Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

16.11.2018
Интересы строителей будет защищать общественный омбудсмен Дмитрий Котровский

Общественным омбудсменом по строительной отрасли 14 ноября назначен Дмитрий Котровский, который в настоящее время руководит профильным комитетом в общественной организации «Опора России».Интересы строителей будет защищать  общественный омбудсмен Дмитрий Котровский

12.11.2018
Депутаты Госдумы РФ предлагают следующий этап реформирования СРО и Нацобъединений

Законопроект, призванный в целом усовершенствовать саморегулирование и СРО, внесен в Государственную Думу депутатами ГД. Законопроект затрагивает и функционирование Национальных объединений СРО.

Депутаты Госдумы РФ предлагают следующий этап реформирования СРО и Нацобъединений

Нацпроект «Жилье и городская среда»: рост городов и обезлюдивание просторов

23.10.2018

Нацпроект «Жилье и городская среда»: рост городов и обезлюдивание просторов

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям провел 11 октября парламентские слушания, посвященные законодательному обеспечению реализации Национального проекта «Жилье и городская среда». Обсуждение в итоге вылилось в доброжелательную, но очень жесткую критику и Нацпроекта, и входящих в него федеральных программ. 
Открывая слушания, председатель Комитета Николай Николаев подчеркнул, что это один из важнейших Нацпроектов, который напрямую затрагивает жизнь каждого гражданина в нашей стране. Именно поэтому он вызывает много вопросов и именно поэтому в нем необходимо досконально разобраться. Сейчас Нацпроект проходит утверждение в Правительстве, и пока есть возможность внести в него некоторые поправки. Как выяснилось в ходе последующего обсуждения, вносить поправки нужно во все разделы проекта, начиная с идеологии и кончая показателями, которые предполагается достичь в ходе его реализации. 

Напомним, что разработчиком Нацпроекта является Минстрой России, и на слушаниях ведомство представляли два замминистра – «жилищник» Никита Стасишин и «главный по ЖКХ» Андрей Чибис. Судя по веселому настроению, разработчики были уверены в том, что с документом все в порядке, и особых вопросов он вызвать не должен. Хотя на вопрос депутата Госдумы Ольги Савостьяновой, кто из присутствующих принимал участие в разработке Нацпроекта, в переполненном зале на 200 мест не поднялось ни одной руки. Судя по всему, Нацпроект стал продуктом «междусобойчика» Минстроя России и губернаторов, а общественное и профессиональное сообщество опять осталось в стороне. 

Нацпроект состоит из четырех федеральных программ: «Жилье», «Ипотека», «Благоустройство» и «Аварийное жилье». В целом реализация этих программ должна, по идее, обеспечить новый облик городов и помочь создать совершенно новую, качественную городскую среду с новым жильем и красивыми дворами. И ключевое слово здесь «городскую», потому что в основу положено именно развитие городов, причем крупных, а о малых городах, поселках, а уж тем более деревнях речи в Нацпроекте нет. То есть из Нацпроекта изначально выбрасывается около половины населения России – и об этом говорили выступающие на слушаниях депутаты и представители регионов. 

Конечно, в Нацпроекте нашла свое место и цифра 120 млн кв. метров жилья в год – именно к ней Президент России поручил подойти к 2024 году. При этом, по слова замминистра строительства Никиты Стасишина, поставлена задача, чтобы в этих объемах 80 млн кв. м занимало многоэтажное индустриальное строительство и только 40 млн – индивидуальное. И это при том, что сейчас доля ИЖС практически равна, а иногда и превышает многоэтажку. То есть люди все-таки хотят жить в своем доме, а не в плотно населенном городе на высоте 20 этажа. 

Поэтому у участников слушаний законно возникли два вопроса: зачем еще больше переуплотнять крупные города (в мелких индустриальное домостроение просто отсутствует), и кто же будет покупать все эти миллионы квадратных метров многоэтажек? Отметим, что выступления представителей Минстроя России ответов на эти вопросы не дали. 

Как не было ясности, а на чем, собственно, основываются расчеты и прогнозируемые результаты Нацпроекта? Проведены ли социологические исследования, есть ли понимание, сколько жилья, какого качества в каждом конкретном городе и регионе нужно построить и где именно? Насколько покупательский спрос соответствует планам строительства? И сколько уже сейчас в городах стоит непроданного жилья, за которое региональные власти успешно отчитались? Судя по обсуждениям в кулуарах слушаний, большинство участников были уверены, что ни о какой социологической базе речи нет – таких расчетов просто не существует. 

Кто состыкует все эти цифры?! 

Но еще больше разочарования и оторопи вызывает тот факт, что даже внутри Нацпроекта все четыре федеральные программы не состыкованы ни по целям, ни по показателям, ни по идеологии. Так, например, не дается ответа, сколько в запланированных 120 млн кв. м жилья будет отведено под расселение аварийного жилья? Сейчас эта программа становится бессрочной, тем более что скорость, с которой прирастает аварийный жилой фонд, превышает скорость его расселения и сноса. 

Кроме того, 15% граждан проживают в ветхом жилье, которое и не сносится, и не ремонтируется, а достоверной статистики по количеству ветхого и аварийного жилья в принципе не существует – губернаторы врут, отчитываясь о количестве такого жилья, чтобы не сорвать спущенные сверху планы. Как пример автор статьи может привести собственный дом 1930 года постройки, который уже 30 лет изношен на 69% (при 70% дом переводят в категорию аварийного). И таких домов в славном городе Королёв в 7 км от Москвы – около сотни. Зато цифры по городу для губернатора получаются отличные! 

Может быть, солидная часть 120 «общих» миллионов должна уйти именно на эту программу? И сколько конкретно тогда нужно выделить под «аварийку» многоэтажек в городах и земли под малоэтажное строительство в поселках и деревнях? Таких расчетов нет в принципе, и каким образом две федеральные программы будут состыкованы, ответом ни у Никиты Стасишина, ни у Андрея Чибиса не было. 

Еще одна проблема, на которую никто не обращает внимания, - снос аварийного жилья в умирающих деревнях и поселках, особенно на Крайнем Севере. Сейчас муниципальные и региональные власти должны снести аварийный дом и здесь же построить новое жилье для переселенцев. Но гораздо проще и разумнее переселить несколько семей из деревни или поселка на «большую землю», чем строить на Севере весьма дорогое жилье! Тем более что, как правило, работы в этих поселениях нет, а люди просто не в состоянии куда-либо уехать без жилья и без денег. Был ли проведен анализ возможного переселения, и сколько народа могло бы под него попасть? Ответ очевиден – нет, и даже не собирались. 

И еще один момент: ипотека как панацея для развития рынка жилищного строительства альтернативы в Нацпроекте не имеет, и это при том, что ипотечным кредитом при нынешнем уровне дохода населения, который падает четвертый год подряд, могут воспользоваться около 20% граждан. А подавляющее большинство населения России хочет, но никаким образом не может улучшить свои жилищные условия – и им опять не предлагается никакой иной инструмент! И это при том, что у 40% россиян не хватает жилой площади по санитарным нормам, а у 16% вообще нет собственного жилья. Поэтому плановый показатель, что к 2024 году 50% населения будет доступна ипотека, не вызвал даже смеха – на него просто не обратили внимание, как на несущественный. Этого не будет НИКОГДА! 

При этом в России практически отсутствует ипотечное кредитование индивидуального жилищного строительства – банкам невыгодны такие кредиты, гораздо проще кредитовать городского жителя в суперплотной застройке. Каким образом можно развернуть ипотеку к ИЖС – ответа также не дается. Как и не поясняется, почему ИЖС должно вдруг упасть с нынешних 47 млн кв. м до 40 млн – что, в России кончится земля под застройку? Да и есть ли понимание, сколько в каких регионах понадобится земли? Генеральные планы и территориальное планирование оставляют желать много лучшего и очень часто ответа на такие вопросы не дают. 

И все эти вопросы вызывают составные части одного Нацпроекта. Что уж тут говорить о состыковках с Нацпроектами, которыми заняты другие министерства?! А ведь там тоже собираются строить (или выделять) жилье – врачам в Минздраве, молодым ученым в Минобрнауке, детям-сиротам в Роструде и т.д. Не говоря уж о планах Минобороны, ФСБ, МЧС и т.д., где сотрудники получают государственные жилищные сертификаты на жилье. Какую долю жилье этих граждан занимает в общей цифре? Где его нужно строить и в каком количестве? Или оно пойдет по отдельной графе и в общую победную сводку не войдет? 

Красота – это страшная сила 

Пожалуй, меньше всего критики вызвала федеральная программа, посвященная благоустройству городов и населенных мест. Красивые картинки, показанные Андреем Чибисом, очень понравились депутатам из Ставропольского края, да и большинство участников слушаний отнеслись к ним одобрительно. 

Конечно, в последние годы многие города существенно преобразились – отремонтированы городские улицы, сносятся ветхие дома, чистятся парки, ремонтируются жилые здания, благоустраиваются дворы. И это очень хорошо, тем более что сюда направляются миллиарды бюджетных рублей. В последние годы к благоустройству городов активно привлекли граждан России, и очень многие проекты выбраны с помощью народного голосования. Однако далеко не все даже крупные города имеют средства на такое благоустройство – что уж тут говорить о районных центрах, поселках и деревнях? А ведь средства из федерального бюджета выделяются на условиях софинансирования из местных бюджетов. Но если у муниципалитета нет средств даже на оплату бюджетникам и за уголь для школьных котельных, то о каком благоустройстве тут вообще можно говорить? Большинство муниципалитетов и районов фатально дотационны, у них просто нет средств на программы благоустройства, покупку современных детских площадок и обустройство парковых зон. Хотя, возможно, что 107,9 млрд рублей, которые заложены в бюджете на эту программу, все-таки дойдут до многих районных центров и поселков. И комфортность городской среды увеличится на 30%, как это заложено в Нацпроекте. Единственное, что хотелось бы понять, в каких единицах считать эти 30%? 

При этом остался открытым вопрос: а на основе чего вообще у нас будут развиваться города и населенные пункты? Стратегия пространственного развития России отсутствует, нет ответа, где и когда появятся новые города или умрут старые? Где будут новые дороги, новые промышленные центры - так называемые «точки роста»? Как изменения в развитии цивилизации отразятся на развитии России? Куда пойдут работать люди, когда на заводах их сменят роботы? Как изменится при этом структура городского населения, и не появятся ли в России уже не безлюдные деревни, а безлюдные крупные города, в которых жилье будет в принципе никому не нужно? 

На все эти вопросы ответов в Национальном проекте, конечно же, нет. Он делает попытку решить лишь одну часть общегосударственной проблемы – создание для россиян современной, комфортной среды обитания в условиях современной экономики. Но поскольку экономика проходит по другому ведомству, о планах Минэкономразвития на сей счет можно только догадываться…