмотрим показатели, по которым должна двигаться сейчас ставка, эта ставка должна составлять 8,9% годовых, в то время как по факту она составляет в целом по России 10,25%, по некоторым субъектам даже выше.

    В настоящее время мы предлагаем проработать меры по стимулированию ипотечного кредитования, а именно рассмотреть вопрос о предоставлении ипотечных каникул для лиц, приобретающих строящееся жильё с использованием нового механизма эскроу, развивать механизм жилищно-сберегательных вкладов, который бы позволил населению сформировать первоначальный взнос для ипотечного кредита, увеличить объём сделок секьюритизации ипотечных кредитов путём выкупа ипотечных ценных бумаг с поручительством института развития «ДОМ.РФ» и рассмотреть вопросы расширения льготных категорий граждан, имеющих право на получение ипотеки со сниженными ставками.

    В июле в Нальчике мы участвовали в первом Северо-Кавказском форуме по устойчивому развитию. Практически все коллеги с Северного Кавказа отметили острый дефицит местных базовых строительных материалов. Львиная доля материалов в Ставрополе – в лучшем случае из Краснодара, а такие позиции, например, как отделочный кирпич или облицовочный кирпич, везутся аж из Подмосковья.

    Поэтому с целью оптимизации затрат строителей необходимо разработать систему радиусов доступности общих базовых строительных материалов, дабы на территории всей Российской Федерации инструменты по актуализации системы ценообразования были эффективны и применялись повсеместно.

    Типовое проектирование, конечно, очень нужная и востребованная вещь, но, как правило, по крайней мере, если мы возьмём позитивный опыт предыдущего периода, типовое проектирование в первую очередь опиралось на стандартные крупнопанельные варианты. Сейчас эта отрасль переживает не лучшие времена. Для того чтобы мы выполнили поручение Президента и максимально приблизились к показателям по вводу жилья, необходима  программа по реновации или актуализации тех технологий, которые используют нынешние ДСК.

    Но одних технологий недостаточно. Должны появиться типовые проекты, типовые серии, которые должны быть использованы с учётом климатики, сейсмики на территории всей Российской Федерации, и, конечно, эти проекты должны касаться не только многоквартирных жилых домов, но и индивидуального домостроения.

    Кроме того, необходимо поддержать граждан, которые планируют приобрести индивидуальное жильё, построенное как раз этим индустриальным методом. Потому что сейчас, по данным Минстроя, объём ипотеки, которая выдаётся на такой вид жилья, составляет всего 1% от общего объёма выданных кредитов.

    Невозможно пройти мимо реформы жилищного строительства, которая состоялась в Российской Федерации. Сейчас в Российской Федерации строится порядка 130 млн кв. м жилья, из них на 1 июля требованию 30-процентной готовности (это обязательное требование, которое установлено) соответствуют 60 млн кв. м.

    Но, к сожалению, на 1 июля, по информации «ДОМ.РФ», заключения о соответствии этой степени готовности получили только 14,5 млн кв. м. То есть получается, что 46,5 млн кв. м на сегодняшний момент соответствуют этим критериям, однако не могут привлекать денежные средства граждан, заморожены. Необходимо максимально оперативно процедуру выдачи заключения о соответствии данным критериям ускорить на территории всей Российской Федерации.

    Кроме того, опять же по информации «ДОМ.РФ», непосредственно на эскроу-счета сейчас у нас перешли застройщики с общей площадью строительства порядка 6,5 млн кв. м, то есть за бортом 30-процентной готовности и работы по эскроу-счетам находится порядка 64 млн кв. м строящегося жилья.

    По нашему мнению, целесообразно было бы определить предельный срок достижения этой 30-процентной готовности, который в ближайшее время должен быть установлен постановлением Правительства Российской Федерации, 31 декабря этого года. Это позволило бы значительно этот «хвост» из 64 млн кв. м перевести в первую часть 30-процентной готовности. Тем более что риски минимальны, потому что в данный момент застройщики, не имеющие 30-процентной готовности, не имеют права работать с денежными средствами дольщиков. За это время «ДОМ.РФ» сможет развернуть систему гарантирования, чтобы региональные проекты, которые в настоящее время не являются привлекательными для банков, имеют низкую маржинальность, смогли получить проектное финансирование.

     

     

  • 12.07.2019

    Региональный Фонд защиты дольщиков создадут на Ставрополье

    Депутаты Думы Ставропольского края в четверг приняли закон, согласно которому в текущем году в регионе будет создан Фонд защиты дольщиков.

    Фонд будет брать на себя обязательства недобросовестных стройкомпаний и достраивать проблемные дома после того, как тот или иной застройщик будет признан банкротом. Затем достроенные дома будут передаваться в государственную или муниципальную собственность.

    Работа Фонда будет финансироваться из регионального бюджета с привлечением средств федерального Фонда.

    С 1 июля 2019 года российские застройщики обязаны работать по эскроу-счетам, на которых будут аккумулироваться средства граждан. Строительные компании не смогут пользоваться этими деньгами до окончания работ, их будут кредитовать банки.

    В управлении по информационной политике правительства региона "Интерфаксу" пояснили, что переход к новому типу финансирования застройщиков с использованием эскроу-счетов позволит исключить проблему обманутых дольщиков в будущем, тогда как создаваемый Фонд будет работать с теми дольщиками, которые уже пострадали из-за недобросовестных стройкомпаний.

    "Создаваемый на Ставрополье Фонд поможет решить проблемы тех, кто пострадал от действий недобросовестных застройщиков до вступления в силу новых правил долевого строительства", — сказали в управлении.

    По данным Стройжилнадзора края, на Ставрополье находится 26 проблемных объектов, квартиры в которых ждут свыше 1,8 тыс. дольщиков. До конца текущего года планируется достроить два таких объекта и восстановить права 214 человек.

    Всего же с октября 2013 года по настоящее время восстановлены права 3 тыс. 289 участников долевого строительства по 19 проблемным объектам.

     

     

  • 10.07.2019

    В Москве рассказали льготах для застройщиков коммерческих зданий за пределами ТТК

    Инвесторы, строящие коммерческие площади за пределами Третьего транспортного кольца (ТТК), получат финансовые льготы, позволяющие снизить себестоимость строительства или реконструкции зданий на 10%.

    Соответствующее постановление принято на этой неделе правительством Москвы, сообщил мэр города Сергей Собянин на своем сайте в среду.

    "Дефицит рабочих мест за пределами ТТК по-прежнему ощущается достаточно сильно. Поэтому мы решили сделать следующий шаг: ввести финансовые льготы для инвесторов, создающих места приложения труда за пределами центра", — написал он.

    Мэр отметил, что в столице в первый год строительства или реконструкции здания застройщик уплачивает в бюджет дополнительный повышенный платеж за земельный участок, размер которого зависит от плотности застройки и составляет от 5% до 80% кадастровой стоимости.

    "Принятое на этой неделе постановление правительства Москвы отменяет этот дополнительный платеж в случае строительства или реконструкции зданий коммерческого назначения за пределами ТТК. При строительстве жилья или апартаментов дополнительный платеж будет по-прежнему взиматься. Согласно оценке, новая льгота снизит себестоимость строительства/реконструкции зданий коммерческого назначения на 8-10%. "Скидка", на первый взгляд, небольшая, но она радикально улучшит экономику многих проектов, которые в прежних условиях были просто-напросто нерентабельными", — рассказал Собянин.

    В результате принятых мер, заметил он, инвесторы получат стимулы создавать на месте бывших промзон сбалансированные районы, обеспеченные офисами, магазинами и другими местами приложения труда. Это, в свою очередь, приведет к уменьшению маятниковой миграции, улучшит транспортную ситуацию и экологию.

    "Бюджет от предоставления этой льготы ничего не потеряет. Неполученные на старте проекта средства вернутся сторицей за счет роста инвестиций в строительство и налогов на бизнес, который будет работать в новых офисах и магазинах", — подчеркнул Собянин.

    Он добавил, что главный выигрыш от этой льготы получат москвичи, которые смогут устроиться на работу поближе к дому.

    "Ведь даже 20 минут ежедневной экономии, на дороге, за год складываются в три дня, которые можно использовать с гораздо большей пользой", — сказал градоначальник.

    О том, что в скором времени правительство столицы отменит платежи для инвесторов за изменение вида разрешённого использования земельных участков за пределами ТТК, мэр говорил в начале июля на Московском урбанистическом форуме.

    "От застройщиков идут жалобы, что строительство коммерческой недвижимости за пределами центра не является привлекательных и доходным, как хотелось бы", — отмечал он.

     
  • 08.07.2019

    Михаил Викторов: интересы строительной отрасли и банкиров на рынке жилья не совпадают

    С 1 июля с.г. застройщики жилья перешли на проектное финансирование и привлечение средств граждан через эскроу счета. В процессе реформирования жилищного строительства максимум внимания было уделено соблюдению прав потенциальных дольщиков, но при этом застройщики - и строители – были поставлены в чрезвычайно жесткие финансовые условия.

    Своим мнением о сложившейся ситуации и о том, как защитить вторую сторону процесса – строительную отрасль – с Агентством новостей «Строительный бизнес» поделился председатель Комитета по градостроительной деятельности Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, председатель Совета СРО Союз «МООСС» Михаил Викторов:

    - Прежде всего, отмечу, что переход жилищного строительства с долевого на проектное финансирование содержит  в себе и положительные элементы, поскольку это крайне необходимый и давно назревший шаг. Однако к таким реформам хорошо приступать и проводить их в стабильное время, например, в 2012-2014 годах,  а в нынешнее трудное время они воспринимаются крайне болезненно. При этом схема эскроу-счетов давно апробирована на вторичном рынке, защищает каждую из сторон сделки, включая банк, но на это ушло более 10 лет с момента появления первых ячеек, аккредитивов и так далее. Так что надо понимать, что впереди  долгий период адаптации тех или иных норм и положений проектного финансирования и эскроу-счетов для первичного рынка жилья.

    Именно поэтому требования к закону с точки зрения его юридической чистоты и грамотности были максимально высокие. Но, к сожалению, в ходе каждой сессии Государственной Думы в закон вносились те или иные изменения, которые были направлены на устранение допущенных ошибок, разночтений и коллизий, иначе рынок жилья просто перестал бы работать. И мы видим, что впереди будет еще немало таких исправлений.

    Нужно отдать должное Минстрою России, он на все предложения строителей реагирует быстро и адекватно, но к сожалению, в этом процессе задействована слишком большая цепочка заинтересованных организаций. Мы видим, что строительный блок имеет  разные интересы с финансовым и банковским блоком.  Более того, крен, который сейчас сделан под флагом защиты прав дольщиков, в гораздо большей степени защитил интересы банков, у которых сейчас есть полное право акцептовать или не акцептовать проект. А если банк не устраивает маржинальность проекта, он вправе отказать застройщику в кредитовании.

    И банковский сектор, говоря прямо, не волнует, что большая часть региональных проектов – низкомаржинальные.  Но строить-то надо, потребность в жилье есть как в Москве и Московской области, так и в Рязани, в Хакассии или Алтайском крае. Как в этих условиях работать региональным застройщикам? Ответа на этот вопрос пока нет, и как вся эта ситуация будет разруливаться, пока непонятно. Хотя информация до лиц, принимающих решение по отрасли, доведена, и понимание на словах есть. Но опять-таки, решения принимаются медленно, а их исполнение еще более неторопливо.

    На этом фоне представителями власти уже объявлено, что они готовы к снижению объемов строительства жилья и к росту цен в тех регионах, где есть финансово состоятельный спрос. Но там, где спроса нет, цены будут стоять, а застройщики будут банкротиться.

    Конечно, мы сейчас слышим обещания, что в ближайшую осеннюю сессию Госдумы на основе правоприменительной практики и мониторинга ситуации будут сделаны предложения, чем можно помочь застройщикам. В связи с этим еще раз хочу обратить внимание, что до конца не решен вопрос о том, как строить социальные объекты и инженерные сети. Потому что в рамках проектного финансирования банкам совершенно неинтересна нагрузка в виде детских садов, школ или поликлиник. А инженерные сети  потом забирают естественные монополии, по сути дела, это их актив, и не всегда удается договориться  об их продаже по рыночной стоимости или хотя бы по факту понесенных затрат. А это существенная доля в себестоимости квадратного метра, в среднем, от 7-8 до 15-20%.  Если бы это взяло на себя государство, должным образом помогая в строительстве социальных объектов и инфраструктуры,  в том числе, с помощью льготных кредитов или ссуд и путем нормального экономически обоснованного выкупа, отрасль бы встрепенулась. Это способствовало сдерживанию роста цен на жилье, а в ряде случаев и их снижению. Этот вопрос надо решать.

    Второй момент – банковское сопровождение эскроу-счетов. Как неоднократно говорили эксперты, что если деятельность специализированного застройщика теперь регулируется так жестко, то банк, которому вменено обслуживать это схему, и через который теперь будут проходить огромные средства, также должен получить ограничения на маржу от своей деятельности. На мой взгляд, здесь неприменимы чисто рыночные механизмы и понятие «выгодно-невыгодно». Если банки по закону обязаны открывать эскроу-счета, то тогда и их маржа должна быть установлена не более 1-1,5%. А по факту мы имеем 7-8%. На мой взгляд, это неоправданно дорого. Этот аспект пока не решен, и к сожалению, руководству нашего отраслевого блока тяжело договариваться с Банком России. Поэтому  хотелось бы привлечь к этой проблеме внимание политическое, в том числе, и высшего руководства страны.

    И еще одна тема, которую нужно обязательно поднимать, -  это правовая основа счета эскроу. Нужно до конца разобраться, как он регулирует права и обязанности покупателя жилья, причем с упором именно на права. Не будет ли эта схема подводной лодкой, с которой потом не выскочишь ни при каких раскладах, даже при условии банкротства застройщика или банка? И что будет происходить в этом случае? Насколько защищены права дольщика? Насколько эскроу-договор дает ему возможность маневрировать, переуступать эти права, увеличивать или уменьшать площадь приобретаемого жилья? Если в схеме договоров долевого участия все это было за долгие годы прописано и обкатано и никто не жаловался на неуступчивость застройщика, то права эскроу-дольщика совершенно неясны. Здесь нужно очень серьезно поработать.

    Ну, а пока можно сказать, что реформа началась, основной вопрос защиты прав людей закрыт, но открыто множество других вопросов, и в первую очередь, о развитии самой отрасли и сохранении объемов жилищного строительства. Впереди очень непростые времена.

    Лариса Поршнева

     

  • 01.07.2019

    Стратегии городов будущего обсудят на 100+ Forum Russia

    Международный форум и выставка высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia станет площадкой для обсуждения и формирования стратегий городов будущего. В программе форума – выступления футурологов и аналитиков, специалистов по цифровому проектированию и зеленым технологиям, а также архитекторов и представителей власти.Стратегии городов будущего обсудят на 100+ Forum Russia

  • 01.07.2019

    Стратегии городов будущего обсудят на 100+ Forum Russia

    Международный форум и выставка высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia станет площадкой для обсуждения и формирования стратегий городов будущего. В программе форума – выступления футурологов и аналитиков, специалистов по цифровому проектированию и зеленым технологиям, а также архитекторов и представителей власти.Стратегии городов будущего обсудят на 100+ Forum Russia

  • 28.06.2019

    Правда от застройщиков об эскроу: «В страну пришла огромная беда!»

    21 июня в Казани в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан состоялось совместное совещание Российского союза строителей (РСС), Национального объединения строителей» (НОСТРОЙ) и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства с повесткой: «О мерах реализации стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года».

    Правда от застройщиков об эскроу: «В страну пришла огромная беда!»