Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

23.01.2020
Функционал нового замглавы Минстроя может быть расширен
Новый первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин будет отвечать за блок вопросов, который ранее курировал бывший первый замминистра Леонид Ставицкий, при этом впоследствии его функционал может быть расширен, сообщили в пресс-службе Минстроя.

В пресс-службе уточнили, что в этот блок входит реализация проектов и программ в сфере государственных услуг в строительстве и разрешительной деятельности министерства.

"Учитывая те задачи, которые стоят перед Минстроем России по реализации национального проекта "Жильё и городская среда", после консультаций с вице-премьером Маратом Хуснуллиным функционал первого заместителя может быть расширен", - сообщили в ведомстве.

В четверг премьер-министр РФ Михаил Мишустин назначил Ирека Файзуллина на должность первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства. С 2010 года Файзуллин занимал должность министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

 

21.01.2020
Темпы привлечения застройщиками финансирования превзошли ожидания ЦБ
Темпы привлечения застройщиками в России банковских кредитов в рамках новой схемы финансирования долевого строительства превзошли ожидания Центрального банка, заявила заместитель председателя регулятора Ольга Полякова.

Реформа долевого строительства обязала всех российских девелоперов, привлекающих средства граждан в строительство жилья, с 1 июля работать через механизм эскроу-счетов, предполагающий, что получить деньги дольщиков они смогут лишь после передачи им квартир.

"Темпы роста перехода на проектное финансирование даже превзошли наши ожидания. За шесть с небольших месяцев возросла интенсивность подачи заявок застройщиками в банки", - сказала Полякова во время дискуссии на Гайдаровском форуме.

По её словам, более 43 тысяч счётов эскроу открыты, на них аккумулировано порядка 140 миллиардов рублей, а всего банки одобрили финансирование более чем на 900 миллиардов.

 

 

17.01.2020
Средняя ставка кредитования застройщиков в РФ может достигать 5-7%
Средняя ставка кредитования застройщиков жилья в России может достигать 5-7%, а бывают примеры, когда она равна и 1%, заявила заместитель председателя Банка России Ольга Полякова.

"На сегодняшний день средняя ставка кредитования (строительства в РФ - ред.) на всем жизненном цикле кредитного договора может достигать 5-7%, но есть и примеры, когда ставка равна ниже 1%. Этому, безусловно, способствуют темпы поступления денежных средств на счета эскроу и темпы продаж", - сказала она на дискуссии в рамках Гайдаровского форума.

Реформа долевого строительства обязала всех российских девелоперов, привлекающих средства граждан в строительство жилья, с 1 июля 2019 года работать через механизм эскроу-счетов, предполагающий, что получить деньги дольщиков они смогут лишь после передачи им квартир.

Ранее в четверг Полякова говорила, что за период действия новых условий банки одобрили застройщикам кредиты более чем на 900 миллиардов рублей, более 43 тысяч счётов эскроу открыто, на них аккумулировано порядка 140 миллиардов рублей.

 

 

15.01.2020
С 8 января 2020 года изменились правила закупок в сфере строительства
Журнал "Государственные и муниципальные закупки" представил обзор изменений законодательства в сфере госзакупок. Часть из них касается и строительной сферы.

1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика

Суть изменений:
Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ  вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика,  к исполнению своих обязательств по контракту.

Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.

Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру.

Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2019 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России

Суть изменений:
Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта".

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 397/пр "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта".
Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см. письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250).

Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ.

3-е изменение: с 08 января 2020 года из сферы действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством

Суть изменений:

Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:
…публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации").

В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ - с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ).

Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов

Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок:

1. В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни).

При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»)..

2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»:
«…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см. часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ).

При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание  для заключения контрактов «под ключ».

3. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).

4. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ. В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см. часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ).

Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:
1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

5. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системепредусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 %  включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта.

Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Более подробно об этих изменениях можно прочитать в статье президента Союза инженеров-сметчиков Павла Горячкина на портале Агентства новостей «Строительный бизнес»: http://www.ancb.ru/publication/read/9010

Источник: Журнал "Государственные и муниципальные закупки"

 

Новости

  • 23.01.2020

    Функционал нового замглавы Минстроя может быть расширен

    Новый первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин будет отвечать за блок вопросов, который ранее курировал бывший первый замминистра Леонид Ставицкий, при этом впоследствии его функционал может быть расширен, сообщили в пресс-службе Минстроя.

    В пресс-службе уточнили, что в этот блок входит реализация проектов и программ в сфере государственных услуг в строительстве и разрешительной деятельности министерства.

    "Учитывая те задачи, которые стоят перед Минстроем России по реализации национального проекта "Жильё и городская среда", после консультаций с вице-премьером Маратом Хуснуллиным функционал первого заместителя может быть расширен", - сообщили в ведомстве.

    В четверг премьер-министр РФ Михаил Мишустин назначил Ирека Файзуллина на должность первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства. С 2010 года Файзуллин занимал должность министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

     

  • 21.01.2020

    Темпы привлечения застройщиками финансирования превзошли ожидания ЦБ

    Темпы привлечения застройщиками в России банковских кредитов в рамках новой схемы финансирования долевого строительства превзошли ожидания Центрального банка, заявила заместитель председателя регулятора Ольга Полякова.

    Реформа долевого строительства обязала всех российских девелоперов, привлекающих средства граждан в строительство жилья, с 1 июля работать через механизм эскроу-счетов, предполагающий, что получить деньги дольщиков они смогут лишь после передачи им квартир.

    "Темпы роста перехода на проектное финансирование даже превзошли наши ожидания. За шесть с небольших месяцев возросла интенсивность подачи заявок застройщиками в банки", - сказала Полякова во время дискуссии на Гайдаровском форуме.

    По её словам, более 43 тысяч счётов эскроу открыты, на них аккумулировано порядка 140 миллиардов рублей, а всего банки одобрили финансирование более чем на 900 миллиардов.

     

     

  • 17.01.2020

    Средняя ставка кредитования застройщиков в РФ может достигать 5-7%

    Средняя ставка кредитования застройщиков жилья в России может достигать 5-7%, а бывают примеры, когда она равна и 1%, заявила заместитель председателя Банка России Ольга Полякова.

    "На сегодняшний день средняя ставка кредитования (строительства в РФ - ред.) на всем жизненном цикле кредитного договора может достигать 5-7%, но есть и примеры, когда ставка равна ниже 1%. Этому, безусловно, способствуют темпы поступления денежных средств на счета эскроу и темпы продаж", - сказала она на дискуссии в рамках Гайдаровского форума.

    Реформа долевого строительства обязала всех российских девелоперов, привлекающих средства граждан в строительство жилья, с 1 июля 2019 года работать через механизм эскроу-счетов, предполагающий, что получить деньги дольщиков они смогут лишь после передачи им квартир.

    Ранее в четверг Полякова говорила, что за период действия новых условий банки одобрили застройщикам кредиты более чем на 900 миллиардов рублей, более 43 тысяч счётов эскроу открыто, на них аккумулировано порядка 140 миллиардов рублей.

     

     

  • 15.01.2020

    С 8 января 2020 года изменились правила закупок в сфере строительства

    Журнал "Государственные и муниципальные закупки" представил обзор изменений законодательства в сфере госзакупок. Часть из них касается и строительной сферы.

    1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика

    Суть изменений:
    Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ  вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика,  к исполнению своих обязательств по контракту.

    Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.

    Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

    Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

    Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру.

    Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

    2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2019 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России

    Суть изменений:
    Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта".

    Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 397/пр "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта".
    Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см. письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250).

    Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ.

    3-е изменение: с 08 января 2020 года из сферы действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством

    Суть изменений:

    Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

    Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

    Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:
    …публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

    1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);

    2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

    3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

    4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

    5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

    Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации").

    В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ - с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

    Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ).

    Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

    4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов

    Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок:

    1. В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни).

    При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»)..

    2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»:
    «…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см. часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ).

    При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

    До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

    Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание  для заключения контрактов «под ключ».

    3. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).

    4. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ. В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см. часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ).

    Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:
    1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
    2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
    3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

    Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

    5. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системепредусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 %  включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта.

    Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

    Более подробно об этих изменениях можно прочитать в статье президента Союза инженеров-сметчиков Павла Горячкина на портале Агентства новостей «Строительный бизнес»: http://www.ancb.ru/publication/read/9010

    Источник: Журнал "Государственные и муниципальные закупки"

     

  • 13.01.2020

    Проблемные дома в Подмосковье достроят за счет федерального и областного бюджетов

    Права пострадавших от долгостроя граждан на территории Московской области будут восстанавливать с помощью создаваемого регионального фонда защиты дольщиков.

    Об этом было заявлено в ходе совещания по вопросу завершения строительства проблемных многоквартирных домов (МКД) в Подмосковье, которое состоялось накануне нового года под руководством зампредседателя Правительства РФ Виталия Мутко (на фото справа) и губернатора Московской области Андрея Воробьева (на фото слева).      

    Напомним, что региональные фонды защиты дольщиков по образцу федерального Фонда формируются в ряде субъектов РФ с августа 2019 года в соответствии со 151-ФЗ.

    В соответствии с этим законом региональный фонд сам сможет выступать в качестве застройщика и достраивать проблемные объекты на территории соответствующего субъекта РФ.

    Как сообщает пресс-служба федерального Фонда защиты дольщиков, по состоянию на начало года, в Московской области зарегистрировано более 700 проблемных МКД. По 254 из них уже принято решение на региональном уровне по способу восстановления прав — через достройку или выплату денежных компенсаций пострадавшим от долгостроя гражданам.

    Для решения по еще 504 домам на территории Подмосковья необходима также поддержка федерального Фонда защиты дольщиков.

    По словам вице-премьера Виталия Мутко завершение долгостроя в Подмосковье будет на 70% профинансировано за счет средств федерального бюджета и на 30% — за счет средств областного бюджета.

     

     

  • 27.12.2019

    Утверждён новый свод правил по оценке технического состояния здания и признания его аварийным

    Министр Владимир Якушев подписал приказ Минстроя России об утверждении свода правил «Здания жилые многоквартирные. Правила оценки аварийного и ограниченно-работоспособного технического состояния». Разработка данного документа была выполнена в соответствии с поручением Президента Российской Федерации для установления однозначных критериев признания жилых домов аварийными и порядка оценки их состояния в соответствии с такими критериями.

    Свод правил разработан по заказу Минстроя России и Фонда содействия реформирования ЖКХ с привлечением ведущих научно-исследовательских и экспертных организаций страны, в том числе АО «ЦНИИПромзданий». В октябре 2019 года документ был рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании ПК 4 «Безопасная эксплуатация зданий и сооружений» Технического комитета №465 «Строительство». Перед разработчиками стояла цель унифицировать, упростить, оптимизировать и ускорить процесс обследования многоквартирных домов, которые находятся в аварийном или ограниченно-работоспособном состоянии.

    Напомним, до настоящего времени в соответствии с «Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 техническое обследование любых жилых зданий проводится по ГОСТ 31937-2011. Описанная там процедура сложна, трудоемка и дорогостояща. Она требует обмерных работ, обследования всех строительных конструкций и инженерных систем, вскрытия и испытаний, в том числе лабораторных, прочностных характеристик несущих конструкций, выявления всех дефектов и проведения поверочных расчетов, то есть оценки способности здания нести фактические нагрузки. Эта процедура предназначена, прежде всего, для проведения реконструкции зданий.

    Внедрение нового порядка обследования зданий будет способствовать сокращению объемов информации, рассматриваемой в ходе оценки, и за счет этого удастся сократить стоимость и длительность проведения обследований в несколько раз. При этом методика обеспечивает объективность и однозначность оценки аварийного состояния здания.

    Область применения нового свода правил - многоквартирные жилые дома высотой до 5 этажей включительно, которые не подвергались сейсмическим воздействиям и пожарам.

     

     

  • 25.12.2019

    Фонду дольщиков потребуется 500 млрд руб до 2023 года

    В России сейчас насчитывается около 200 000 обманутых дольщиков, заявил на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым гендиректор Фонда защиты дольщиков Олег Говорун. «Более 3000 домов являются заброшенными, недостроенными, – продолжил он.

    – По сути, это миллионный город на территории нашей страны, который не достроен». Но в течение трех лет, т. е. до 2023 г., Говорун обещает полностью решить проблему.

    В опубликованной на сайте правительства стенограмме беседы нет ответа на вопрос, сколько это может стоить. «Ведомостям» Говорун рассказал, что на строительство жилья для всех обманутых дольщиков «необходимо дополнительно выделить около 0,5 трлн руб.». «Это позволит выполнить поручение президента Владимира Путина и председателя правительства Дмитрия Медведева и решить накопленную проблему обманутых дольщиков к 2023 г.», – обещает Говорун.

     

  • 23.12.2019

    Проблему незавершенных госстроек решат в течение двух-трех лет

    Правительство России может решить проблему незавершенных строек, финансируемых за счет госбюджета, в течение двух-трех лет, заявил в пятницу вице-премьер РФ Виталий Мутко.

    "Надеюсь, что в ближайшие два-три года такой перелом произойдет, и мы сделаем все, чтобы таких начатых объектов, которые не будут завершаться, не было. Также с каждым субъектом мы сделаем очень четкий план действий по завершению тех объектов, которые есть", — сказал Мутко журналистам.

    Он добавил, что в течение недели будет сформирован план действий по объектам, включающий необходимые законодательные изменения с точки зрения ведения реестра, списания объектов, их завершения и финансового обеспечения этого процесса.

    "Правительство сейчас серьезно работает, это трехлетний бюджет, это, практически, возможность расписывать до конца 2024 года те ресурсы, чтобы у регионов были плановые возможности запускать строительные процедуры. Самое главное — не допускать (появления новых объектов — ИФ)", — заключил Мутко.

    Ранее Счетная палата выявила более 70 тыс. объектов незавершенного строительства, финансируемых за счет государственного бюджета, на территории России. "Сейчас в России 71,3 тыс. объектов незавершенного строительства (ОНС), которые финансируются за счет бюджетных источников (открытые и закрытые данные)", — уточнили в СП.

    В ведомстве добавили, что наибольшее количество проблемных объектов строительства выявлено в Башкортостане (43%), Дагестане (39,3%) и Тверской области (27,2%). При этом на федеральном уровне больше всего проблемных объектов находится в ведении Минстроя, Федерального казначейства и Минэкономразвития.

     

     

  • 18.12.2019

    Субсидирование застройщиков позволит дополнительно расселять до 600 тыс. кв.м аварийного жилья в год

    Предоставление субсидий застройщикам, расселяющим аварийное жилье, позволит ежегодно дополнительно ликвидировать до 600 тыс. кв.м площадей, заявил во вторник глава Минстроя Владимир Якушев.

    Ранее сообщалось, что застройщикам могут предоставляться субсидии на развитие застроенных территорий в рамках программы переселения граждан из аварийного жилья. Данные меры предусмотрены в законопроекте о новых механизмах расселения аварийного фонда, пришедшего в Госдуме второе чтение.

    "Денежные средства, которые будут получать субъекты из фонда содействия реформированию ЖКХ, можно будет направлять на субсидию застройщику, который будет расселять аварийные дома на данной территории. Это будет хорошая поддержка, по самым скромным экспертным оценкам, за счёт этого инструмента до 600 тыс. кв.м жилья в год мы можем дополнительно расселять", — сказал Якушев журналистам.

    Напомним, что Госдума РФ на заседании во вторник приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий новый порядок расселения аварийного жилья и механизм ремонта ветхих домов.

    Законопроект "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" предполагает наделение органов власти РФ полномочиями по признанию жилых домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Также документ устанавливает особый порядок определения возмещения за изымаемое жилое помещение.

    В мае прошлого года президент Владимир Путин поручил подготовить законопроект о постоянно действующем механизме расселения аварийного жилья, который должен заработать с 1 января 2019 года. Позднее стало известно, что с 2019 года переселение россиян будет осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Жилье и городская среда". В ближайшие шесть лет предстоит расселить дома общей площадью около 10 млн кв.м.

     

  • 17.12.2019

    Путин подписал закон о защите добросовестных покупателей недвижимости

    Президент России Владимир Путин подписал закон, позволяющий признать добросовестными приобретателями недвижимости тех граждан, которые купили ее у мошенников, принимая во внимание информацию из госреестра, соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации.

    Как ранее пояснял председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, целью законопроекта является защита добросовестных приобретателей приватизированного ранее жилья при обращении госорганов с исками об их истребовании.

    Законопроектом предлагается установить запрет на истребование государством (Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием) жилого помещения, выбывшего из его собственности, у добросовестного приобретателя-гражданина. Отмечается, что данное положение должно распространяться, в том числе, на добросовестных приобретателей, которые получили имущество безвозмездно.

    Также закрепляется в ГК РФ презумпция добросовестности лица, полагавшегося на данные государственного реестра. Указывается, что добросовестным приобретателем недвижимого имущества является тот, кто при его приобретении полагался на данные госреестра, пока в судебном порядке не доказано, что он знал (или должен был знать) об отсутствии права на отчуждение этого имущества у лица, от которого к нему перешли права на недвижимость.

    Кроме того, законопроектом уточняются правила о приобретательной давности. Указывается, что течение срока приобретательной давности начинается со дня поступления вещи во владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности - не позднее момента государственной регистрации прав. Закон вступает в силу с 1 января 2020 года.