Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

23.01.2020
Функционал нового замглавы Минстроя может быть расширен
Новый первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин будет отвечать за блок вопросов, который ранее курировал бывший первый замминистра Леонид Ставицкий, при этом впоследствии его функционал может быть расширен, сообщили в пресс-службе Минстроя.

В пресс-службе уточнили, что в этот блок входит реализация проектов и программ в сфере государственных услуг в строительстве и разрешительной деятельности министерства.

"Учитывая те задачи, которые стоят перед Минстроем России по реализации национального проекта "Жильё и городская среда", после консультаций с вице-премьером Маратом Хуснуллиным функционал первого заместителя может быть расширен", - сообщили в ведомстве.

В четверг премьер-министр РФ Михаил Мишустин назначил Ирека Файзуллина на должность первого заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства. С 2010 года Файзуллин занимал должность министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.

 

21.01.2020
Темпы привлечения застройщиками финансирования превзошли ожидания ЦБ
Темпы привлечения застройщиками в России банковских кредитов в рамках новой схемы финансирования долевого строительства превзошли ожидания Центрального банка, заявила заместитель председателя регулятора Ольга Полякова.

Реформа долевого строительства обязала всех российских девелоперов, привлекающих средства граждан в строительство жилья, с 1 июля работать через механизм эскроу-счетов, предполагающий, что получить деньги дольщиков они смогут лишь после передачи им квартир.

"Темпы роста перехода на проектное финансирование даже превзошли наши ожидания. За шесть с небольших месяцев возросла интенсивность подачи заявок застройщиками в банки", - сказала Полякова во время дискуссии на Гайдаровском форуме.

По её словам, более 43 тысяч счётов эскроу открыты, на них аккумулировано порядка 140 миллиардов рублей, а всего банки одобрили финансирование более чем на 900 миллиардов.

 

 

17.01.2020
Средняя ставка кредитования застройщиков в РФ может достигать 5-7%
Средняя ставка кредитования застройщиков жилья в России может достигать 5-7%, а бывают примеры, когда она равна и 1%, заявила заместитель председателя Банка России Ольга Полякова.

"На сегодняшний день средняя ставка кредитования (строительства в РФ - ред.) на всем жизненном цикле кредитного договора может достигать 5-7%, но есть и примеры, когда ставка равна ниже 1%. Этому, безусловно, способствуют темпы поступления денежных средств на счета эскроу и темпы продаж", - сказала она на дискуссии в рамках Гайдаровского форума.

Реформа долевого строительства обязала всех российских девелоперов, привлекающих средства граждан в строительство жилья, с 1 июля 2019 года работать через механизм эскроу-счетов, предполагающий, что получить деньги дольщиков они смогут лишь после передачи им квартир.

Ранее в четверг Полякова говорила, что за период действия новых условий банки одобрили застройщикам кредиты более чем на 900 миллиардов рублей, более 43 тысяч счётов эскроу открыто, на них аккумулировано порядка 140 миллиардов рублей.

 

 

15.01.2020
С 8 января 2020 года изменились правила закупок в сфере строительства
Журнал "Государственные и муниципальные закупки" представил обзор изменений законодательства в сфере госзакупок. Часть из них касается и строительной сферы.

1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика

Суть изменений:
Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ  вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика,  к исполнению своих обязательств по контракту.

Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.

Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах".

Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру.

Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2019 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России

Суть изменений:
Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта".

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 397/пр "Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта".
Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см. письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250).

Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ.

3-е изменение: с 08 января 2020 года из сферы действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством

Суть изменений:

Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:
…публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации").

В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ - с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ).

Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов

Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок:

1. В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни).

При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»)..

2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»:
«…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см. часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ).

При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание  для заключения контрактов «под ключ».

3. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).

4. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ. В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см. часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ).

Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:
1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

5. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системепредусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 %  включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта.

Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Более подробно об этих изменениях можно прочитать в статье президента Союза инженеров-сметчиков Павла Горячкина на портале Агентства новостей «Строительный бизнес»: http://www.ancb.ru/publication/read/9010

Источник: Журнал "Государственные и муниципальные закупки"

 

Президент НОСТРОЙ представил Виталию Мутко позицию строительного сообщества

09.10.2019
4 октября 2019 года вице-премьер Виталий Мутко провел совещание, посвященное подведению итогов перехода застройщиков на проектное финансирование с использованием счетов эскроу и совершенствованию механизмов подключения объектов капстроя, возводимых на земельных участках в целях комплексного развития территорий, к сетям инженерно-технического обеспечения.

В мероприятии, которое прошло на территории строящегося жилого комплекса «ЗИЛАрт» в Москве, приняли участие представители федеральной и региональной исполнительной власти, Аппарата Правительства Российской Федерации, крупных компаний-застройщиков и ресурсоснабжающих организаций.

Национальное объединение строителей на совещании представляли президент НОСТРОЙ Антон Глушков и координатор НОСТРОЙ по СФО Максим Федорченко. Кроме того, НОСТРОЙ организовал присутствие на совещании представителей 6 компаний-застройщиков.

В ходе совещания Антон Глушков сделал два доклада.

В первом докладе им был представлен анализ состояния строительной отрасли в условиях перехода на проектное финансирование. Он отметил, что из-за жилищной реформы показатели 2019 года по строительству жилья, заложенные в Национальный проект «Жилье и городская среда», не достигнуты, и судя по всему, достигнуты не будут. Ставка по ипотечным кредитам держится на уровне 9,5 – 10%, а должна быть в районе 8,9%, объемы жилищного строительства в целом составят не более 73-75 млн кв.м жилья при плане 88 млн, при этом около 50% составляет индивидуальное жилищное строительство.

Что касается перехода на проектное финансирование и эскроу-счета, то по последним данным, на него перешли всего 6,7% застройщиков строящегося жилья, еще 13% планируют такой переход. То есть, более 80% застройщиков в ближайшие годы или будут работать по старым правилам, или вообще уйдут с рынка. При это количество строительных компаний, находящихся в стадии активного банкротства, продолжает расти и довольно пугающими темпами: если в мае, когда А.Глушков впервые озвучил эти цифры вице-премьеру, таких компаний было 448, то в августе с.г. – уже 474. И тенденция продолжает нарастать.

Какие же меры предлагает НОСТРОЙ по поддержке застройщиков и строительной отрасли в целом? «Октябрьские тезисы» включают в себя 12 пунктов:

1. Организация достройки проблемных домов в регионах с привлечением региональных подрядных организаций (это позволит поддержать небольших региональных застройщиков).

2. Отмена банковских гарантий для подрядных организаций - членов СРО при исполнении государственных контрактов до 10 млн рублей.

3. Проведение индексации сметных нормативов по результатам мониторинга изменения цен на основные строительные материалы и оплату труда в каждом субъекте Российской Федерации (составить график работ).

4. Создание системы государственной поддержки экспорта строительных услуг российскими компаниями.

5. Необходимо установить для региональных и муниципальных органов власти целевые показатели по вовлечению в оборот с целью застройки подготовленных земельных участков.

6. При подготовке земельных участков для вовлечения в оборот стимулировать субсидии на создание необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

7. Устранить избыточные технические требования при строительстве многоквартирных домов и общественно-деловых зданий – по сути, пересмотреть действующие Своды правил, СНиПы и ГОСТы.

8. Внести изменения в Налоговый кодекс РФ по срокам начисления и уплаты налогов при использовании счетов эскроу – после их раскрытия (в настоящий момент создалась угроза существенного увеличения налогов на застройщиков, в том числе, в части уплаты НДС).

9. Стимулировать рост и развитие компетенций в строительстве на всех уровнях (от подрядчиков до заказчиков), для чего следует ввести обязательную независимую оценку квалификации.

10. Создать Центр финансового консультирования застройщиков и разработать «Бизнес-калькулятор по стоимости строительства».

11. Простимулировать увеличение объемов строительства жилищного фонда социального использования, включая развитие рынка арендного жилья.

12. Развитие индустрии строительных материалов и проектов индустриального домостроения в регионах.

Во втором докладе Антон Глушков рассказал о необходимости урегулирования правовых отношений в процессе устранения недостатков в многоквартирных домах – о так называемом потребительском терроризме, когда юридические компании, представляя интересы недовольных качеством построенного жилья покупателей, подают в суд на застройщика, довольно часто по надуманным причинам, и способны очень надолго затянуть передачу квартиры дольщику. Отметим, что эту тему Антон Глушков поднимал уже неоднократно, в том числе, на публичных мероприятиях. По его словам, дело дошло до того, что в некоторых регионах, в том числе, в Красноярском крае, застройщики закладывают в бюджет проекта издержки на «потребительский терроризм», которые исчисляются миллионами рублей. Предлагается ввести эти отношения в правовое русло и, прежде всего, ввести обязательное досудебное урегулирование споров.

Кроме того, Антон Глушков предложил разработанный НОСТРОЙ пакет мер по облегчению технологического присоединения строящегося жилья. Как известно, это составляет одну из самых больших проблем для застройщика, поскольку монополисты, пользуясь своим положением, могут выставлять любые цены на присоединение к коммуникациям и затягивать сроки этого присоединения. Об этом же на совещании с вице-премьером говорил и глава Группы «ЛСР», предыдущий президент НОСТРОЙ Андрей Молчанов.

Так, по мнению Антона Глушкова, необходимо сделать следующие шаги:

1) Внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие обязательное установление графиков платежей в зависимости от сроков выполнения договоров подключения к инженерным сетям.

2) исключить дополнительные платежи застройщика, такие как плата за вынос сетей;

3) Создать институт независимой оценки технических условий и решений в процессе ТП;

4) Ввести предварительные ТУ на этапе вовлечения земельных участков, которые должны стать офертой для РСО;

5) Создать цивилизованный механизм переуступки мощности;

6) Ввести возможности корректировки ТУ без их отмены по результатам проектирования МКД;

7) Увязать сроки реализации инвестиционных программ естественных монополий (сегодня 3-5 лет) и сроков строительства МКД (сегодня 2-3 года);

8) установить предельные сроки, в течение которых ресурсоснабжающая организация должна принять построенные застройщиком инженерные сети.

Выполнение всех этих пунктов позволит снизить расходы застройщиков по подключению к сетям.

Отвечая на претензии застройщиков, Виталий Мутко сообщил, что правительство России на заседании 2 октября приняло некоторые принципиальные решения. Так, теперь газоснабжающие организации больше не смогут отказывать застройщикам в подключении к газовым сетям по причине отсутствия мощности. «Они должны будут предложить программу, как ее обеспечить», — сказал вице-премьер.

 

 

 

Президент НОСТРОЙ представил Виталию Мутко  позицию строительного сообщества