Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

20.03.2020
Вывод новых проектов на рынок жилья Пензы упал на 77%, а 53% построенного жилья не продано
Группа компаний «РКС Девелопмент» —мультирегиональный девелопер, подвела итоги 2019 года на рынке новостроек г. Пенза, по результатам которых аналитики отмечают несколько устойчивых трендов: цены на новостройки сохраняют положительную динамику, однако, общий объем сделок уменьшается и, как следствие, девелоперы не спешат выводить на рынок новые проекты.

На начало 2019 г. объем жилищного фонда г. Пензы составлял 15,3 млн. кв. м, обеспеченность им постоянного населения — 29,2 кв. м на 1 чел. Это близко к оптимальному значению показателя в 30 кв. м/чел., при котором обеспечиваются комфортные жилищно-коммунальные и бытовые условия жизни.

Объем ввода нового жилья составил 239,1 тыс. кв. м. Основную часть введенного объема сформировали литеры в рамках комплексов стандарт-класса «Город Спутник» и «Арбековская Застава». На данные объекты приходится около 30% общего объема сданных домов.Однако, в общем ситуация за последние 5 лет выглядит не столь оптимистично.Объем ввода в эксплуатацию в 2019 году лишь немногим превысил показатель 2013 года и существенно отстает от пикового показателя 2015 года(-24,1%), кроме того, в 2019 году было заявлено всего 8 новых проектов, что на 77% меньше, чем в 2018 году.

В течение 4 квартала 2019 г. в эксплуатацию было введено 102,4 тыс. кв. м., что составляет 62% от запланированного общего объема ввода, при этом у 38% проектов были перенесены сроки сдачи на следующий год. Также необходимо отметить, что девелоперы по-прежнему делают ставку на проекты стандарт-класса. Его доля на конец года составляла 85,6% от общего объема строительства.

Доля комфорт-класса в объеме вышедших новостроек составила всего 1,0%, что является рекордно низким значением. В 2019 г. началось строительство одного объекта в данном сегменте — жилого комплекса «Илмари».

Кроме того, в 2018 году объемы предложения на локальном рынке после трехлетнего спада в период 2015-2017 годов, впервые продемонстрировали рост, а объем возводимого жилья вернулся к пиковым показателям 2014 года. И уже первые объекты были введены в эксплуатацию в начале 2019 года. Всё это происходило на фоне минимального объема вывода новых проектов на рынок (-77% к 2018 г.). Совокупность перечисленных факторов привела к тому, что объем возводимого жилья по итогам 2019 г. находится на рекордно низкой отметке — 626,2 тыс. кв. м.

По прогнозам аналитиков «РКС Девелопмент», первичный рынок новостроек Пензы в 2020-2022 годах будет постепенно восстанавливаться. Но отсутствие новых проектов приведет к вымыванию предложения и нарастанию дефицита, которые неизбежно приведут к повышению цены на недвижимость.

На конец 2019 г. на первичном рынке г. Пензы строительство многоквартирных домов осуществляют 24 компании. При этом 69,3% площади возводимого жилья приходится на 5 основных игроков. По итогам 2019 г. состоялась закладка всего 8 новых многоквартирных жилых проектов с общей площадью квартир около 66,1 тыс. кв. м — это минимальное значение за последние годы. На конец 2019 г. около 53,3% квартир на первичном рынке не реализовано. Основная часть из них представлена в возводимых домах, а именно 93,1% всех остатков.

Существенных изменений по типам и площадям квартир не произошло. Основой предложения, как и в 2018 г., являются 1-комн. квартиры (42,9% всех предложений на первичном рынке). По исследованиям аналитиков «РКС Девелопмент», в первом полугодии 2020 года застройщиками города запланировано сдать 247,9 тыс. кв. м, что соответствует 39,6% объема рынка. Еще у 32,8% возводимых объектов (205,4 тыс. кв. м) срок сдачи заявлен на второе полугодие 2020 г. Всего в 2020 г. должно быть введено в эксплуатацию 453,3 тыс. кв. м жилья.

 «В 2019 г. основную долю предложения на первичном рынке занимают новостройки, в которых средняя удельная стоимость 1 кв. м составляет более 50 тыс. руб. Несмотря на спад общего числа сделок, стоимость квадратного метра продолжила расти во всех сегментах рынка, а отсутствие новых проектов привело к дефициту наиболее востребованных покупателями квартир, и, как следствие, к повышению неудовлетворенности покупательского спроса. Негативно для девелоперов повел себя и рынок вторичного жилья, цены на котором ненамного отличались от цен на квартиры в новостройках, разница составила всего на 1,8%, а объем предложения вырос на 17,6% по сравнению с прошлым годом. Всё это в итоге способствовало оттоку покупателей на вторичный рынок», — считает Станислав Сагирян, директор по развитию ГК «РКС Девелопмент».

При этом продолжается отрицательная динамика числа сделок. Общий объем спроса за 2019 г. составил около 4,1 тыс. сделок, что на 26% ниже результатов прошлого года. Отрицательная динамика продолжает прослеживаться с 2015 г., т.е. уже на протяжение 5 лет.

По итогам 2019 г. показатели ипотечного рынка в Пензенской области демонстрировали негативные тренды: количество выданных ипотечных кредитов снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (-14,0%), а объем займов в денежном выражении уменьшился на 4,4%. Спад активности заемщиков прослеживается даже несмотря на рост доступности ипотеки и снижение процентных ставок по кредитам до 9,2%. Также по итогам 2019 г. наблюдается увеличение срока ипотечного кредитования, а также размера ежемесячного платежа, что в общем является следствием роста цен на жилье, в условиях которого заемщики для покупки квартиры вынуждены брать ипотечные кредиты на более длительный срок. 

 

 

18.03.2020
Российским дольщикам выплатили более 10 млрд рублей компенсаций
Более 6,2 тыс. дольщиков жилья из 17 регионов России получили денежные компенсации, сообщили в пресс-службе Фонда защиты прав дольщиков.

"По решению Наблюдательного совета Фонда защиты прав дольщиков с конца 2019 года дольщики начали получать компенсации за недостроенные квартиры в домах застройщиков-банкротов. В девяти регионах РФ компенсации получили практически все дольщики. Всего по состоянию на 17 марта компенсации получили более 6,2 тыс. дольщиков в 17 регионах страны. Сумма выплат составила более 10 млрд рублей", — говорится в сообщении.

Как отмечается, в лидерах по выплаченным компенсациям оказался Красноярский край, где денежные средства получили 96% дольщиков десяти домов ЖК "Фестиваль" и ЖК "Эдельвейс-next" застройщика-банкрота СК "Реставрация".

Новый механизм восстановления прав дольщиков через выплаты компенсаций заработал в России с конца прошлого года. Выплаты производятся в рублях в течение 10 рабочих дней с момента подачи документов в банк ДОМ.РФ. Размер компенсаций рассчитывается индивидуально для каждого соинвестора.

При этом по закону компенсация не может быть меньше, чем сумма, оплаченная по договору долевого участия. Таким образом, дольщики получают компенсации по текущей рыночной цене. Кроме того, данные выплаты освобождены от уплаты подоходного налога.

 

 

16.03.2020
Мутко не исключает рост ставок по ипотеке
Резкое ослабление курса рубля, произошедшее на фоне падения стоимости нефти, может привести к увеличению ключевой ставки ЦБ и повышению ставок по ипотеке, заявил в четверг гендиректор компании ДОМ.РФ Виталий Мутко.

"Последние несколько дней активы стали дороже, практически неделю банки выдают ипотечные кредиты себе в убыток. Вопрос в том, как сейчас поведет себя Центральный банк, какое решение будет по ключевой ставке — вверх или вниз. Если это произойдет, то ставки могут вернуться на 1-2 пункта", — сказал Мутко, отвечая на вопрос журналистов о влиянии экономической ситуации на ставки по ипотеке.

Он напомнил, что в настоящее время базовая ставка по ипотеке составляет 8,5%, наблюдается оживление спроса на рынке.

"В ближайшие полторы-две недели банки будут работать в этом режиме, позже решение будет принято", — подчеркнул Мутко.

 

 

10.03.2020
Строительной отрасли необходимы цифровизация и прямой контроль
Цифровизация и увеличение доли личного контроля позволит повысить прозрачность и эффективность всей строительной отрасли РФ, считает заместитель председателя правительства страны Марат Хуснуллин.

"Мой опыт в Москве может быть полезен для всей России. Наши проекты осуществлялись быстрее чем где-либо. Для этого необходим более высокий уровень цифровизации и прямого контроля, чтобы создать в России настоящую культуру результата", — заявил Хуснуллин в интервью французской газете La Croix.

По его словам, в целях контроля еженедельно в режиме видео-селектора проводятся совещания с губернаторами 85 регионов.

"Более того, за год мы планируем объехать всю страну, вникнуть в проблемы каждого региона", — подчеркнул Хуснуллин.

Вице-премьер отметил, что цифровизация отрасли также поможет сделать отрасль прозрачнее.

"Когда все процедуры в электронном виде, что сейчас организовано в Москве, система становится прозрачнее", — пояснил он.

 

 

 

Новости

  • 20.03.2020

    Вывод новых проектов на рынок жилья Пензы упал на 77%, а 53% построенного жилья не продано

    Группа компаний «РКС Девелопмент» —мультирегиональный девелопер, подвела итоги 2019 года на рынке новостроек г. Пенза, по результатам которых аналитики отмечают несколько устойчивых трендов: цены на новостройки сохраняют положительную динамику, однако, общий объем сделок уменьшается и, как следствие, девелоперы не спешат выводить на рынок новые проекты.

    На начало 2019 г. объем жилищного фонда г. Пензы составлял 15,3 млн. кв. м, обеспеченность им постоянного населения — 29,2 кв. м на 1 чел. Это близко к оптимальному значению показателя в 30 кв. м/чел., при котором обеспечиваются комфортные жилищно-коммунальные и бытовые условия жизни.

    Объем ввода нового жилья составил 239,1 тыс. кв. м. Основную часть введенного объема сформировали литеры в рамках комплексов стандарт-класса «Город Спутник» и «Арбековская Застава». На данные объекты приходится около 30% общего объема сданных домов.Однако, в общем ситуация за последние 5 лет выглядит не столь оптимистично.Объем ввода в эксплуатацию в 2019 году лишь немногим превысил показатель 2013 года и существенно отстает от пикового показателя 2015 года(-24,1%), кроме того, в 2019 году было заявлено всего 8 новых проектов, что на 77% меньше, чем в 2018 году.

    В течение 4 квартала 2019 г. в эксплуатацию было введено 102,4 тыс. кв. м., что составляет 62% от запланированного общего объема ввода, при этом у 38% проектов были перенесены сроки сдачи на следующий год. Также необходимо отметить, что девелоперы по-прежнему делают ставку на проекты стандарт-класса. Его доля на конец года составляла 85,6% от общего объема строительства.

    Доля комфорт-класса в объеме вышедших новостроек составила всего 1,0%, что является рекордно низким значением. В 2019 г. началось строительство одного объекта в данном сегменте — жилого комплекса «Илмари».

    Кроме того, в 2018 году объемы предложения на локальном рынке после трехлетнего спада в период 2015-2017 годов, впервые продемонстрировали рост, а объем возводимого жилья вернулся к пиковым показателям 2014 года. И уже первые объекты были введены в эксплуатацию в начале 2019 года. Всё это происходило на фоне минимального объема вывода новых проектов на рынок (-77% к 2018 г.). Совокупность перечисленных факторов привела к тому, что объем возводимого жилья по итогам 2019 г. находится на рекордно низкой отметке — 626,2 тыс. кв. м.

    По прогнозам аналитиков «РКС Девелопмент», первичный рынок новостроек Пензы в 2020-2022 годах будет постепенно восстанавливаться. Но отсутствие новых проектов приведет к вымыванию предложения и нарастанию дефицита, которые неизбежно приведут к повышению цены на недвижимость.

    На конец 2019 г. на первичном рынке г. Пензы строительство многоквартирных домов осуществляют 24 компании. При этом 69,3% площади возводимого жилья приходится на 5 основных игроков. По итогам 2019 г. состоялась закладка всего 8 новых многоквартирных жилых проектов с общей площадью квартир около 66,1 тыс. кв. м — это минимальное значение за последние годы. На конец 2019 г. около 53,3% квартир на первичном рынке не реализовано. Основная часть из них представлена в возводимых домах, а именно 93,1% всех остатков.

    Существенных изменений по типам и площадям квартир не произошло. Основой предложения, как и в 2018 г., являются 1-комн. квартиры (42,9% всех предложений на первичном рынке). По исследованиям аналитиков «РКС Девелопмент», в первом полугодии 2020 года застройщиками города запланировано сдать 247,9 тыс. кв. м, что соответствует 39,6% объема рынка. Еще у 32,8% возводимых объектов (205,4 тыс. кв. м) срок сдачи заявлен на второе полугодие 2020 г. Всего в 2020 г. должно быть введено в эксплуатацию 453,3 тыс. кв. м жилья.

     «В 2019 г. основную долю предложения на первичном рынке занимают новостройки, в которых средняя удельная стоимость 1 кв. м составляет более 50 тыс. руб. Несмотря на спад общего числа сделок, стоимость квадратного метра продолжила расти во всех сегментах рынка, а отсутствие новых проектов привело к дефициту наиболее востребованных покупателями квартир, и, как следствие, к повышению неудовлетворенности покупательского спроса. Негативно для девелоперов повел себя и рынок вторичного жилья, цены на котором ненамного отличались от цен на квартиры в новостройках, разница составила всего на 1,8%, а объем предложения вырос на 17,6% по сравнению с прошлым годом. Всё это в итоге способствовало оттоку покупателей на вторичный рынок», — считает Станислав Сагирян, директор по развитию ГК «РКС Девелопмент».

    При этом продолжается отрицательная динамика числа сделок. Общий объем спроса за 2019 г. составил около 4,1 тыс. сделок, что на 26% ниже результатов прошлого года. Отрицательная динамика продолжает прослеживаться с 2015 г., т.е. уже на протяжение 5 лет.

    По итогам 2019 г. показатели ипотечного рынка в Пензенской области демонстрировали негативные тренды: количество выданных ипотечных кредитов снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (-14,0%), а объем займов в денежном выражении уменьшился на 4,4%. Спад активности заемщиков прослеживается даже несмотря на рост доступности ипотеки и снижение процентных ставок по кредитам до 9,2%. Также по итогам 2019 г. наблюдается увеличение срока ипотечного кредитования, а также размера ежемесячного платежа, что в общем является следствием роста цен на жилье, в условиях которого заемщики для покупки квартиры вынуждены брать ипотечные кредиты на более длительный срок. 

     

     

  • 18.03.2020

    Российским дольщикам выплатили более 10 млрд рублей компенсаций

    Более 6,2 тыс. дольщиков жилья из 17 регионов России получили денежные компенсации, сообщили в пресс-службе Фонда защиты прав дольщиков.

    "По решению Наблюдательного совета Фонда защиты прав дольщиков с конца 2019 года дольщики начали получать компенсации за недостроенные квартиры в домах застройщиков-банкротов. В девяти регионах РФ компенсации получили практически все дольщики. Всего по состоянию на 17 марта компенсации получили более 6,2 тыс. дольщиков в 17 регионах страны. Сумма выплат составила более 10 млрд рублей", — говорится в сообщении.

    Как отмечается, в лидерах по выплаченным компенсациям оказался Красноярский край, где денежные средства получили 96% дольщиков десяти домов ЖК "Фестиваль" и ЖК "Эдельвейс-next" застройщика-банкрота СК "Реставрация".

    Новый механизм восстановления прав дольщиков через выплаты компенсаций заработал в России с конца прошлого года. Выплаты производятся в рублях в течение 10 рабочих дней с момента подачи документов в банк ДОМ.РФ. Размер компенсаций рассчитывается индивидуально для каждого соинвестора.

    При этом по закону компенсация не может быть меньше, чем сумма, оплаченная по договору долевого участия. Таким образом, дольщики получают компенсации по текущей рыночной цене. Кроме того, данные выплаты освобождены от уплаты подоходного налога.

     

     

  • 16.03.2020

    Мутко не исключает рост ставок по ипотеке

    Резкое ослабление курса рубля, произошедшее на фоне падения стоимости нефти, может привести к увеличению ключевой ставки ЦБ и повышению ставок по ипотеке, заявил в четверг гендиректор компании ДОМ.РФ Виталий Мутко.

    "Последние несколько дней активы стали дороже, практически неделю банки выдают ипотечные кредиты себе в убыток. Вопрос в том, как сейчас поведет себя Центральный банк, какое решение будет по ключевой ставке — вверх или вниз. Если это произойдет, то ставки могут вернуться на 1-2 пункта", — сказал Мутко, отвечая на вопрос журналистов о влиянии экономической ситуации на ставки по ипотеке.

    Он напомнил, что в настоящее время базовая ставка по ипотеке составляет 8,5%, наблюдается оживление спроса на рынке.

    "В ближайшие полторы-две недели банки будут работать в этом режиме, позже решение будет принято", — подчеркнул Мутко.

     

     

  • 10.03.2020

    Строительной отрасли необходимы цифровизация и прямой контроль

    Цифровизация и увеличение доли личного контроля позволит повысить прозрачность и эффективность всей строительной отрасли РФ, считает заместитель председателя правительства страны Марат Хуснуллин.

    "Мой опыт в Москве может быть полезен для всей России. Наши проекты осуществлялись быстрее чем где-либо. Для этого необходим более высокий уровень цифровизации и прямого контроля, чтобы создать в России настоящую культуру результата", — заявил Хуснуллин в интервью французской газете La Croix.

    По его словам, в целях контроля еженедельно в режиме видео-селектора проводятся совещания с губернаторами 85 регионов.

    "Более того, за год мы планируем объехать всю страну, вникнуть в проблемы каждого региона", — подчеркнул Хуснуллин.

    Вице-премьер отметил, что цифровизация отрасли также поможет сделать отрасль прозрачнее.

    "Когда все процедуры в электронном виде, что сейчас организовано в Москве, система становится прозрачнее", — пояснил он.

     

     

     

  • 04.03.2020

    Полигон «Умный труд» научит строителей работать эффективно и безопасно

    С 27 по 28 февраля 2020 года Санкт-Петербург в четвертый раз состоялся Международный форум труда, который традиционно собрал лучших экспертов в области охраны труда и управления человеческими ресурсами.

    В рамках форума прошла выставка «КУБ Экспо (Кадры. Управление. Безопасность) 2020», на которой Национальное объединение строителей совместно с СПБГАСУ впервые представили макет Полигона «Умный труд» и визуальный концепт обучающих модулей в виде инсталляций сварочных работ. Экспозиция Полигона признана одним из самых интересных событий, а стенд самым активно посещаемым в дни форума.

    «Умный труд» входит в состав проекта SAFECON, который, в свою очередь, реализуется в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия - Юго-Восточная Финляндия 2014-2020» и финансируется Европейским Союзом, Российской Федерацией и Республикой Финляндия. НОСТРОЙ является стратегическим партнером проекта, обеспечивая ему поддержку, развитие и продвижение долгосрочных результатов в сфере охраны и безопасности труда на строительном производстве.

    Комитет НОСТРОЙ по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка в лице председателя Никиты Загускина курирует проект по строительству и запуску Полигона «Умный труд» в Красном селе Ленинградской области: «Россия в 2019 году присоединилась к международной концепции Vision Zero («нулевой травматизм»), а это значит, что профессиональному сообществу необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы наши стройплощадки, производства, объекты инженерной инфраструктуры стали безопасными, работники дисциплинированными, в том числе, и в части требований норм безопасности, а руководители – грамотными и ответственными в области охраны труда и промышленной безопасности. На начальном этапе проектирования и строительства Полигона, мы опирались на существующие и ближайшие к нам так называемые парки безопасности в финских городах Эспоо, Куопио и Оулу. Сегодня уже точно можно сказать, что весь тот опыт, которым с нами щедро делятся наши финские коллеги, успешно реализуется на практике при возведении Полигона. По наполнению ситуативными модулями и последними разработками в области VR мы планируем даже обойти финнов, благодаря чему аналогов Полигону в ближайшее время пока не предвидится».

    Заместитель председателя Комитета НОСТРОЙ по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка Мария Наседкина представила макет и инсталляции Полигона «Умный труд» специалистам и представителям органов государственной власти, среди которых присутствовал начальник Управления государственного надзора в сфере труда Федеральной службы труда и занятости Егор Иванов, депутат Государственной Думы Сергей Вострецов, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения при Национальном совете Президента РФ по профессиональным квалификациям ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России Юрий Герций.

    «На территории учебного корпуса расположены компьютерный класс и зоны обучающих модулей по видам работ, где демонстрируются случаи с нарушением техники безопасности и рекомендованные методы выполнения работ. На прилегающих к учебному корпусу территориях планируется возвести объекты, имитирующие стройплощадку с элементами высотного строительства, монтажа железобетонных конструкций, погрузочно-разгрузочных работ с использованием специальной строительной техники и башенных кранов. Таким образом, Полигон «Умный труд» обеспечит комплексную подготовку специалистов по охране труда, инженеров и рабочих, занятых на травмоопасных видах строительных работ», – отметила Мария Наседкина.

    В рамках деловой программы Форума состоялся круглый стол на тему «Особенности деятельности специалиста по охране труда. Взаимодействие с работодателем, органами надзора».

    С мероприятиями НОСТРОЙ, направленными на популяризацию основ промышленной безопасности и соблюдения требований охраны труда среди строительных компаний, присутствующих ознакомил директор Департамент нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Мешалов:  «НОСТРОЙ с 2018 года является исполнителем Плана по снижению производственного травматизма в сфере строительства и ЖКХ. В частности, обеспечивает подготовку отчетов в Минстрой России о состоянии и показателях производственного травматизма в строительной отрасли и динамике изменений, обеспечивает мониторинг данных по всем федеральным округам в разрезе анализа причин и видов несчастных случаев.  Кроме того, НОСТРОЙ на базе Комитета по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка осуществляет анализ правоприменительной практики о возмещении вреда и выплатах компенсаций сверх возмещения вреда в случае причинения тяжелого вреда здоровью или смерти в процессе выполнения строительных работ. Данный объем работ невозможен без ряда мероприятий, которые проводит НОСТРОЙ на регулярной основе. Среди них внедрение и применение профессиональных стандартов на выполнение работ (в частности, СТО НОСТРОЙ 8.1.1-2019. Системы управления охраной труда в строительных организациях. Порядок создания и внедрения), специального web-сервиса «Электронный инспектор по охране труда» и, наконец, запуск в эксплуатацию Полигона «Умный труд» - заявил Мешалов.

     

  • 02.03.2020

    Антон Глушков: Проектное финансирование не должно вести к банкротству застройщиков

    20 февраля в Государственной Думе состоялся круглый стол, посвященный реформе долевого строительства и ее влиянию на деятельность региональных застройщиков. Поскольку права дольщиков теперь защищены проектным финансированием и эскроу счетами, депутаты решили обсудить, каким образом в этой парадигме чувствуют себя отреформированные застройщики.

    Круглый стол прошел под председательством депутата Государственной Думы, главного идеолога реформы долевого строительства жилья Николая Николаева. Минстрой России представлял замминистра Никита Стасишин, Банк России – зампред Ольга Полякова. Основной упор при выступлениях был сделан именно на проблемы региональных застройщиков, поскольку московские находятся куда как в более устойчивом положении.

    Президент Национального объединения строителей Антон Глушков поделился с  Агентством новостей «Строительный бизнес» впечатлениями от состоявшейся дискуссии и планами НОСТРОЙ по работе на этом направлении:

    - Последние поправки, принятые в закон 214-ФЗ, которые регламентируют процедуру привлечения денежных средств граждан,  существенно повлияли на рынок строительства жилья, и средств на нем сейчас стало меньше. Однако главный фактор, о котором сегодня говорили коллеги – это низкий платежеспособный спрос населения. При этом застройщики находятся на развилке: с одной стороны, сокращаются спрос и средства дольщиков, а с другой – остаются неизменными показатели Национального проекта «Жилье и городская среда», которые застройщики и региональные власти должны выполнять. То есть, посылы совершенно разнонаправленные. Напомню, что в 2019 году показатели по вводу жилья в России должны были составить 88 млн кв. м, а по факту ввели 80 млн кв.м.Причем, как говорил сегодня Никита Стасишин, для достижения показателей, которые заложены в Нацпроекте, объектов жилищного строительства, которые одномоментно находятся в стройке, в России должно быть не менее 180 млн кв.м., а не 102 млн, как сейчас.

    И здесь не вина застройщиков, потому что для качественных и рентабельных проектов проблемы с банковским финансированием в Российской Федерации нет. Мы здесь должны говорить о ситуации с инвестиционным климатом в России, в том числе с инвестиционным климатом в долевом строительстве. Объем инвестиций падает,  с июля прошлого года застройщики выводят на рынок все меньше и меньше проектов – объем ввода в оборот новых площадок снизился на 40%. Мы видим объективное снижение количества компаний, которые занимаются жилищным строительством – более 500 из них находятся в стадии банкротства. Но есть и очень грозный социальный фактор – НОСТРОЙ провел анализ состояния строительства в малых городах с численностью от 50 до 100 тысяч населения и выяснил, что в 42 субъектах Российской Федерации в малых городах новое строительство не ведется вообще. Об этом также нужно серьезно говорить. В целом же мы должны признать, что сегодня без дополнительных мер стимулирования либо жилищного строительства, либо спроса на жилье - нужно определиться, что более эффективно воздействует на рынок – строительный комплекс выйти на те показатели, которые заложены в Нацпроекте, за счет собственных сил не сможет.

    - Как Вы оцениваете позицию банков при выдаче проектных кредитов? Очень многие застройщики недовольны их условиями.

    -  Для банков сейчас все застройщики разделились на две категории: застройщики с высокой рентабельностью, с хорошей репутацией и портфелем заказов и все остальные застройщики, которые имеют разные проекты, подчас с низкой рентабельностью. И когда банки говорят о ставках по проектному финансированию в 5-6%, они имеют в виду первую категорию застройщиков. Действительно, для застройщиков с высокорентабельными проектами ставка по проектному финансированию реально снижается. Могу подтвердить, что средневзвешенная ставка с учетом специализированной базовой ставки для качественных проектов с ритмичной продажей даже ниже, чем 6%. При этом конкуренция банков за качественного заемщика, действительно, возросла.

    Другое дело, что круг застройщиков, для которых действуют эти предложения, очень невелик. А все остальные оказываются вне поля интереса банков, что сегодняшний круглый стол наглядно и показал: большая часть застройщиков получает такие условия кредитов, при которых использование проектного финансирования становится невозможным.

    Но мы должны понимать, что стройка должна идти по всей стране, а не только в крупных городах, что граждане вне зависимости от того, где они проживают, должны иметь возможность улучшить свои жилищные условия. А какие меры стимулирования для этого понадобятся - это предмет отдельной дискуссии. Но мне очевиден один фактор: на сегодня только за счет рыночных механизмов увеличивать объемы жилищного строительства невозможно, да, честно говоря, и не нужно.

    - Очевидно, что проблемы застройщиков в ближайшее время будут только нарастать, и это потребует внесения изменений в законы, нормативные акты и так далее. Какую повестку дня для себя в этой связи формирует НОСТРОЙ?

    - Если мы говорим о долевом строительстве, то здесь у НОСТРОЙ есть общественная функция, которую на него возложил высший совет партии «Единая Россия» в лице рабочей группы по устойчивому развитию: мы производим мониторинг нацпроекта «Жилье и городская среда» и по итогам 2019 года видим, что по всем показателям, кроме средней величины стоимости квадратного метра, национальный проект не выполняется.

    В связи с этим мы, как организация, представляющая интересы строительного комплекса, безусловно, предлагаем ряд мер, связанных с поддержкой спроса, а также направленных на снижение транзакционных издержек при работе с банками. Так, мы предлагаем банкирам по аналогии с ипотечными ставками запретить так называемые дополнительные или скрытые комиссии в кредитном договоре для застройщиков. По нашему мнению, при проектном финансировании должно быть две ставки – базовая и специализированная, а все остальные комиссии должны быть упразднены. Потому что, когда к объявленной ставке проектного финансирования добавляются скрытые комиссии, проценты по кредиту получаются совсем другие. Это не дело, когда в договорах на проектное финансирование стоят очень привлекательные ставки, а фактически оно будет обходиться застройщикам значительно дороже.

    Второе направление, которое мы считаем перспективным в нашей работе,  - это определение баланса между справедливой первоначальной стоимостью затрат застройщика на проект и рыночной ценой реализации жилья. А сейчас получается так, что рыночная цена реализации жилья закладывается в проект по нынешнему состоянию рынка без учета будущих цен, а цена затрат на сам проект все время растет. При этом банки настаивают, что если заемщик хочет получить хорошее кредитное предложение, он должен выйти на целевые показатели по той стоимости жилья, которые сам же банк и посчитал по какой-то своей методике. В итоге застройщик где-то пытается оптимизировать затраты, где-то слукавить, и в проекте появляются подчас самые невероятные цифры.

    Мы решили проанализировать эту ситуацию, благо есть Единая информационная система ДОМ.РФ, где видны все показатели, по которым заключаются договоры проектного финансирования. При этом хочу напомнить, что есть цена квадратного метра жилья, утвержденная Минстроем России для реализации жилищных программ в регионах за счет средств бюджета. Нужно сказать, что застройщики весьма неохотно участвуют в этих программах, потому что цена Минстроя России, как правило, ниже рыночной. А анализ ряда выданных проектных кредитов показывает, что при их расчете заложена себестоимость строительства даже ниже, чем цена Минстроя России. Это очень тревожный показатель, который может привести к срыву этих проектов и банкротству застройщика.

    Еще один федеральный норматив, о котором мы забываем, - это государственная экспертиза достоверности сметной стоимости проекта, который реализуется на средства бюджета. Сейчас практически во всех российских регионах реализуется программа сноса аварийного и ветхого жилья, и для того, чтобы регион получил субвенцию из вышестоящего бюджета, он в обязательном порядке должен пройти экспертизу достоверности сметной стоимости строительства жилья по это программе в Главгосэкспертизе России. И здесь мы видим удивительные вещи: например, в Красноярском крае стоимость жилья в финансовых моделях для получения проектного финансирования варьируется в пределах 49 тысяч рублей за квадратный метр, цена реализации – 60-63 тысячи рублей, а достоверная сметная стоимость по проектам сноса аварийного жилья в Красноярском крае составляет 52 тысячи рублей за квадратный метр – то есть, выше той, которую от застройщика требуют банки. При этом у застройщика, который работает по госпрограмме, нет затрат на приобретение земельного участка, на разработку проектно-сметной документации, и это все подтверждено государственными расценками. То есть, бизнес ставится банками в заведомо проигрышную ситуацию. Это необходимо менять.

    На самом деле, на рынке жилья сейчас сложилась очень непростая ситуация: с одной стороны, мы защищаем инвесторов или дольщиков, но с другой стороны, у нас есть строительная отрасль, которую также нужно защищать, иначе инвестировать будет не во что! Мы заинтересованы в том, чтобы у строителей была устойчивая норма рентабельности, а не постоянно падающая на протяжении нескольких последних лет, в том, чтобы строительная отрасль развивалась и в объемах, и в численности, и по качественным показателям. Сейчас 80% денег в строительстве – это деньги жилищного рынка, но после реформы долевого строительства очень многие города и целые регионы могут остаться без нового жилья - и это неправильно.

    НОСТРОЙ в рамках Сибирской строительной недели представил анализ по Сибирскому федеральному округу, и получилось, что рыночная стоимость квадратного метра в шести субъектах Сибири, в том числе, в Кемеровской области, Хакассии и так далее, ниже, чем себестоимость строительства. То есть, строители работают себе в убыток. В таких условиях это приведет к банкротству компаний, что повлечет за собой  сворачивание строительного бизнеса в этом регионе.

    - Кстати, на днях глава ДОМ.РФ Виталий Мутко заявил, что реформа долевого строительства не повлияла на количество банкротств застройщиков – как уходили с рынка, так и уходят… Но это слабое утешение, лучше, чтобы этого не было вообще.

    - Я согласен, что привязывать банкротства застройщиков к реформе долевого строительства не стоит - это отражение низкого покупательного спроса и низкой доступности жилья. Кстати, мы спорили с полпредом в Сибирском федеральном округе, как повысить доступность жилья. Он уверен, что для этого нужно снижать цены. Но по моему мнению, квартиры  должны становиться не дешевле, а доступнее, то есть, должны быть созданы такие механизмы, которые увеличивают доход граждан. Квартиры не могут дешеветь – нет ни одного фактора, которые повлияли бы на снижение стоимости жилья, она ежегодно прирастает. При этом цены на стройматериалы и прочие затраты растут быстрее, чем инфляция, а стоимость жилья – гораздо ниже инфляции. Пока большие прибыли позволяли это перекрывать, это можно было терпеть, но сейчас прибыли у застройщиков существенно сократились. Поэтому я согласен с Виталием Леонтьевичем, что банкротство строительных компаний – это не результат реформы долевого строительства, это отражение экономической ситуации, низкой привлекательности и низкой маржинальности в строительной сфере.

    Лариса Поршнева
     

     
  • 28.02.2020

    Стройкомпании испытывают проблемы с переходом на эксроу

    Борис Титов, уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ, сообщил, что впервые ему пожаловалась стройкомпания на проблемы в связи с переходом на эскроу счета в жилищном строительстве. Стройкомпания из Челябинской области, где в минувшую среду Борис Титов провёл несколько встреч, включая встречу с предпринимателями.

    «Челябинск – важнейший промышленный регион в стране, экономически сложные времена область проходит лучше других. Есть рост внутреннего регионального продукта, есть рабочие места, есть зарплаты, а они в промышленности выше, чем в среднем по региону и по стране. Но с другой стороны, и в промышленности, и в малом бизнесе есть проблемы, которые нужно решать», – отметил Борис Титов на встрече с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером.

    В тот же день вместе с представителями областной прокуратуры Титов провел прием предпринимателей. «Мы считаем такой формат встреч оптимальным. У предпринимателей есть возможность вместе с прокурорскими работниками, осуществляющими надзор за исполнением законодательства, обсудить накопившиеся проблемы», — сообщил омбудсмен журналистам. Именно в ходе приёма и прозвучала та самая жалоба.

    «Впервые, у нас пока еще не было такого обращения, от одной строительной компании, которая должна была остаться или под старым регулированием, когда за счет средств дольщиков строились дома, или перейти на новые эскроу-счета. Им процессуально неправильно сначала государственные органы дали месяц на отработку, затем через 4 дня вынесли отказ, обязав их переходить на эскроу-счета. Они процессуально это обжаловали, мы им помогали», — цитирует Титова РИА «Новости».

    По словам Титова, предприниматели до сих пор не поняли, «что считать основанием для того, чтобы остаться на старой системе, а что нельзя считать таким основанием». Он отметил, что сейчас идет массовый переход с одной системы регулирования на другую, и данное обращение – только первая ласточка, и за ним последуют другие.

     

     

  • 25.02.2020

    Стандарт комплексного развития территорий ничего не стандартизирует

    Новый стандарт Минстроя России вступил в противоречие с действующими требованиями

    Минстрой России подготовил серьезный документ – Стандарт комплексного развития территорий (порядка трех тысяч страниц). Документ пока является, по сути, рекомендательным, поскольку на официальном уровне он не утвержден.

    При этом, если Стандарт все-таки утвердят (обещали сделать это на уровне распоряжения Правительства России), то он, похоже, рекомендуемым и останется, так как для реализации многих заложенных в него подходов необходимо вносить поправки в целый ряд нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере градостроительства – по крайней мере, в федеральные Своды правил, Правила землепользования и застройки (ПЗЗ), региональные и местные нормативы градостроительного проектирования городских округов и городских и сельских поселений Российской Федерации. Да и Градостроительный кодекс России придется уточнять, не говоря уже о смежном законодательстве, регулирующем вопросы земельные, жилищные, регистрационные, инфраструктурного обеспечения строительства и другие.

    Понятно, что разработчики от этого всего абстрагировались и посчитали решение подобных вопросов не своей задачей, но без решения этих вопросов даже вполне добротный методологический материал в настоящее время в нашей стране мало чего стоит. Сформированы конечные цели без механизмов реализации, поэтому не стоит Стандарт переоценивать и надеяться, что он сам по себе обеспечит какое-то решение имеющихся проблем в отрасли.

    Кстати, можно было бы в составе Стандарта (шесть книг, четыре каталога!) обеспечить подготовку и еще одного тома, в котором содержалась бы информация, какие необходимо внести изменения в имеющиеся законодательные и нормативные акты или их конкретные части в целях успешной реализации положений Стандарта.

     Министр строительства России Владимир Якушев, когда делает заявления, что требования Стандарта станут обязательными до конца 2021 года, или лукавит, или не понимает, что это – невозможно, так как невозможно за год подработать все обозначенные выше моменты, здесь хорошей работы – на пятилетку. И то, что 80 процентов положений можно применять уже сейчас – неправда. И то, что многие застройщики в настоящее время готовы применять Стандарт на добровольной основе, не соответствует действительности. Никто из соответствующих регулирующих и контрольных органов не утвердит проект планировки, не выдаст ГПЗУ, положительное заключение экспертизы проекта, разрешение на строительство, не осуществит необходимые действия по госрегистрации недвижимости, если проектные продукты выполнены на основании положений Стандарта, но противоречат существующим законодательным и нормативным актам!

    Стандарт Градкодексу не указ!

    Попробую пояснить все сказанное выше на конкретных примерах. Стандарт ведь задумывался как документ, призванный обеспечить одновременно две важнейшие задачи: эффективность государственной градостроительной политики и право граждан на комфортность проживания и благоприятную среду обитания. Здесь мы будем говорить о «государственной» составляющей.

    Предположим, что застройщик решил при подготовке проекта планировки применить ряд положений Стандарта. Скажите, как можно заставить застройщика предусматривать в проектных продуктах размещение квартир с жилищной обеспеченностью 30-35 квадратных метров на человека? При этом застройщик посчитал, что платежеспособный спрос населения призывает его строить квартиры площадью в полтора раза меньше.

    Далее – технические вопросы. Согласно утвержденных ПЗЗ, территория под застройку, например, находится в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки (обычно это Ж2), и на нее распространяется требование соблюдать установленные в этом же ПЗЗ определенные градостроительные регламенты. Сравним «правила игры», заложенные в ПЗЗ, с «правилами игры», заложенными в Стандарте. Так, высокоплотная застройка с точки зрения и государства, и застройщика – это хорошо. Но как это в настоящее время реализовать? Плотность застройки в ПЗЗ – 40-50%, значит, 60-70%, как в Стандарте, не пройдет. То же самое с отступами от границ земельных участков, в Стандарте требования к их величине меньше. Здания-акценты застройщику не разместить, этажность по ПЗЗ не позволяет, а они в Стандарте – высотой до 12 этажей и не менее 20% от площади застройки.

    Следующий момент: Стандарт призывает разграничить дворовые пространства и территории общего пользования. То есть из компактного теперь двора без машин куда-то «за угол» должны уйти стояночные машино-места, да и, очевидно, площадки для отдыха, детские городки, точки сбора коммунальных отходов. Здесь налицо несоответствие действующим градостроительным нормам – все это сегодня нужно предусматривать при размещении конкретного жилого дома, причем в большинстве случаев на сформированном для размещения этого дома земельном участке. Площадки для отдыха и детские городки могут быть в близлежащем парке? Так этого нет в большинстве случаев. Машино-места разместить вдоль близлежащих улиц? А земельные вопросы для их размещения при защите проектов как решать?

    И вот еще что интересно – сейчас вся эта дворовая инфраструктура обслуживается за счет жителей, а кто будет финансировать такое обслуживание за пределами дворовых пространств? А для населения это будет бесплатно? А оплачивать содержание жилья они теперь будут в меньшем объеме, раз подобных статей расходов теперь не будет? Ответа на эти вопросы Стандарт не дает. А еще в среднеэтажной застройке присутствуют блокированные жилые дома, для которых законодатель установил, что каждая блок-секция имеет отдельный земельный участок. Эту норму, естественно, нужно обязательно учитывать при разработке проектных продуктов, но Стандарт говорит о том, что подобные дома могут иметь общий двор. Подход заслуживает внимания, но противоречит закону.

    На урок физкультуры – в соседний спорткомплекс

    Теперь поговорим про школы и детские сады. Требования к размеру площади земельных участков для их размещения предлагается значительно уменьшить (на 20-30%). В Стандарте имеются предложения по методологии расчета вместимости и площади земельного участка для подобных объектов. В любом случае, до внесения соответствующих изменений в градостроительные нормы застройщик школы и детсады по новой методологии не разместит. Земельные участки под размещение школ можно и еще значительно уменьшить – еще в полтора раза. Этого можно достичь, по мнению разработчиков Стандарта, если вынести часть функций за пределы школы – пусть школьники пользуются рядом услуг, размещенных в жилой и многофункциональной застройке. Речь идет о находящихся поблизости спортивных сооружениях, библиотеках, столовых, различных досуговых кружках. При этом определенные помещения в школе – актовый зал, спортзал, мастерские – могут также использоваться населением близлежащих районов. Но в проект такие расчеты сегодня не вставишь, никто не поймет.

    Ну и про иной соцкультбыт. В Стандарте отмечено, что нецелесообразно устанавливать требования к конкретному набору функционала общественно-деловой инфраструктуры, т.к. в конечном счете это решает рынок. Но подобные требования, а это показатели минимальной обеспеченности территории и территориальной доступности услуг для населения, устанавливаются федеральными, региональными и местными градостроительными нормами в зависимости от значения объекта. Вывод тот же – создавать проектные продукты на основании подобных положений Стандарта в настоящее время нельзя.

    Первые этажи жилых домов должны теперь быть заняты стрит-ритейлом и другой общественно-деловой инфраструктурой, причем размещается она практически непрерывным фронтом вдоль лицевых фасадов зданий. Здесь опять-таки нужно обращаться к наполнению ПЗЗ и смотреть, весь ли такой функционал учтен видами разрешенного использования. Думаю, что для внедрения подобной системы будет необходима и адаптация под нее существующих сегодня градостроительных и иных (противопожарных, санитарных) норм, нужно ведь уточнять подходы к техническим и технологическим требованиям для ограждающих конструкций, схемам доставки и разгрузки товаров, сбора коммунальных отходов и т.п.

    Можно констатировать, что в Стандарте прописаны принципиально новые и чисто европейские подходы. Налицо стремление государства экономить, что вполне понятно и подтверждается мировым опытом. Приемлемо ли это для России? Как воспримет эти новации наше «постсоветское» население? И как долго Стандарт будет рекомендательным? Все это мы увидим в ближайшее время.

     

    Андрей Гранько, кандидат наук, Почетный строитель России, г. Ярославль.

    Этот материал опубликован в февральском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

     

     

     

  • 19.02.2020

    ФАС России создает экспертный совет по закону о закупках

    Экспертный совет при ФАС России по Закону о закупках (223-ФЗ) займется совершенствованием законодательства о закупках, обсуждением правоприменительной практики и подготовкой антимонопольного комплаенса при проведении закупок в рамках 223-ФЗ. Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС Росси Михаил Евраев в ходе пресс-конференции в МИА «Россия Сегодня».

    В состав Экспертного совета войдут представители госкомпаний, ассоциации коплаенс-менеджеров и иных профессиональных организаций.

     Антимонопольный комплаенс – это система предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства.

     «Мы предлагаем компаниям разработать совместно с нами и принять такой документ по отраслевому принципу в области закупочной деятельности, и тем самым сформировать стандарты работы, с которыми будут соотносить свою деятельность и сами компании, и федеральная антимонопольная служба», - уточнил Михаил Евраев.

     Внедрение антимонопольного комплаенса при проведении закупок в рамках 223-ФЗ позволит сократить количество нарушений на закупках госкомпаний, а также получить унификацию и предсказуемость действий контрольного органа. Напомним, в 2019 году в антимонопольную службу поступило свыше 13,6 тысяч жалоб в рамках Закона о закупках, что на 91% выше относительно данных за 2018 год.

     «В рамках Экспертного совета мы планируем утверждать типовые комплаенсы в разрезе отраслевых закупок, работать над совершенствованием законодательства и унификацией правоприменительной практики», - уточнил он.

     При этом к таким типовым комплаенсам могут присоединиться все госкомпании и естественные монополии, желающие осуществлять конкурентные закупки, не дожидаясь внесения изменений в 223-ФЗ.

     «Если есть компании, которые хотят и готовы осуществлять конкурентные закупки, то зачем чего-то ждать. Надо выработать общие походы и по ним работать», - отметил Михаил Евраев.

    Источник: ФАС

     

  • 17.02.2020

    Бизнес просит правительство проверить случаи завышения ставок застройщикам

    Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" обратилась к вице-премьеру РФ Марату Хуснуллину с просьбой проверить случаи завышения ставок по кредитам для застройщиков, возводящих жилье по счетам эскроу, сообщает в понедельник газета ”Известия”.

    В письме организации отмечается, что средние кредитные ставки для девелоперов в настоящее время составляют 12–14%, а иногда достигают 18%.

    Член генерального совета “Деловой России” Владимир Прохоров подчеркнул, что банки готовы давать минимальные ставки только крупным застройщикам, а средний и мелкий бизнес пока переплачивает за риски проектов.

    При этом в Центральном банке изданию сообщили, что средняя ставка на всем жизненном цикле кредита составляет около 6,5%, а в некоторых случаях опускается до 1% годовых.

    По мнению депутата Госдумы Александра Якубовского, реальная ситуация со ставками для застройщиков существенно отличается от данных, имеющихся у ЦБ из-за того, что не все кредитные организации предоставляют достоверные сведения в Банк России.

    Для решения данного вопроса “Деловая Россия” предложила правительству обязать банки раскрывать информацию по кредитному договору в части обоснования решения о стоимости займа для конкретного девелопера, а также о назначенной ставке.

    Ранее зампред ЦБ РФ Ольга Полякова сообщала, что средняя ставка проектного финансирования застройщиков жилья составляет 5-7% годовых. Она отмечала, что есть примеры, когда ставка равна ниже 1%. “Этому безусловно, способствуют темпы поступления денежных средств на счета эскроу и темпы продаж" — говорила Полякова.

    В свою очередь, в Минстрое сообщали, что ставка для застройщиков также не превышает 7%.

    С 1 июля 2019 года российские застройщики обязаны работать по эскроу-счетам, на которых аккумулируются средства граждан. Строительные компании не могут пользоваться этими деньгами до окончания работ, застройщиков кредитуют банки. При этом определены критерии проектов, которые могут быть достроены после 1 июля без перехода на новую схему финансирования.