Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

19.02.2020
ФАС России создает экспертный совет по закону о закупках
Экспертный совет при ФАС России по Закону о закупках (223-ФЗ) займется совершенствованием законодательства о закупках, обсуждением правоприменительной практики и подготовкой антимонопольного комплаенса при проведении закупок в рамках 223-ФЗ. Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС Росси Михаил Евраев в ходе пресс-конференции в МИА «Россия Сегодня».

В состав Экспертного совета войдут представители госкомпаний, ассоциации коплаенс-менеджеров и иных профессиональных организаций.

 Антимонопольный комплаенс – это система предупреждения рисков нарушения антимонопольного законодательства.

 «Мы предлагаем компаниям разработать совместно с нами и принять такой документ по отраслевому принципу в области закупочной деятельности, и тем самым сформировать стандарты работы, с которыми будут соотносить свою деятельность и сами компании, и федеральная антимонопольная служба», - уточнил Михаил Евраев.

 Внедрение антимонопольного комплаенса при проведении закупок в рамках 223-ФЗ позволит сократить количество нарушений на закупках госкомпаний, а также получить унификацию и предсказуемость действий контрольного органа. Напомним, в 2019 году в антимонопольную службу поступило свыше 13,6 тысяч жалоб в рамках Закона о закупках, что на 91% выше относительно данных за 2018 год.

 «В рамках Экспертного совета мы планируем утверждать типовые комплаенсы в разрезе отраслевых закупок, работать над совершенствованием законодательства и унификацией правоприменительной практики», - уточнил он.

 При этом к таким типовым комплаенсам могут присоединиться все госкомпании и естественные монополии, желающие осуществлять конкурентные закупки, не дожидаясь внесения изменений в 223-ФЗ.

 «Если есть компании, которые хотят и готовы осуществлять конкурентные закупки, то зачем чего-то ждать. Надо выработать общие походы и по ним работать», - отметил Михаил Евраев.

Источник: ФАС

 

17.02.2020
Бизнес просит правительство проверить случаи завышения ставок застройщикам
Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" обратилась к вице-премьеру РФ Марату Хуснуллину с просьбой проверить случаи завышения ставок по кредитам для застройщиков, возводящих жилье по счетам эскроу, сообщает в понедельник газета ”Известия”.

В письме организации отмечается, что средние кредитные ставки для девелоперов в настоящее время составляют 12–14%, а иногда достигают 18%.

Член генерального совета “Деловой России” Владимир Прохоров подчеркнул, что банки готовы давать минимальные ставки только крупным застройщикам, а средний и мелкий бизнес пока переплачивает за риски проектов.

При этом в Центральном банке изданию сообщили, что средняя ставка на всем жизненном цикле кредита составляет около 6,5%, а в некоторых случаях опускается до 1% годовых.

По мнению депутата Госдумы Александра Якубовского, реальная ситуация со ставками для застройщиков существенно отличается от данных, имеющихся у ЦБ из-за того, что не все кредитные организации предоставляют достоверные сведения в Банк России.

Для решения данного вопроса “Деловая Россия” предложила правительству обязать банки раскрывать информацию по кредитному договору в части обоснования решения о стоимости займа для конкретного девелопера, а также о назначенной ставке.

Ранее зампред ЦБ РФ Ольга Полякова сообщала, что средняя ставка проектного финансирования застройщиков жилья составляет 5-7% годовых. Она отмечала, что есть примеры, когда ставка равна ниже 1%. “Этому безусловно, способствуют темпы поступления денежных средств на счета эскроу и темпы продаж" — говорила Полякова.

В свою очередь, в Минстрое сообщали, что ставка для застройщиков также не превышает 7%.

С 1 июля 2019 года российские застройщики обязаны работать по эскроу-счетам, на которых аккумулируются средства граждан. Строительные компании не могут пользоваться этими деньгами до окончания работ, застройщиков кредитуют банки. При этом определены критерии проектов, которые могут быть достроены после 1 июля без перехода на новую схему финансирования.

 

 

12.02.2020
ОЭСР даст оценку жилищной политики России
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Минэкономразвития РФ и ДОМ.РФ подготовят обзор национальной городской политики России, сообщили в среду в пресс-службе ДОМ.РФ.

"Это первый подобный проект для нашей страны, который позволит получить актуальные рекомендации и инструменты по работе с городскими территориями. Обзор будет учитывать рекомендации ООН-Хабитат по созданию комфортной городской среды и соответствовать целям устойчивого развития", — отметила заместитель генерального директора Фонда ДОМ.РФ Кристина Ишханова.

В пресс-службе добавили, что для сбора материалов эксперты ОЭСР приедут в Россию, а первые результаты станут известны в конце 2020 года. Также запланирован промежуточный этап обсуждений на комитете ОЭСР в Париже.

Техническое задание на проведение обзора подготовлено Фондом ДОМ.РФ совместно с Минэкономразвития и ОЭСР, согласовано с Минстроем, МИД и Минфином России.

Созданная в 1961 году ОЭСР является одной из ведущих экономических организаций мира, которая включает 36 наиболее развитых государств. В настоящее время в нее входят Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея и Япония. Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже.

 

 

10.02.2020
В России увеличилось число застройщиков-банкротов
Количество обанкротившихся девелоперов в России с 2018 года выросло вдвое — до 508 компаний. Об этом свидетельствуют данные Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА), с которыми ознакомились «Известия».

Массовый уход с рынка девелоперов предрекли еще до перехода отрасли на проектное финансирование и эскроу-счета. Прогнозы сбываются, зато после «очистки» рынка не появятся новые обманутые дольщики, считают эксперты.

Ожидаемый спад

Российские застройщики массово уходят с рынка. Если в начале 2018 года в активной стадии банкротства находились около 240 компаний, то к концу 2019-го их количество уже достигло 508. В середине 2017 года в плачевном состоянии было около 150 организаций. Об этом свидетельствуют данные Национального объединения застройщиков жилья. С исследованием ознакомились «Известия». Тенденцию подтвердил член президиума «Опоры России» Дмитрий Котровский. По его словам, организация также фиксирует заметное увеличение компаний-банкротов.

В Едином реестре проблемных объектов, который ведет ДОМ.РФ, сейчас числится 17,4 млн кв. м. Помимо недостроенных проектов обанкротившихся девелоперов в реестре учитываются и дома, сроки возведения или сдачи которых просрочены на полгода.

Рост числа банкротств стал ожидаемым следствием перехода на проектное финансирование, то есть эскроу-счета, полагает коммерческий директор ГК ФСК Ольга Тумайкина.

Переход начался 1 июля 2019 года, теперь девелоперы не могут привлекать средства дольщиков для строительства, а должны запрашивать кредиты у банков. Более 2 тыс. застройщиков получили разрешение на завершение своих проектов по старым правилам, около 1 тыс. — банковское финансирование.

Не все застройщики, особенно небольшие региональные, соответствуют требованиям банков, чтобы получить кредит, отметила Ольга Тумайкина. Как ранее писали «Известия», в октябре прошлого года в стране насчитывалось около 200 тыс. дольщиков в зоне риска. Их число может вырасти до 400 тыс. из-за девелоперов, которые не смогли получить ни разрешение на достройку по старым правилам, ни кредит. По данным ДОМ.РФ, сейчас в неопределенной ситуации находится около 350 девелоперов.

–– Действительно, количество обманутых дольщиков растет в геометрической прогрессии, –– отметила Ольга Тумайкина.

Как рассказали «Известиям» в ДОМ.РФ, в конце июня 2019 года были приняты необходимые поправки в законодательство для создания четкого механизма помощи дольщикам. Субъекты уже начали формировать региональные фонды защиты прав граждан и обращаться в федеральный фонд с просьбой инициировать признание несостоятельности того или иного застройщика.

По мнению Дмитрия Котровского, для массового банкротства девелоперов есть три основные причины. Во-первых, переход на проектное финансирование. Во-вторых, повышение налогов, в том числе рост НДС до 20%. А в-третьих, сложности у небольших компаний при получении госзаказов на строительство инфраструктуры — как правило, в регионах конкурсы выигрывают одни и те же организации, рассказал он.

Впрочем, по мнению замминистра строительства и ЖКХ Никиты Стасишина, утверждения о том, что на ситуацию повлияли новые правила, безосновательны.

— Банкротства скорее стали следствием ситуации, созданной не вчера и даже не в июле. Для того чтобы суд признал застройщика банкротом, проблемы в финансовом состоянии организации должны были возникнуть намного раньше, –– сказал он «Известиям».

Перспективы отрасли

Отрасль ждет консолидация — рынок окажется разделен между крупными застройщиками с финансовой подушкой безопасности, считает Ольга Тумайкина. Это болезненный процесс, но оздоравливающий, подчеркнула она. Уходят неэффективные компании, не обладающие достаточными активами для того, чтобы создавать экономически выгодные и привлекательные для покупателей проекты, пояснил депутат Госдумы Александр Якубовский.

По прогнозам директора по инвестициям ГК «Гранель» Андрея Носова, после «очистки» рынка новые обманутые дольщики появляться не будут.

Пока же, по словам Дмитрия Котровского, банкротства девелоперов грозят не только увеличением числа обманутых дольщиков, но и потерей кадров.

В 2019 году сократилось количество выданных девелоперам разрешений на строительство, сообщал глава Минстроя Владимир Якушев на пресс-конференции в конце года. А это уже может привести к сокращению объемов ввода многоквартирных домов, отметил президент ГК «Основа» Александр Ручьёв.

Нацпроект «Жилье и городская среда» предполагает, что к 2024 году ежегодно будут вводить 120 млн кв. м. В прошлом году при плане построить 88 млн кв. м получилось сдать только 80 млн.

Росту объемов строительства может способствовать реализация госпрограмм в масштабах страны, например реновация. Также стоит снизить административные барьеры и разрешить девелоперам поэтапно раскрывать эскроу-счета, считает Александр Ручьёв. Его точку зрения поддерживает Александр Якубовский.

–– Нужно пересматривать нормативную базу и избавить стройку от дополнительных ограничений, –– сказал он.

Необходимо повышать благосостояние населения, предоставить застройщикам доступное проектное финансирование, продолжить снижать ставки по ипотеке, добавил управляющий партнер «ВекторСтройФинанс» Андрей Колочинский.

Никита Стасишин рассказал «Известиям», что для выполнения нацпроекта ведомство создает программу по стимулированию индивидуального жилищного строительства, прорабатывает меры по увеличению числа вовлеченных в строительство земель, проводит инфраструктурную подготовку — подведение сетей электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, улучшает транспортную доступность территорий.банкрот

Как писали «Известия», цены на недвижимость в России за два ближайших года могут увеличиться на 25%. Такой прогноз дали в Совете Федерации. По мнению сенаторов, повышение стоимости будет в основном связано с высокой ставкой по кредитам для застройщиков и жесткими требованиями к их собственному капиталу.

Источник: Известия

 

 

Стройка-2019: рукотворный кризис правительственной сборки

02.10.2019
Участники состоявшегося 26 сентября заседания коллегии Минстроя России рассмотрели ход реализации национального проекта «Жильё и городская среда», а также входящих в него федеральных проектов, которыми занимается министерство. Это проекты «Ипотека», «Жильё», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Формирование комфортной городской среды», а также проект «Умный город» – он реализуется ещё и в рамках национальной программы «Цифровая экономика».

Согласно распоряжению президента России Владимира Путина, все министерства, отвечающие за реализацию федеральных и национальных проектов, должны проводить такие совещания ежеквартально.

Впечатление, сложившееся по результатам обсуждения,  двоякое.  По темам переселения из аварийного жилья и благоустройству ситуация более или менее понятна. Предыдущая программа переселения 2014 - 2018 годов исполнена на 99,2%, новое жильё получили 689 тыс человек. В этом году,  по состоянию на 1 сентября уже расселено 6,3 тыс человек, освоено 77% средств.  По городскому благоустройству количество объектов, по которым проводятся работы, даже немного превышает плановое. Правда, из утвержденных 64,7 млрд рублей по состоянию на сентябрь бюджеты перечислили только 11,4 миллиарда. Но здесь тоже особых проблем не предвидится  – по итогам года кассовое исполнение ожидается на уровне 98%, а что недоперечислят, будет взято под особый контроль.

А вот в сфере жилищного строительства, похоже, намечается какой-то прямо-таки рукотворный кризис правительственной сборки. В соответствии с поправками в 214-фз с 1 июля 2019 года все компании, привлекающие средства граждан, как известно, перешли на банковское проектное финансирования  с использованием счетов эскроу.

По итогам прошедших трёх месяцев  складывается впечатление, что отрасль вместе с государственным регулятором и банковским сектором только начинает выполнять первые тренировочные упражнения, чтобы овладеть навыками работы на каком-то новом, ранее неизвестном техническом приспособлении. С рекламным буклетом, прославляющим преимущества нового гаджета,  все успешно ознакомились и даже успели усвоить, что он должен обеспечить повышение прозрачности инвестиционного процесса (что, кстати, правда).  Однако на данный момент его появление практически полностью парализовало начальную стадию нового производства. Потому вся стройка застыла и ждёт - не дождется, когда наиболее продвинутые сотрудники разберутся, что же это за штука такая – проектное финансирование, и поделятся опытом со всеми остальными.

СТАТИСТКА НУЛЕВОГО УРОВНЯ
Принято решение, что застройщики должны были продемонстрировать готовность строящихся объектов по тем критериям, которые позволяют  достраивать их по старым правилам, к 1 октября. Согласно данным, которые озвучил на коллегии министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев, из 118,2 млн кв метров жилья, которые в настоящее время строятся, 70,7 млн кв метров – это проекты, по которым такое заключение получено,  18,4 млн кв метров – это проекты, по которым предусматривается проектное финансирование. Судьба оставшихся  9,8 млн кв метров, очевидно, решается как раз в эти дни. 

Пока что с уверенностью можно утверждать, что запуск  механизма проектного финансирования произошел. По данным Анны Волковой из министерства финансов РФ, в настоящее время на территории 61 субъекта федерации реализуется 482 проекта, по которым открыты счета эскроу и заключены кредитные договоры с застройщиками. На самом деле это сопоставимо с количеством разрешений на строительство, которое в стабильной ситуации выдаётся в течение квартала на территории одной только Москвы.
 
БАНКИ И ЗАСТРОЙЩИКИ В ПОИСКАХ ПОСТОЯННЫХ ПАРТНЁРОВ
Согласно оперативной информации, которую предоставил Банк России, 24 коммерческих банка сообщили, что за прошедший период к ним поступило 2348 заявок на заключение кредитных договоров, 584 заявки одобрены.  Как пояснила представительница Минфина, практика показывает, что застройщики подают заявки одновременно в несколько банков и сразу после получения положительного решения отзывают все остальные. Очевидно, что и банки, и застройщики заинтересованы в установлении постоянных партнерских отношений. Поэтому в дальнейшем можно предполагать, что эта гиперактивность сойдёт на нет, банки найдут «своих» надежных застройщиков и установят с ними какие-то постоянные отношения. 

Сложнее обстоит дело с главной причиной отказов при заключении договоров. Оказалось, что банки склонны выделять кредит лишь при наличии утверждённой в установленном порядке проектной документацией. Если же в проект находится в процессе корректировки (что на практике происходит достаточно часто), кредитная организация не склонна включать его в свой рабочий процесс.

Большим достижением на сегодняшний день является, что один проект строительства дома в рамках проектного финансирования всё-таки  реализован – 203 счета эскроу раскрыто и деньги частных инвесторов с них поступили застройщику. Очевидно, что речь идет о каком-то пилотном проекте, который был начат еще несколько лет назад. Тем не менее, регулятор увидел реализацию всего инвестиционного цикла от начала и до конца, и теперь чиновники имеют возможность проанализировать законодательство и регулирующие документы на предмет необходимости внесения корректировок и дополнений. 

МИНИСТР ПРИЗЫВАЕТ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРЕДЛАГАЕТ ПОДПРАВИТЬ ЦИФРЫ
Никаких конкретных предложений, направленных на ускорение процесса перехода на проектное финансирование, в ходе заседания коллегии не прозвучало. Мяч в данной ситуации полностью на стороне бизнеса, который на первых порах смело может компенсировать отсутствие необходимых регулирующих документов грамотным применением действующего законодательства, знанием зарубежной практики и здравым смыслом.

По итогам заседания Владимир Якушев констатировал, что реформа вошла в самую горячую стадию, и теперь самое главное не только добиться хороших финансовых показателей, но и «сохранить строительный комплекс, чтобы не было серьезных катаклизмов, когда у нас компании начнут уходить с рынка». «Мы не должны забывать, что очень важно сохранить те строительные компании, которые на этом рынке работали не один год и работали добросовестно. За это очень болит душа.  Ведь там у нас еще и достаточно большое количество рабочих мест.  Это люди, это зарплата, это семьи. Эти вещи у нас тоже не должны оставаться за скобками», – сказал министр, обращаясь к участникам заседания.

Также в ходе коллегии было подтверждено, что Проектный комитет нацпроекта "Жилье и городская среда" будет инициировать корректировку целевых показатели по вводу жилья на 2019, 2020 и 2021 годы. По оценке Минстроя, эти показатели будут находиться в пределах 75-78 млн кв метров, а не 88-94 млн кв метров, как было запланировано изначально. Если учесть, что в 2018 было введено 75,3 млн кв метров жилья, получается, что Минстрой всё же сохраняет надежду, что отрасль достаточно быстро освоит новый механизм финансирования и показатели ввода жилья останутся на нынешнем уровне. 

МАКРОЭКОНОМИКА: СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ ЕСТЬ
В области ипотечного кредитования, которое рассматривается в качестве одного из важнейших инструментов привлечения инвестиций в сферу жилищного строительства, достичь проектных  показателей также пока не удаётся. Но здесь хотя бы виден свет в конце тоннеля. Макроэкономическая ситуация более или менее стабильная – цены на нефть держаться на приемлемом уровне, инфляция снижается, Центробанк дважды в течение года снижал ставку рефинансирования, поэтому и средние значения по ставкам ипотечного кредитования постепенно поползли вниз (10,56%  в апреле, 10,53% в мае, 10,28% в июне, 10,24% в июле). В конце года, если верить прогнозам Минфина, среднемесячная ставка будет ниже 10%. Важно,  что здесь экономисты хотя бы видят возможность дальнейшего снижения среднего показателя ставки ипотечного кредитования за счет льготных кредитов для многодетных семей и других льготных категорий граждан, а также за счет развития недорогой ипотеки на Дальнем Востоке.

Генеральный директор банка ДОМ.РФ Александр Плутник вообще обнародовал значение средней ставки ипотечного кредитования на первичном рынке в 9,5%  (начиная с августа). Этот показатель по определению несколько ниже, чем на вторичном рынке жилья, и приближается к проектному показателю на 2019 год – 8,9%.

При этом, по его словам, ипотечный портфель увеличился на 23 %  и составляет 7,8 трлн рублей. Просроченная задолженность составляет 604 млн рублей, что по оценкам экономистов, соответствует норме. Общее количество новых ипотечных договоров пока снижается в годовом выражении на 4%, но после понижения ставок, даже несмотря на общее падение доходов граждан, снова наметился рост.

КРИЗИС СМЫСЛА 
И всё же самая серьезная проблема в жилищном строительстве – даже не дефицит инвестиций, который усугубляется переходном на проектное финансирование. К сожалению, наши девелоперские компании, несмотря на солидные бюджеты, которые расходуются на исследования рынка, рекламу и public relations,  абсолютно невосприимчивы к тем сигналам, которые посылает им гражданское общество. Между тем, цели, которые они перед собой ставят, несколько отличаются от интересов большинства населения и задач развития страны.

Основная ставка делается на приобретение земельных участков в крупных мегаполисах и получение максимальной выгоды. Именно поэтому в городах постоянно растет плотность застройки и увеличивается этажность. Местные власти поощряют деловую активность на вверенной им территории, поэтому поддерживают даже самые радикальные и запредельно дорогие проекты, хотя при этом обостряется транспортная ситуация, допускаются градостроительные ошибки, а зачастую и просто нарушения законодательства. Всё чаще и чаще это становится причиной социальной напряженности, которая в лучшем случае выплёскивается в социальных сетях и отражается на результатах выборов.

Осенью 2017 года президент России Владимир Путин, принимая в Кремле министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, указал, что министерство должно обращать больше внимание на то, что происходит на местах. Сейчас уже мало кто об этом помнит, а вот Общественный совет Минстроя воспринял замечание главы государства, как руководство к действию. И вот, на заседании коллегии председатель Общественного совета Сергей Степашин объявил о создании Ассамблеи общественных советов в области строительства и ЖКХ регионов РФ. Такой структуры  ни у одного федерального министерства пока нет. И теперь оказалось, что Минстрой располагает уникальным механизмом получения обратной связи и одновременно продвижения своего влияния в регионах. Судя по тому, какие темы Сергей Степашин затронул в ходе заседания коллегии (защита имущественных прав граждан при обновлении городской застройки и недопустимость принудительного изъятия жилых помещений в домах, не признанных аварийными, социальная защита собственников при переселении из аварийного жилья, меры по восстановлению объектов жилищного фонд и инфраструктуры, пострадавших в результате стихийных бедствий, и социальной поддержке граждан), ситуацией на местах Общественный совет владеет достаточно хорошо.        

Не случайно в своем выступлении Сергей Степашин поднял вопрос о необходимости корректировки не отдельных показателей, а самой идеологии национального проекта «Жильё и городская среда». В своём нынешнем виде, по мнению председателя Общественного совета Минстроя России, он  усилит миграцию населения в крупные города, приведет к усилению  деградации малых городов и ускоренному исчезновению сельских поселений. Между тем, в России по сравнению с другими странами и так наблюдается сверхурбанизация – в городах сейчас живет около ¾ населения страны.

Сергей Степашин предложил даже новое название нацпроекта – «Жильё и среда проживания населения России», указав при этом, что требуемые темпы объема строительства жилья вполне могут быть достигнуты за счет резкого увеличения  строительства жилья на территории сельских поселений и малых городов при одновременном значительном уменьшении стоимости жилья за счет использования отечественных инновационных строительных материалов и технологий. Кстати, и проектное финансирование с его пресловутыми счетами эскроу гораздо лучше подходит для быстрой реализации небольших строительных проектов.

Так или иначе, нынешнее заседание коллегии Минстроя дало очень большую пищу для размышлений и бизнес-сообществу, и строителям, и архитекторам, и урбанистам, и чиновникам. Очевидно, что нынешнее снижение инвестиционной активности необходимо использовать для поиска новых смыслов и установления баланса между подходами различных групп, не забывая при этом об интересах обычных людей. 

 

Стройка-2019: рукотворный кризис правительственной сборки