Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

18.04.2019
Стратегию развития строительной отрасли разрабатывают быстро и полицентрично

Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года должна быть представлена в правительство и утверждена к 1 октября. Работа над ней еще только началась, так что времени остается совсем мало.

15.04.2019
Дмитрий Медведев озаботился ценообразованием в строительстве

12 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное ценообразованию на материалы и оборудование, используемые в строительном комплексе.

10.04.2019
В Пермском крае потрясений от строительных реформ не ждут
Сегодня мы расскажем об одном из экономически развитых регионов России, входящем в состав Приволжского федерального округа, - Пермском крае.

О дорожной инфраструктуре, аварийном жилье, новых социальных объектах и многом другом журналу «Строительство» рассказали в профильных ведомствах региона.

Строительство нового жилья

Строительная отрасль Пермского края традиционно занимает важное место в экономике региона. Еще в 2017 г. в этой сфере было зарегистрировано 6640 организаций, а инвестиции в основной капитал строительных организаций в том же году составили 6072,8 млн руб. Всего же по виду деятельности «Строительство» в 2018 г. было выполнено работ на 115796,6 млн руб.

За январь-май 2018 г. в регионе было введено 312 755 кв. м жилья или 4127 квартир, что соответствует 169,4% к аналогичному периоду 2017 г. Из них 128 514 кв. м или 2644 квартиры многоквартирного жилья – это 115,1% к тому же периоду 2017 г.; 184 241 кв. м или 1483 квартиры индивидуального жилья – это 184,4% соответственно.

Кроме того, за январь-июнь 2018 г. было построено 245 515 кв. м жилья экономического класса, что так же соответствует 160,1% к тому же периоду 2017 г. Из них 157 954,82 кв. м многоквартирного жилья и 184 241 кв. м индивидуального жилья – это 154% и 259% соответственно.

По предварительным данным Инспекции Госстройнадзора, общий объем введенного жилья в регионе за 2018 г. составил 1,08 млн кв. м.

Школы, садики, поликлиники – в городе и на селе

Сегодня в регионе ведется масштабное строительство новых медучреждений: за 5 лет – с 2019 по 2023 гг. появится 28 объектов здравоохранения. Из них – 11 поликлиник, 7 больниц, 6 сельско-врачебных амбулаторий, 1 диспансер, лечебный корпус с поликлиникой в Юрле, комплекс районной больницы в Полазне, лечебно-поликлинический корпус онкодиспансера.

На 2019 г. запланирована сдача 3 детских поликлиник в разных районах Перми, многофункционального миграционного центра и корпуса дома-интерната для престарелых и инвалидов. Особо отметим, что будущий геронтологический центр будет представлять собой 4-этажное здание с цокольным этажом и общей площадью почти 6,6 тыс. кв. м, где смогут разместиться 150 пациентов.

В 2018 г. завершено строительство Соликамской детской поликлиники – она рассчитана на 200 посещений и адаптирована под новые требования к медицинским учреждениям. К зданию организованы комфортные подходные пути, в том числе и для маломобильных групп населения.

Также до 2022 г. в крае будет построено 27 школ на 15 тыс. мест. На эти цели из бюджетов всех уровней направят 8,3 млрд руб. А до 2021 г. будет введено 27 детских садов. Сегодня на этапе строительства уже находятся 6 школ и 12 садиков.

К примеру, в марте прошлого года была открыта школа в пос. Фролы, она рассчитана на 1200 учеников, а строящаяся в с. Кочево школа сможет принять 400 детей.

В Перми реконструирован детский сад на 110 мест, внутри здания возведен бассейн, а общая площадь объекта составляет порядка 2 тыс. кв. м.

1 сентября 2018 г. для 460 юных курсантов открыл свои двери Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя России Ф. Кузьмина. Его строительство началось еще в 2017 г., на что из краевого бюджета было направлено почти 250 млн руб. и еще 29 млн руб. – на оснащение учебным оборудованием и мебелью.

Обманутых дольщиков становится меньше

За последние полтора года в регионе было сдано 9 проблемных объектов – это порядка 103 тыс. кв. м жилья. И сегодня официальных долгостроев остается еще 10. Конечно, все они будут достроены – еще в прошлом году Правительство Пермского края утвердило механизм достройки проблемных домов, а с 1 января заработал Закон о господдержке обманутых дольщиков, предполагающий выплату субсидий пострадавшим гражданам.

В частности, первый долгострой, по которому ведется строительство с использованием региональных мер поддержки, - это объект на ул. Челюскинцев, д. 23, готовый на сегодняшний день на 60%. Технический заказчик строительства – АО «ПАИЖК». Агентство провело обследование, проектирование объекта и государственную экспертизу – все три этапа работы для ЖСК были безвозмездными. В октябре прошлого года началась достройка за счет беспроцентного займа ПАИЖК. Сейчас работы идут в соответствии с графиком, и летом дом будет достроен, после чего более 100 дольщиков смогут заселиться в свои квартиры.

Сегодня с АО «ПАИЖК» заключены соглашения с тремя ЖСК – это еще дом на ул. Толмачева, д. 15, документация которого сейчас проходит государственную экспертизу, и «Первый Пермский микрорайон», по которому выполняется проектирование.

Что касается перехода на проектное финансирование строительной отрасли, то для жилищного строительства России и Пермского края этот год станет знаковым, ведь уже с 1 июля вступят в силу поправки в Закон о долевом строительстве.

По данным Минстроя Пермского края, вступление в силу проектного финансирования хоть и может повлиять на цены в сторону роста, но все-таки цена всегда определяется спросом, поэтому застройщик не сможет продать продукт дороже, чем за него готовы заплатить потребители.

Конечно, изменения повлекут за собой уход с рынка многих застройщиков, но останутся самые устойчивые, что не всегда зависит от масштаба организации. Бывают крупные компании, которые входили во всевозможные рейтинги, но так и не выполнили обязательства перед дольщиками – таким примером служит крупнейший застройщик «Камская долина». А цель всех последних изменений в законе о долевом строительстве заключается в том, чтобы оставить на строительном рынке только надежные и сильные компании.

Причем переход на проектное финансирование не приведет к сокращению объемов строительства, как принято считать. Строить меньше не будут точно. Небольшое «проседание» по количеству построенного жилья может возникнуть только в переходный период, но как только все участники привыкнут к нововведениям, общий объем строительства как минимум останется на прежнем уровне.

Расселение аварийного жилья

В прошлом году на ликвидацию аварийного жилья в Пермском крае было направлено 824,6 млн руб., из них – 477 млн руб. из регионального бюджета, 345,6 млн руб. – из бюджетов муниципальных образований. За год было ликвидировано более 20 тыс. кв. м аварийного жилья, переселено 1586 человек. В программе приняло участие 9 муниципальных образований: Пермь, Кунгур, Губаха, Соликамск, Лысьва, Чернушинское, Оверятское и Верешагинское городские поселения, Кондратовское сельское поселение.

В ходе исполнения программы по переселению на 2018-2020 гг. объемы финансирования были увеличены в 2 раза. Если в 2018 г. в краевом бюджете было предусмотрено 477 млн руб., то в целом в 2018-2020 гг. из консолидированного бюджета Пермского края направится более 4,3 млрд руб. За этот счет планируется ликвидировать свыше 100 тыс. кв. м аварийного жилья.

В 2019 г. программа по расселению аварийного жилья в крае продолжена. Планируется, что объемы расселения будут существенно увеличены по сравнению с прошлым годом за счет средств из федерального бюджета, заложенных на реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда». Соответствующая региональная адресная программа будет разработана и утверждена в 1 квартале со сроком реализации до 1 сентября 2025 г. В нее включат аварийные дома, признанные таковыми по состоянию на 1 января 2017 г. А всего в регионе подобного жилья порядка 700 тыс. кв. м.

На реализацию программы в 2019-2021 гг. из краевого бюджета планируется направить 2,969 млрд руб. Причем программу было решено осуществлять на принципах комплексности освобождения территории от аварийного жилья, результатом которого станет вовлечение в оборот земельных участков, занятых в настоящий момент аварийным жильем. За 3 года планируется освободить для нового строительства более 14 га, и по предварительным данным, эти участки могут быть реализованы за 1 млрд руб., что позволит дополнительно расселить почти 24 тыс. кв. м.

Транспортная инфраструктура

В 2018 г. на дорожную отрасль Пермского края была направлена рекордная сумма – 12,9 млрд руб., что в 2 раза превышает финансирование развития дорожной сети в 2016 г. Это позволило увеличить объем дорожно-строительных работ по сравнению с 2016 г. в 2,5 раза.

В прошлом году был сдан один из ключевых дорожных объектов – ул. Героев Хасана в Перми, запущено временное движение на 1 этапе дороги «Березники-Соликамск».

В целом за строительно-ремонтный сезон прошлого года в регионе отремонтировано 854 км дорог, из них 395 км – региональные, остальные – муниципальные. Построено и реконструировано – 21,8 км дорог, большая часть – 15,5 км - муниципальных.

Сейчас в крае реализуется 7 масштабных объектов дорожного строительства: участок дороги Березники-Соликамск с 292 км по 313 км, завершить его полностью запланировано в 2022 г.; мост через р. Чусовая с планируемым сроком завершения строительства в 2021 г.; и уже в 2019 г. предполагается завершить работы на обходе г. Чусового, обходе п. Куеда, участке дороги Частые-Бабка, Восточном обходе с 4 по 9 км, а также реконструкцию Шоссе Космонавтов на участке от р. Мулянка до аэропорта.

В частности, новый мост через р. Чусовая и подход к нему завершит реконструкцию транспортного коридора, который соединяет Пермский край с соседними регионами – расстояние между Пермью и Ханты-Мансийским АО сократится на 350 км, сейчас транспорт едет через Екатеринбург.

Новый мост станет «близнецом» существующего и расположится на расстоянии 18 м от действующего, а в конечном итоге примет на себя половину транспортной нагрузки. Существенные изменения ожидаются и на подходах к мосту. Здесь будут реконструированы участки дорог на обоих берегах, построены двухуровневые транспортные развязки. Общая стоимость строительства объекта составит порядка 14 млрд руб.

На ближайшую перспективу запланирована реализация еще 12 объектов Адресной инвестиционной программы края. В их числе строительство перехода ул. Строителей от ул. Куфонина до ул. Стахановской, Северного автомобильного обхода Перми, дороги Кунья-Губаха, а также реконструкция дорог Барда-Куеда и Ощепково-Шемейный.

В этом году началась реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в рамках которого ремонт дорог будет проводиться в Пермской агломерации и на региональных дорогах края. По итогам 2018 г., в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги», удалось сократить долю аварийных участков на 7%, а в планах на текущий год – сократить еще на 14% и довести долю дорог в Пермской агломерации в нормативном состоянии до 67%. В ближайшие 6 лет по нацпроекту в Пермской агломерации отремонтируют и реконструируют более 1,5 тыс. км дорог, а также планируется построить более 15 км новых автодорог.

В целом в крае в 2019 г. планируется построить и реконструировать более 56 км дорог, отремонтировать – более 800 км. Всего на территории края 520 км федеральных дорог, в прошлом году был выполнен капитальный ремонт дороги Нытва-Кудымкар и отремонтировано еще 92 км.

Один из самых ожидаемых дорожных объектов, находящихся в федеральном ведении - это дорога Пермь-Екатеринбург, очередной участок дороги должен был быть сдать в прошлом строительном сезоне, однако возникли затруднения с переносом сетей. Эти работы продолжатся весной 2019 г., после чего объект будет введен в эксплуатацию.

Согласно принятым поправкам в бюджет Пермского края на 2019 – 2021 гг., дорожный фонд региона в 2019 г. увеличен на 645,7 млн руб. Таким образом, в этом году на ремонт дорожных объектов будет направлено 16,33 млрд руб.

Так, на 200 млн руб. увеличены расходы на ремонт региональных дорог, что позволит в этом сезоне дополнительно отремонтировать более 20 км. На 261,5 млн руб. увеличены расходы на строительство обхода г. Чусового.

Также на 184,2 млн руб. увеличены расходы на ремонт муниципальных дорог, запланированных на этот год, на которые направят более 3,5 млрд руб.

Эвелина ЛарсонВ Пермском крае <br />
потрясений от строительных реформ не ждут

 

 

08.04.2019
Кровли нужно стандартизировать и монтировать так, чтобы «не поехала крыша»
Национальный кровельный союз планирует серьезные изменения законодательной базы

14 февраля в рамках Всероссийского кровельного конгресса состоялось пленарное заседание, где обсуждались вопросы ценообразования и стандартизации в отрасли, а также основные изменения, планы на будущее и проблемы.

 

Российский стройкомплекс как площадка для экспериментов чиновников

29.10.2018

Российский стройкомплекс как площадка для экспериментов чиновников

Ввод жилья должен расти на фоне падения доходов населения – кто купит это жилье?

О том, что срочный переход рынка жилья от долевого строительства к проектному финансированию - самая главная и самая болезненная тема для российских строителей, говорит тот факт, что 80% всех выступлений на пленарном заседании IXВсероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство» было посвящено именно ей.

Масштабное мероприятие в очередной раз прошло в Петербурге при большом скоплении строителей, представителей СРО, общественных объединений и чиновников. Как сообщил организатор и идеолог конференции, член Совета Национального объединения строителей Антон Мороз, на конференцию приехали участники из 43 регионов России.

Государственную власть представляли депутаты Государственной Думы Владимир Катенев и Илья Осипов, замминистра строительства России Никита Стасишин, а также представители правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Российский строительный комплекс: приказано выжить!

«Можно запретить привозить импортные фрукты, но нельзя запретить строить жилье», - с таким посылом выступил депутат ГД Владимир Катенев, попутно сообщив, что в Петербурге жилья строится достаточно, все оно раскупается на этапе строительства, ипотека выросла на 60%. И всего лишь 0,7% компаний могут обанкротиться или уже находятся в этом состоянии из-за новаций в законодательстве.

Однако, судя по перечисленным далее проблемам, с которыми сталкиваются застройщики и строители, в отрасли все далеко не так радужно. Так, главными своими бедами российские строители назвали:

- Недостаточный спрос на жилье – многие объекты и квартиры продаются годами.

- Высокий уровень налогов и отсутствие минимального желания властей говорить хоть о каких-то льготах для строителей жилья.

- Высокая стоимость строительных материалов, причем цены постоянно растут и на конечном этапе строительства объекта могут отличаться от первоначальных в разы.

- Недобросовестная конкуренция внутри самой отрасли.

- Дорогие - практически недоступные – кредиты и нехватка собственных средств.

- Недоступность из-за санкций качественных импортных строительных материалов, оборудования и техники.

Сюда же стоит отнести непрерывно изменяющееся законодательство – причем поправки в законы разрабатываются в недрах Минстроя России без учета мнения профессионалов строительного рынка. Как итог – постоянное изменение измененных уже неоднократно законов. Как побочный итог – непрерывное высасывание денег из застройщиков, а по факту – из покупателей жилья – то на страхование договоров, то в компенсационный фонд долевого строительства жилья. А потом эти деньги растворяются в неизвестном направлении. И счет идет на десятки миллиардов рублей.

Еще одна проблема, которую в упор не хотят видеть в Минстрое России, и прежде всего, замминистра по жилищной политике Никита Стасишин, - страна наша большая, и далеко не везде условия для строительства такие же благоприятные, как в Москве и в Санкт-Петербурге. А все законы по «долевке» и проектному финансированию пишутся на основе московского опыта. А в Республике Коми, например, как и в других регионах Крайнего Севера, строить можно только 3 месяца в году, а стройматериалы завезти только по «зимникам», особенно в дальние районы. А потом строительство по факту на 9 месяцев останавливается – и дом тут же заносится в реестр проблемных объектов. Северяне не в первый раз говорят о своих проблемах, но Никита Стасишин в очередной раз не пожелал их услышать.

Кстати, отвечая на вопрос журналистов о том, делал ли Минстрой России прогноз о том, сколько застройщиков и строительных компаний в результате изменения законодательства уйдет со строительного рынка, Никита Стасишин ответил, что прогнозов таких не строилось, но если реформа пройдет достаточно аккуратно, то особых проблем не предвидится. Главное – понять, как будут работать эскроу-счета и во что обойдется компаниям банковское кредитование.

 

Повседневная практика: политикой по здравому смыслу

Обсуждение текущих проблем отрасли, опять-таки, на 90% касалось очередного переформатирования жилищного строительства. К сожалению, остались «за бортом» вопросы применения энергоэффективных и инновационных строительных материалов и технологий, реформа ценообразования в строительной отрасли, которая еще не заработала, но уже напрягла и производителей, и строителей.

Лишь слегка были затронуты вопросы градостроительной политики и развития территорий – в том смысле, что стратегии пространственного развития в стране нет, а без нее бессмысленно говорить о развитии городов и поселений, строительстве новых дорог, открытии новых производств. По сути, сейчас каждый регион занимается своим собственным развитием в меру своего понимания и возможностей. На фоне международных санкций и оттока инвестиций регионы все больше погружаются в долги, не умея представить свои возможности потенциальным инвесторам. Как заявил Антон Мороз, необходимо разработать экономическую карту России с выделением экономических зон, а также систему территориального планирования. Кроме того, у каждого региона должна быть своя «визитная карточка», в которой будут указаны все инвестиционно привлекательные направления развития. Без этих документов требовать с губернаторов роста строительства жилья бессмысленно – особенно там, где народ массово уезжает в Европейскую часть России и большие города.

Кстати говоря, во многих регионах жилье строиться исключительно в областных центрах, а в районах, а тем более в селах нового жилья не видели уже десятилетиями – разве что пара-тройка новых индивидуальных жилых домов будет построена их хозяевами. И новые законы не только не помогают маленьким региональным строительным компаниям, которые, собственно, и должны застроить Россию новым жильем – они их убивают на корню. Это к вопросу развития малого бизнеса в России. Да и отток населения из регионов в десяток крупных городов огромный. Каждый год российские просторы все более обезлюдивают – и не в последнюю очередь оттого, что люди не хотят жить в домах, фактически, XVIII века – без газа и воды, с туалетом на улице и электричеством с перебоями, без доступа к медицинской помощи, школе и магазинам. Но, как с горечью сказал председатель Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб, в России о народе вряд ли кто-то заботится: у государства главная задача – рост ВВП, а у бизнеса – рост доходов. Население здесь – как инструмент достижения того и другого, не более того.

Что касается практики применения очередных поправок в закон о долевом строительстве жилья, то большинство застройщиков, которые хотят остаться на этом рынке, уже открыли спецсчета в банках, а тем, кто затянул это действие, будет приостановлена регистрация договоров долевого участия. Опыт показал, что процедура открытия спецсчета довольно простая, пока малозатратная (5000 рублей по одному счету в месяц), и банки не особенно вмешиваются в работу застройщиков.

Однако ожидать, что стоимость жилья останется на прежнем уровне, не приходится – об этом открыто заявил координатор НОСТРОя в Санкт-Петербурге Александр Вахмистров. Издержки компаний вырасту, в том числе и из-за проектного финансирования. Затоваренности рынка пока нет, но все будет решать не предложение, а спрос – а доходы населения падают четвертый год подряд. И это через несколько лет скажется и на развитии ипотечного кредитования, которое сейчас выбирает последние закрома, что бы там ни говорили в корпорации «ДОМ.РФ».

Кстати, Никита Стасишин походя дал понять, что игрушки под названием «арендное жилье» в России не будет еще очень долго: во-первых, у застройщиков нет длинных дешевых денег, чтобы в нее «играть», а в-главных, муниципалитеты ни за что не отдадут бесплатно, как это обусловлено в законе, участки с подготовленной инфраструктурой, если их можно продать на торгах. Так что про массовое арендное жилье как федеральную программу лучше забыть.

 

Законодательство: раз заплатка, два заплатка – будет третяя

Законодательство, затрагивающее интересы строительной отрасли России, с одной стороны, меняется постоянно и непредсказуемо, а с другой стороны, закостенело в своих догмах. Яркий пример – переселение граждан из аварийного жилья. Сейчас процедура строительства нового дома для переселенцев занимает 2 года, и только 9 месяцев из них – это собственно строительство, а остальное – торги, документы и куча согласований. И даже в деревне, где нужно построить один дом, и будет это делать одна всем известная компания, все эти процедуры обязательны к соблюдению. Да и в целом закон 44-ФЗ непригоден для строительной отрасли – об этом говорится который уж раз, но позиция ФАС и Минэкономразвития твердокаменна: все на аукционы!

Что касается выполнения поставленных Владимиром Путиным задач по строительству 120 млн кв. м жилья в год, то тут потребуется коренное изменение подходов к самому строительству, в том числе и законодательное. Сейчас, по словам Никиты Стасишина, Минстрой России готовит очередную порцию поправок в законодательство, и часть пожеланий профессионалов в них будет учтена.

При этом в ближайшие годы должно развиваться массовое индустриальное домостроение – фактически, его объемы должны увеличиться в 2 раза с 43 до 80 млн кв. м в год. Доля индивидуального жилья, по-видимому, останется на прежнем уровне – около 40 млн кв. м. Сейчас 15 регионов России обеспечивают 80% индустриального домостроения, и, по всей видимости, эта тенденция сохранится. При таком подходе, очевидно, будут расти крупные города и продолжать вымирать деревни и районные центры.

При наращивании индустриального домостроения, по мнению Н.Стасишина, нужны правильный подход к формированию земельных участков, доступность проектного финансирования и понятные правила игры, которые не будут меняться каждый год. Нужна модернизация строительной отрасли, чтобы она могла дать новое качество строительства по новым стандартам, которые также нужно разработать. Кроме того, нужно начинать проектировать по-новому, чтобы создавать не только новое комфортное жилье, но и комфортную среду обитания.

Вопрос, правда, чьими руками все это будет делаться – профессиональных строителей или тех «гостей из СНГ», которые сейчас массово работают на стройках всей России – от Калининграда до Сахалина. Уровень этих строителей понятен, а вот уровень инженеров призван выявить и подтвердить Национальный реестр специалистов строительной отрасли, о котором рассказал исполнительный директор НОСТРОя Виктор Прядеин. Сейчас в НРС включено 169 тысяч специалистов, но остается вопрос: кто будет пользоваться этой информацией? По мнению В.Прядеина, с НРС должны плотно работать застройщики, чтобы понимать, кого они берут в качестве генподрядчиков, отвечающих за качество и безопасность строительства. Еще один бенефициар НРС – органы стройнадзора, проверяющие ход строительства и компетентность тех лиц, которые подписывают акты на выполнение работ и т.д.

В целом, подводя итоги обсуждения проблем строительной отрасли и на пленарном заседании, и в ходе круглых столов, можно говорить о том, что профессиональное сообщество ждет, когда его, наконец, услышат. Кроме того, большие надежды возлагаются на нового министра строительства Владимира Якушева и его команду, поскольку некоторые вопросы не просто назрели, а перезрели.