Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

18.04.2019
Стратегию развития строительной отрасли разрабатывают быстро и полицентрично

Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года должна быть представлена в правительство и утверждена к 1 октября. Работа над ней еще только началась, так что времени остается совсем мало.

15.04.2019
Дмитрий Медведев озаботился ценообразованием в строительстве

12 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное ценообразованию на материалы и оборудование, используемые в строительном комплексе.

10.04.2019
В Пермском крае потрясений от строительных реформ не ждут
Сегодня мы расскажем об одном из экономически развитых регионов России, входящем в состав Приволжского федерального округа, - Пермском крае.

О дорожной инфраструктуре, аварийном жилье, новых социальных объектах и многом другом журналу «Строительство» рассказали в профильных ведомствах региона.

Строительство нового жилья

Строительная отрасль Пермского края традиционно занимает важное место в экономике региона. Еще в 2017 г. в этой сфере было зарегистрировано 6640 организаций, а инвестиции в основной капитал строительных организаций в том же году составили 6072,8 млн руб. Всего же по виду деятельности «Строительство» в 2018 г. было выполнено работ на 115796,6 млн руб.

За январь-май 2018 г. в регионе было введено 312 755 кв. м жилья или 4127 квартир, что соответствует 169,4% к аналогичному периоду 2017 г. Из них 128 514 кв. м или 2644 квартиры многоквартирного жилья – это 115,1% к тому же периоду 2017 г.; 184 241 кв. м или 1483 квартиры индивидуального жилья – это 184,4% соответственно.

Кроме того, за январь-июнь 2018 г. было построено 245 515 кв. м жилья экономического класса, что так же соответствует 160,1% к тому же периоду 2017 г. Из них 157 954,82 кв. м многоквартирного жилья и 184 241 кв. м индивидуального жилья – это 154% и 259% соответственно.

По предварительным данным Инспекции Госстройнадзора, общий объем введенного жилья в регионе за 2018 г. составил 1,08 млн кв. м.

Школы, садики, поликлиники – в городе и на селе

Сегодня в регионе ведется масштабное строительство новых медучреждений: за 5 лет – с 2019 по 2023 гг. появится 28 объектов здравоохранения. Из них – 11 поликлиник, 7 больниц, 6 сельско-врачебных амбулаторий, 1 диспансер, лечебный корпус с поликлиникой в Юрле, комплекс районной больницы в Полазне, лечебно-поликлинический корпус онкодиспансера.

На 2019 г. запланирована сдача 3 детских поликлиник в разных районах Перми, многофункционального миграционного центра и корпуса дома-интерната для престарелых и инвалидов. Особо отметим, что будущий геронтологический центр будет представлять собой 4-этажное здание с цокольным этажом и общей площадью почти 6,6 тыс. кв. м, где смогут разместиться 150 пациентов.

В 2018 г. завершено строительство Соликамской детской поликлиники – она рассчитана на 200 посещений и адаптирована под новые требования к медицинским учреждениям. К зданию организованы комфортные подходные пути, в том числе и для маломобильных групп населения.

Также до 2022 г. в крае будет построено 27 школ на 15 тыс. мест. На эти цели из бюджетов всех уровней направят 8,3 млрд руб. А до 2021 г. будет введено 27 детских садов. Сегодня на этапе строительства уже находятся 6 школ и 12 садиков.

К примеру, в марте прошлого года была открыта школа в пос. Фролы, она рассчитана на 1200 учеников, а строящаяся в с. Кочево школа сможет принять 400 детей.

В Перми реконструирован детский сад на 110 мест, внутри здания возведен бассейн, а общая площадь объекта составляет порядка 2 тыс. кв. м.

1 сентября 2018 г. для 460 юных курсантов открыл свои двери Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя России Ф. Кузьмина. Его строительство началось еще в 2017 г., на что из краевого бюджета было направлено почти 250 млн руб. и еще 29 млн руб. – на оснащение учебным оборудованием и мебелью.

Обманутых дольщиков становится меньше

За последние полтора года в регионе было сдано 9 проблемных объектов – это порядка 103 тыс. кв. м жилья. И сегодня официальных долгостроев остается еще 10. Конечно, все они будут достроены – еще в прошлом году Правительство Пермского края утвердило механизм достройки проблемных домов, а с 1 января заработал Закон о господдержке обманутых дольщиков, предполагающий выплату субсидий пострадавшим гражданам.

В частности, первый долгострой, по которому ведется строительство с использованием региональных мер поддержки, - это объект на ул. Челюскинцев, д. 23, готовый на сегодняшний день на 60%. Технический заказчик строительства – АО «ПАИЖК». Агентство провело обследование, проектирование объекта и государственную экспертизу – все три этапа работы для ЖСК были безвозмездными. В октябре прошлого года началась достройка за счет беспроцентного займа ПАИЖК. Сейчас работы идут в соответствии с графиком, и летом дом будет достроен, после чего более 100 дольщиков смогут заселиться в свои квартиры.

Сегодня с АО «ПАИЖК» заключены соглашения с тремя ЖСК – это еще дом на ул. Толмачева, д. 15, документация которого сейчас проходит государственную экспертизу, и «Первый Пермский микрорайон», по которому выполняется проектирование.

Что касается перехода на проектное финансирование строительной отрасли, то для жилищного строительства России и Пермского края этот год станет знаковым, ведь уже с 1 июля вступят в силу поправки в Закон о долевом строительстве.

По данным Минстроя Пермского края, вступление в силу проектного финансирования хоть и может повлиять на цены в сторону роста, но все-таки цена всегда определяется спросом, поэтому застройщик не сможет продать продукт дороже, чем за него готовы заплатить потребители.

Конечно, изменения повлекут за собой уход с рынка многих застройщиков, но останутся самые устойчивые, что не всегда зависит от масштаба организации. Бывают крупные компании, которые входили во всевозможные рейтинги, но так и не выполнили обязательства перед дольщиками – таким примером служит крупнейший застройщик «Камская долина». А цель всех последних изменений в законе о долевом строительстве заключается в том, чтобы оставить на строительном рынке только надежные и сильные компании.

Причем переход на проектное финансирование не приведет к сокращению объемов строительства, как принято считать. Строить меньше не будут точно. Небольшое «проседание» по количеству построенного жилья может возникнуть только в переходный период, но как только все участники привыкнут к нововведениям, общий объем строительства как минимум останется на прежнем уровне.

Расселение аварийного жилья

В прошлом году на ликвидацию аварийного жилья в Пермском крае было направлено 824,6 млн руб., из них – 477 млн руб. из регионального бюджета, 345,6 млн руб. – из бюджетов муниципальных образований. За год было ликвидировано более 20 тыс. кв. м аварийного жилья, переселено 1586 человек. В программе приняло участие 9 муниципальных образований: Пермь, Кунгур, Губаха, Соликамск, Лысьва, Чернушинское, Оверятское и Верешагинское городские поселения, Кондратовское сельское поселение.

В ходе исполнения программы по переселению на 2018-2020 гг. объемы финансирования были увеличены в 2 раза. Если в 2018 г. в краевом бюджете было предусмотрено 477 млн руб., то в целом в 2018-2020 гг. из консолидированного бюджета Пермского края направится более 4,3 млрд руб. За этот счет планируется ликвидировать свыше 100 тыс. кв. м аварийного жилья.

В 2019 г. программа по расселению аварийного жилья в крае продолжена. Планируется, что объемы расселения будут существенно увеличены по сравнению с прошлым годом за счет средств из федерального бюджета, заложенных на реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда». Соответствующая региональная адресная программа будет разработана и утверждена в 1 квартале со сроком реализации до 1 сентября 2025 г. В нее включат аварийные дома, признанные таковыми по состоянию на 1 января 2017 г. А всего в регионе подобного жилья порядка 700 тыс. кв. м.

На реализацию программы в 2019-2021 гг. из краевого бюджета планируется направить 2,969 млрд руб. Причем программу было решено осуществлять на принципах комплексности освобождения территории от аварийного жилья, результатом которого станет вовлечение в оборот земельных участков, занятых в настоящий момент аварийным жильем. За 3 года планируется освободить для нового строительства более 14 га, и по предварительным данным, эти участки могут быть реализованы за 1 млрд руб., что позволит дополнительно расселить почти 24 тыс. кв. м.

Транспортная инфраструктура

В 2018 г. на дорожную отрасль Пермского края была направлена рекордная сумма – 12,9 млрд руб., что в 2 раза превышает финансирование развития дорожной сети в 2016 г. Это позволило увеличить объем дорожно-строительных работ по сравнению с 2016 г. в 2,5 раза.

В прошлом году был сдан один из ключевых дорожных объектов – ул. Героев Хасана в Перми, запущено временное движение на 1 этапе дороги «Березники-Соликамск».

В целом за строительно-ремонтный сезон прошлого года в регионе отремонтировано 854 км дорог, из них 395 км – региональные, остальные – муниципальные. Построено и реконструировано – 21,8 км дорог, большая часть – 15,5 км - муниципальных.

Сейчас в крае реализуется 7 масштабных объектов дорожного строительства: участок дороги Березники-Соликамск с 292 км по 313 км, завершить его полностью запланировано в 2022 г.; мост через р. Чусовая с планируемым сроком завершения строительства в 2021 г.; и уже в 2019 г. предполагается завершить работы на обходе г. Чусового, обходе п. Куеда, участке дороги Частые-Бабка, Восточном обходе с 4 по 9 км, а также реконструкцию Шоссе Космонавтов на участке от р. Мулянка до аэропорта.

В частности, новый мост через р. Чусовая и подход к нему завершит реконструкцию транспортного коридора, который соединяет Пермский край с соседними регионами – расстояние между Пермью и Ханты-Мансийским АО сократится на 350 км, сейчас транспорт едет через Екатеринбург.

Новый мост станет «близнецом» существующего и расположится на расстоянии 18 м от действующего, а в конечном итоге примет на себя половину транспортной нагрузки. Существенные изменения ожидаются и на подходах к мосту. Здесь будут реконструированы участки дорог на обоих берегах, построены двухуровневые транспортные развязки. Общая стоимость строительства объекта составит порядка 14 млрд руб.

На ближайшую перспективу запланирована реализация еще 12 объектов Адресной инвестиционной программы края. В их числе строительство перехода ул. Строителей от ул. Куфонина до ул. Стахановской, Северного автомобильного обхода Перми, дороги Кунья-Губаха, а также реконструкция дорог Барда-Куеда и Ощепково-Шемейный.

В этом году началась реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого ремонт дорог будет проводиться в Пермской агломерации и на региональных дорогах края. По итогам 2018 г., в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги», удалось сократить долю аварийных участков на 7%, а в планах на текущий год – сократить еще на 14% и довести долю дорог в Пермской агломерации в нормативном состоянии до 67%. В ближайшие 6 лет по нацпроекту в Пермской агломерации отремонтируют и реконструируют более 1,5 тыс. км дорог, а также планируется построить более 15 км новых автодорог.

В целом в крае в 2019 г. планируется построить и реконструировать более 56 км дорог, отремонтировать – более 800 км. Всего на территории края 520 км федеральных дорог, в прошлом году был выполнен капитальный ремонт дороги Нытва-Кудымкар и отремонтировано еще 92 км.

Один из самых ожидаемых дорожных объектов, находящихся в федеральном ведении - это дорога Пермь-Екатеринбург, очередной участок дороги должен был быть сдать в прошлом строительном сезоне, однако возникли затруднения с переносом сетей. Эти работы продолжатся весной 2019 г., после чего объект будет введен в эксплуатацию.

Согласно принятым поправкам в бюджет Пермского края на 2019 – 2021 гг., дорожный фонд региона в 2019 г. увеличен на 645,7 млн руб. Таким образом, в этом году на ремонт дорожных объектов будет направлено 16,33 млрд руб.

Так, на 200 млн руб. увеличены расходы на ремонт региональных дорог, что позволит в этом сезоне дополнительно отремонтировать более 20 км. На 261,5 млн руб. увеличены расходы на строительство обхода г. Чусового.

Также на 184,2 млн руб. увеличены расходы на ремонт муниципальных дорог, запланированных на этот год, на которые направят более 3,5 млрд руб.

Эвелина ЛарсонВ Пермском крае <br />
потрясений от строительных реформ не ждут

 

 

08.04.2019
Кровли нужно стандартизировать и монтировать так, чтобы «не поехала крыша»
Национальный кровельный союз планирует серьезные изменения законодательной базы

14 февраля в рамках Всероссийского кровельного конгресса состоялось пленарное заседание, где обсуждались вопросы ценообразования и стандартизации в отрасли, а также основные изменения, планы на будущее и проблемы.

 

Нацпроект «Жилье и городская среда»: рост городов и обезлюдивание просторов

23.10.2018

Нацпроект «Жилье и городская среда»: рост городов и обезлюдивание просторов

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел 11 октября парламентские слушания, посвященные законодательному обеспечению реализации Национального проекта «Жилье и городская среда». Обсуждение в итоге вылилось в доброжелательную, но очень жесткую критику и Нацпроекта, и входящих в него федеральных программ. 
Открывая слушания, председатель Комитета Николай Николаев подчеркнул, что это один из важнейших Нацпроектов, который напрямую затрагивает жизнь каждого гражданина в нашей стране. Именно поэтому он вызывает много вопросов и именно поэтому в нем необходимо досконально разобраться. Сейчас Нацпроект проходит утверждение в Правительстве, и пока есть возможность внести в него некоторые поправки. Как выяснилось в ходе последующего обсуждения, вносить поправки нужно во все разделы проекта, начиная с идеологии и кончая показателями, которые предполагается достичь в ходе его реализации. 

Напомним, что разработчиком Нацпроекта является Минстрой России, и на слушаниях ведомство представляли два замминистра – «жилищник» Никита Стасишин и «главный по ЖКХ» Андрей Чибис. Судя по веселому настроению, разработчики были уверены в том, что с документом все в порядке, и особых вопросов он вызвать не должен. Хотя на вопрос депутата Госдумы Ольги Савостьяновой, кто из присутствующих принимал участие в разработке Нацпроекта, в переполненном зале на 200 мест не поднялось ни одной руки. Судя по всему, Нацпроект стал продуктом «междусобойчика» Минстроя России и губернаторов, а общественное и профессиональное сообщество опять осталось в стороне. 

Нацпроект состоит из четырех федеральных программ: «Жилье», «Ипотека», «Благоустройство» и «Аварийное жилье». В целом реализация этих программ должна, по идее, обеспечить новый облик городов и помочь создать совершенно новую, качественную городскую среду с новым жильем и красивыми дворами. И ключевое слово здесь «городскую», потому что в основу положено именно развитие городов, причем крупных, а о малых городах, поселках, а уж тем более деревнях речи в Нацпроекте нет. То есть из Нацпроекта изначально выбрасывается около половины населения России – и об этом говорили выступающие на слушаниях депутаты и представители регионов. 

Конечно, в Нацпроекте нашла свое место и цифра 120 млн кв. метров жилья в год – именно к ней Президент России поручил подойти к 2024 году. При этом, по слова замминистра строительства Никиты Стасишина, поставлена задача, чтобы в этих объемах 80 млн кв. м занимало многоэтажное индустриальное строительство и только 40 млн – индивидуальное. И это при том, что сейчас доля ИЖС практически равна, а иногда и превышает многоэтажку. То есть люди все-таки хотят жить в своем доме, а не в плотно населенном городе на высоте 20 этажа. 

Поэтому у участников слушаний законно возникли два вопроса: зачем еще больше переуплотнять крупные города (в мелких индустриальное домостроение просто отсутствует), и кто же будет покупать все эти миллионы квадратных метров многоэтажек? Отметим, что выступления представителей Минстроя России ответов на эти вопросы не дали. 

Как не было ясности, а на чем, собственно, основываются расчеты и прогнозируемые результаты Нацпроекта? Проведены ли социологические исследования, есть ли понимание, сколько жилья, какого качества в каждом конкретном городе и регионе нужно построить и где именно? Насколько покупательский спрос соответствует планам строительства? И сколько уже сейчас в городах стоит непроданного жилья, за которое региональные власти успешно отчитались? Судя по обсуждениям в кулуарах слушаний, большинство участников были уверены, что ни о какой социологической базе речи нет – таких расчетов просто не существует. 

Кто состыкует все эти цифры?! 

Но еще больше разочарования и оторопи вызывает тот факт, что даже внутри Нацпроекта все четыре федеральные программы не состыкованы ни по целям, ни по показателям, ни по идеологии. Так, например, не дается ответа, сколько в запланированных 120 млн кв. м жилья будет отведено под расселение аварийного жилья? Сейчас эта программа становится бессрочной, тем более что скорость, с которой прирастает аварийный жилой фонд, превышает скорость его расселения и сноса. 

Кроме того, 15% граждан проживают в ветхом жилье, которое и не сносится, и не ремонтируется, а достоверной статистики по количеству ветхого и аварийного жилья в принципе не существует – губернаторы врут, отчитываясь о количестве такого жилья, чтобы не сорвать спущенные сверху планы. Как пример автор статьи может привести собственный дом 1930 года постройки, который уже 30 лет изношен на 69% (при 70% дом переводят в категорию аварийного). И таких домов в славном городе Королёв в 7 км от Москвы – около сотни. Зато цифры по городу для губернатора получаются отличные! 

Может быть, солидная часть 120 «общих» миллионов должна уйти именно на эту программу? И сколько конкретно тогда нужно выделить под «аварийку» многоэтажек в городах и земли под малоэтажное строительство в поселках и деревнях? Таких расчетов нет в принципе, и каким образом две федеральные программы будут состыкованы, ответом ни у Никиты Стасишина, ни у Андрея Чибиса не было. 

Еще одна проблема, на которую никто не обращает внимания, - снос аварийного жилья в умирающих деревнях и поселках, особенно на Крайнем Севере. Сейчас муниципальные и региональные власти должны снести аварийный дом и здесь же построить новое жилье для переселенцев. Но гораздо проще и разумнее переселить несколько семей из деревни или поселка на «большую землю», чем строить на Севере весьма дорогое жилье! Тем более что, как правило, работы в этих поселениях нет, а люди просто не в состоянии куда-либо уехать без жилья и без денег. Был ли проведен анализ возможного переселения, и сколько народа могло бы под него попасть? Ответ очевиден – нет, и даже не собирались. 

И еще один момент: ипотека как панацея для развития рынка жилищного строительства альтернативы в Нацпроекте не имеет, и это при том, что ипотечным кредитом при нынешнем уровне дохода населения, который падает четвертый год подряд, могут воспользоваться около 20% граждан. А подавляющее большинство населения России хочет, но никаким образом не может улучшить свои жилищные условия – и им опять не предлагается никакой иной инструмент! И это при том, что у 40% россиян не хватает жилой площади по санитарным нормам, а у 16% вообще нет собственного жилья. Поэтому плановый показатель, что к 2024 году 50% населения будет доступна ипотека, не вызвал даже смеха – на него просто не обратили внимание, как на несущественный. Этого не будет НИКОГДА! 

При этом в России практически отсутствует ипотечное кредитование индивидуального жилищного строительства – банкам невыгодны такие кредиты, гораздо проще кредитовать городского жителя в суперплотной застройке. Каким образом можно развернуть ипотеку к ИЖС – ответа также не дается. Как и не поясняется, почему ИЖС должно вдруг упасть с нынешних 47 млн кв. м до 40 млн – что, в России кончится земля под застройку? Да и есть ли понимание, сколько в каких регионах понадобится земли? Генеральные планы и территориальное планирование оставляют желать много лучшего и очень часто ответа на такие вопросы не дают. 

И все эти вопросы вызывают составные части одного Нацпроекта. Что уж тут говорить о состыковках с Нацпроектами, которыми заняты другие министерства?! А ведь там тоже собираются строить (или выделять) жилье – врачам в Минздраве, молодым ученым в Минобрнауке, детям-сиротам в Роструде и т.д. Не говоря уж о планах Минобороны, ФСБ, МЧС и т.д., где сотрудники получают государственные жилищные сертификаты на жилье. Какую долю жилье этих граждан занимает в общей цифре? Где его нужно строить и в каком количестве? Или оно пойдет по отдельной графе и в общую победную сводку не войдет? 

Красота – это страшная сила 

Пожалуй, меньше всего критики вызвала федеральная программа, посвященная благоустройству городов и населенных мест. Красивые картинки, показанные Андреем Чибисом, очень понравились депутатам из Ставропольского края, да и большинство участников слушаний отнеслись к ним одобрительно. 

Конечно, в последние годы многие города существенно преобразились – отремонтированы городские улицы, сносятся ветхие дома, чистятся парки, ремонтируются жилые здания, благоустраиваются дворы. И это очень хорошо, тем более что сюда направляются миллиарды бюджетных рублей. В последние годы к благоустройству городов активно привлекли граждан России, и очень многие проекты выбраны с помощью народного голосования. Однако далеко не все даже крупные города имеют средства на такое благоустройство – что уж тут говорить о районных центрах, поселках и деревнях? А ведь средства из федерального бюджета выделяются на условиях софинансирования из местных бюджетов. Но если у муниципалитета нет средств даже на оплату бюджетникам и за уголь для школьных котельных, то о каком благоустройстве тут вообще можно говорить? Большинство муниципалитетов и районов фатально дотационны, у них просто нет средств на программы благоустройства, покупку современных детских площадок и обустройство парковых зон. Хотя, возможно, что 107,9 млрд рублей, которые заложены в бюджете на эту программу, все-таки дойдут до многих районных центров и поселков. И комфортность городской среды увеличится на 30%, как это заложено в Нацпроекте. Единственное, что хотелось бы понять, в каких единицах считать эти 30%? 

При этом остался открытым вопрос: а на основе чего вообще у нас будут развиваться города и населенные пункты? Стратегия пространственного развития России отсутствует, нет ответа, где и когда появятся новые города или умрут старые? Где будут новые дороги, новые промышленные центры - так называемые «точки роста»? Как изменения в развитии цивилизации отразятся на развитии России? Куда пойдут работать люди, когда на заводах их сменят роботы? Как изменится при этом структура городского населения, и не появятся ли в России уже не безлюдные деревни, а безлюдные крупные города, в которых жилье будет в принципе никому не нужно? 

На все эти вопросы ответов в Национальном проекте, конечно же, нет. Он делает попытку решить лишь одну часть общегосударственной проблемы – создание для россиян современной, комфортной среды обитания в условиях современной экономики. Но поскольку экономика проходит по другому ведомству, о планах Минэкономразвития на сей счет можно только догадываться…