Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

28.05.2020
Заявления банков на компенсацию недополученных доходов от строительства начнут принимать с 8 июня
Минстрой России с 8 июня начинает принимать заявления от банков на возмещение недополученных доходов по кредитам, говорится в сообщении на сайте Минстроя.

«Минстрой России с 8 июня начинает принимать заявления от банков. Сбор соответствующих документов осуществляется до 15 июня», — отмечается в сообщении.

Пакет документов должен быть передан в Минстрой России через Единую информационную систему жилищного строительства ЕИСЖС. Заявления и документы принимаются с 8 по 15 июня 2020 года для принятия решений о компенсации Межведомственной комиссией.

В министерстве напомнили, что ранее правительство по поручению президента утвердило правила компенсации недополученных доходов по кредитам в сфере жилищного строительства. Недополученные доходы возмещаются по кредитным договорам, заключенным со строительными компаниями до 1 мая 2020 года.

Целью кредита должны быть покупка земли для жилищного строительства или сопутствующей инфраструктуры, а также финансирование строительства таких проектов. Для системообразующих предприятий стройотрасли допускается субсидирование покупки промышленных объектов и техники, необходимой для строительства жилья.

Согласно постановлению, для подачи заявления на льготу по кредиту заемщик не должен иметь просрочек по выплатам и срокам ввода домов в эксплуатацию. Кроме того, он обязуется сохранить штатную численность, которая была на 1 мая 2020 года.

 

25.05.2020
В Подмосковье в 2020 году Фонд дольщиков рассмотрит 190 проблемных домов
Порядка 190 домов планирует рассмотреть региональный Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Московской области в 2020 году, сообщила министр жилищной политики Подмосковья Инна Федотова. В декабре 2019 года вице-премьер РФ Виталий Мутко совместно с правительством Московской области договорились о создании Фонда дольщиков Подмосковья. В понедельник, 18 мая, фонд был зарегистрирован. Позднее министр жилищной политики региона Инна Федотова сообщила, что его главой был избран Виталий Донченко. "В планах рассмотреть 190 домов в 2020 году, что составляет 8 033 дольщика. Первые жилые комплексы будут рассмотрены на наблюдательном совете фонда в июле 2020 года", - сказала Федотова. По ее словам, решение о том, какие объекты будут передаваться в региональный фонд, будет принято наблюдательным советом ППК "Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства", в том числе решение о финансировании мероприятий по обеспечению прав граждан. "Застройщики всех многоквартирных домов, которые будут рассмотрены на наблюдательном совете фонда, являются банкротами. По застройщикам многоквартирных домов, рассмотрение которых планируется в 2021-2022 годы, инициирована процедура банкротства", - добавила Федотова. В заключении она подчеркнула, что все проблемные объекты Московской области, по которым не найдены инвесторы (это около 500 проблемных домов), будут рассматриваться на наблюдательном совете федерального Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства. Набсовет будет принимать решения: по каким домам осуществить возврат гражданам денежных средств, а по каким - достроить объекты. "Возвратом денежных средств обманутых дольщиков будет заниматься федеральный Фонд защиты прав дольщиков, непосредственным завершением строительства - региональный фонд", - заключила собеседник агентства.
21.05.2020
Минстрой России готов отменить еще 30% обязательных требований в строительстве
Для эффективной работы отрасли необходимо упрощать процедуры в строительстве. Об этом заявил заместитель председателя президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию - первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин 19 мая на совещании, посвященному уменьшению количеству обязательных требований при строительстве.

«Вопрос снижения количества требований, необходимых для начала строительства объектов прорабатывается нами давно. Это будет способствовать эффективной работе всей отрасли. Сегодня такая задача поставлена президентом страны, поэтому работу в этом направлении нужно усилить. Минстроем уже разработаны изменения в перечень обязательных требований, в итоге их количество должно уменьшиться на 30%», - заявил Ирек Файзуллин.

Среди предложений Минстроя России - формирование единого перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечено соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений; установление требований к разработке специальных технических условий (СТУ) только в случае реконструкции объекта капитального строительства и отступления от обязательных строительных норм.

Кроме того, Ирек Файзуллин обратил внимание на необходимость устранения ограничений по применению новых технологий в строительстве. «Мы должны идти в ногу со временем, на сегодняшний день есть компании, которые патентуют новые технологии в строительстве, новые стройматериалы. Наше предложение - установить право таких организаций – правообладателей новых технологий разрабатывать нормативно-технические документы добровольного применения по собственной инициативе и представлять их в Минстрой России на утверждение, а Минстрою России установить обязанность их рассматривать и принимать по ним решения в установленные сроки», - отметил первый замминистра.

Он добавил, что также должна быть повышена роль и ответственность организаций, осуществляющих экспертизу проектной документации, и повышено качество государственного строительного надзора. Так, предлагается в обязательном порядке проводить строительный контроль в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счет средств бюджета в рамках национальных проектов.

В совещании приняли участие представители ФАУ ФЦС, Главгосэкспертизы, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 

 

19.05.2020
Минстрой разработал поправки в закон на строительство объектов «под ключ»
Минстрой России выложил для публичного обсуждения Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Законопроект предусматривает установление возможности заключения государственными корпорациями и компаниями с государственным участием контрактов строительства «под ключ» и определения начальной (максимальной) цены договора, изменения цены и составления сметы такого договора в соответствии с нормативными правовыми актами, издаваемыми Минстроем России.

Законопроект вводит в действующий федеральный закон новую статью следующего содержания:

«Статья 3.1-4. Особенности заключения и исполнения договора, предметом которогоявляется одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства

1. Предметом договора может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, в случае если финансирование таких работ осуществляется с привлечением средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. Исчерпывающий перечень случаев проведения закупки и заключения договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, устанавливаются положением о закупке.

3. В случае, если заданием на проектирование и (или) проектной документацией на объект капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 1 настоящей статьи договора наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

4. Порядок определения начальной (максимальной) цены договора (цена лота), указанного в части 1 настоящей статьи, цены такого договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого договора, порядок изменения цены такого договора утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

5. Результатом выполненной работы по договору, предметом которого являются одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству и (или) реконструкции объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

Адрес на официальном сайте:  http://regulation.gov.ru/projects#npa=101839, ID проекта: 02/04/05-20/00101839.

Срок для направления замечаний и предложений   до 5 июня 2020  года.

 

Стройка-2019: рукотворный кризис правительственной сборки

11.10.2019
Участники состоявшегося 26 сентября заседания коллегии Минстроя России рассмотрели ход реализации национального проекта «Жильё и городская среда», а также входящих в него федеральных проектов, которыми занимается министерство. Это проекты «Ипотека», «Жильё», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Формирование комфортной городской среды», а также проект «Умный город» – он реализуется ещё и в рамках национальной программы «Цифровая экономика».

Согласно распоряжению президента России Владимира Путина, все министерства, отвечающие за реализацию федеральных и национальных проектов, должны проводить такие совещания ежеквартально.

Впечатление, сложившееся по результатам обсуждения,  двоякое.  По темам переселения из аварийного жилья и благоустройству ситуация более или менее понятна. Предыдущая программа переселения 2014 - 2018 годов исполнена на 99,2%, новое жильё получили 689 тыс человек. В этом году,  по состоянию на 1 сентября уже расселено 6,3 тыс человек, освоено 77% средств.  По городскому благоустройству количество объектов, по которым проводятся работы, даже немного превышает плановое. Правда, из утвержденных 64,7 млрд рублей по состоянию на сентябрь бюджеты перечислили только 11,4 миллиарда. Но здесь тоже особых проблем не предвидится  – по итогам года кассовое исполнение ожидается на уровне 98%, а что недоперечислят, будет взято под особый контроль.

А вот в сфере жилищного строительства, похоже, намечается какой-то прямо-таки рукотворный кризис правительственной сборки. В соответствии с поправками в 214-фз с 1 июля 2019 года все компании, привлекающие средства граждан, как известно, перешли на банковское проектное финансирования  с использованием счетов эскроу.

По итогам прошедших трёх месяцев  складывается впечатление, что отрасль вместе с государственным регулятором и банковским сектором только начинает выполнять первые тренировочные упражнения, чтобы овладеть навыками работы на каком-то новом, ранее неизвестном техническом приспособлении. С рекламным буклетом, прославляющим преимущества нового гаджета,  все успешно ознакомились и даже успели усвоить, что он должен обеспечить повышение прозрачности инвестиционного процесса (что, кстати, правда).  Однако на данный момент его появление практически полностью парализовало начальную стадию нового производства. Потому вся стройка застыла и ждёт - не дождется, когда наиболее продвинутые сотрудники разберутся, что же это за штука такая – проектное финансирование, и поделятся опытом со всеми остальными.

СТАТИСТКА НУЛЕВОГО УРОВНЯ
Принято решение, что застройщики должны были продемонстрировать готовность строящихся объектов по тем критериям, которые позволяют  достраивать их по старым правилам, к 1 октября. Согласно данным, которые озвучил на коллегии министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев, из 118,2 млн кв метров жилья, которые в настоящее время строятся, 70,7 млн кв метров – это проекты, по которым такое заключение получено,  18,4 млн кв метров – это проекты, по которым предусматривается проектное финансирование. Судьба оставшихся  9,8 млн кв метров, очевидно, решается как раз в эти дни. 

Пока что с уверенностью можно утверждать, что запуск  механизма проектного финансирования произошел. По данным Анны Волковой из министерства финансов РФ, в настоящее время на территории 61 субъекта федерации реализуется 482 проекта, по которым открыты счета эскроу и заключены кредитные договоры с застройщиками. На самом деле это сопоставимо с количеством разрешений на строительство, которое в стабильной ситуации выдаётся в течение квартала на территории одной только Москвы.
 
БАНКИ И ЗАСТРОЙЩИКИ В ПОИСКАХ ПОСТОЯННЫХ ПАРТНЁРОВ
Согласно оперативной информации, которую предоставил Банк России, 24 коммерческих банка сообщили, что за прошедший период к ним поступило 2348 заявок на заключение кредитных договоров, 584 заявки одобрены.  Как пояснила представительница Минфина, практика показывает, что застройщики подают заявки одновременно в несколько банков и сразу после получения положительного решения отзывают все остальные. Очевидно, что и банки, и застройщики заинтересованы в установлении постоянных партнерских отношений. Поэтому в дальнейшем можно предполагать, что эта гиперактивность сойдёт на нет, банки найдут «своих» надежных застройщиков и установят с ними какие-то постоянные отношения. 

Сложнее обстоит дело с главной причиной отказов при заключении договоров. Оказалось, что банки склонны выделять кредит лишь при наличии утверждённой в установленном порядке проектной документацией. Если же в проект находится в процессе корректировки (что на практике происходит достаточно часто), кредитная организация не склонна включать его в свой рабочий процесс.

Большим достижением на сегодняшний день является, что один проект строительства дома в рамках проектного финансирования всё-таки  реализован – 203 счета эскроу раскрыто и деньги частных инвесторов с них поступили застройщику. Очевидно, что речь идет о каком-то пилотном проекте, который был начат еще несколько лет назад. Тем не менее, регулятор увидел реализацию всего инвестиционного цикла от начала и до конца, и теперь чиновники имеют возможность проанализировать законодательство и регулирующие документы на предмет необходимости внесения корректировок и дополнений. 

МИНИСТР ПРИЗЫВАЕТ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРЕДЛАГАЕТ ПОДПРАВИТЬ ЦИФРЫ
Никаких конкретных предложений, направленных на ускорение процесса перехода на проектное финансирование, в ходе заседания коллегии не прозвучало. Мяч в данной ситуации полностью на стороне бизнеса, который на первых порах смело может компенсировать отсутствие необходимых регулирующих документов грамотным применением действующего законодательства, знанием зарубежной практики и здравым смыслом.

По итогам заседания Владимир Якушев констатировал, что реформа вошла в самую горячую стадию, и теперь самое главное не только добиться хороших финансовых показателей, но и «сохранить строительный комплекс, чтобы не было серьезных катаклизмов, когда у нас компании начнут уходить с рынка». «Мы не должны забывать, что очень важно сохранить те строительные компании, которые на этом рынке работали не один год и работали добросовестно. За это очень болит душа.  Ведь там у нас еще и достаточно большое количество рабочих мест.  Это люди, это зарплата, это семьи. Эти вещи у нас тоже не должны оставаться за скобками», – сказал министр, обращаясь к участникам заседания.

Также в ходе коллегии было подтверждено, что Проектный комитет нацпроекта "Жилье и городская среда" будет инициировать корректировку целевых показатели по вводу жилья на 2019, 2020 и 2021 годы. По оценке Минстроя, эти показатели будут находиться в пределах 75-78 млн кв метров, а не 88-94 млн кв метров, как было запланировано изначально. Если учесть, что в 2018 было введено 75,3 млн кв метров жилья, получается, что Минстрой всё же сохраняет надежду, что отрасль достаточно быстро освоит новый механизм финансирования и показатели ввода жилья останутся на нынешнем уровне. 

МАКРОЭКОНОМИКА: СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ ЕСТЬ
В области ипотечного кредитования, которое рассматривается в качестве одного из важнейших инструментов привлечения инвестиций в сферу жилищного строительства, достичь проектных  показателей также пока не удаётся. Но здесь хотя бы виден свет в конце тоннеля. Макроэкономическая ситуация более или менее стабильная – цены на нефть держаться на приемлемом уровне, инфляция снижается, Центробанк дважды в течение года снижал ставку рефинансирования, поэтому и средние значения по ставкам ипотечного кредитования постепенно поползли вниз (10,56%  в апреле, 10,53% в мае, 10,28% в июне, 10,24% в июле). В конце года, если верить прогнозам Минфина, среднемесячная ставка будет ниже 10%. Важно,  что здесь экономисты хотя бы видят возможность дальнейшего снижения среднего показателя ставки ипотечного кредитования за счет льготных кредитов для многодетных семей и других льготных категорий граждан, а также за счет развития недорогой ипотеки на Дальнем Востоке.

Генеральный директор банка ДОМ.РФ Александр Плутник вообще обнародовал значение средней ставки ипотечного кредитования на первичном рынке в 9,5%  (начиная с августа). Этот показатель по определению несколько ниже, чем на вторичном рынке жилья, и приближается к проектному показателю на 2019 год – 8,9%.

При этом, по его словам, ипотечный портфель увеличился на 23 %  и составляет 7,8 трлн рублей. Просроченная задолженность составляет 604 млн рублей, что по оценкам экономистов, соответствует норме. Общее количество новых ипотечных договоров пока снижается в годовом выражении на 4%, но после понижения ставок, даже несмотря на общее падение доходов граждан, снова наметился рост.

КРИЗИС СМЫСЛА 
И всё же самая серьезная проблема в жилищном строительстве – даже не дефицит инвестиций, который усугубляется переходном на проектное финансирование. К сожалению, наши девелоперские компании, несмотря на солидные бюджеты, которые расходуются на исследования рынка, рекламу и public relations,  абсолютно невосприимчивы к тем сигналам, которые посылает им гражданское общество. Между тем, цели, которые они перед собой ставят, несколько отличаются от интересов большинства населения и задач развития страны.

Основная ставка делается на приобретение земельных участков в крупных мегаполисах и получение максимальной выгоды. Именно поэтому в городах постоянно растет плотность застройки и увеличивается этажность. Местные власти поощряют деловую активность на вверенной им территории, поэтому поддерживают даже самые радикальные и запредельно дорогие проекты, хотя при этом обостряется транспортная ситуация, допускаются градостроительные ошибки, а зачастую и просто нарушения законодательства. Всё чаще и чаще это становится причиной социальной напряженности, которая в лучшем случае выплёскивается в социальных сетях и отражается на результатах выборов.

Осенью 2017 года президент России Владимир Путин, принимая в Кремле министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, указал, что министерство должно обращать больше внимание на то, что происходит на местах. Сейчас уже мало кто об этом помнит, а вот Общественный совет Минстроя воспринял замечание главы государства, как руководство к действию. И вот, на заседании коллегии председатель Общественного совета Сергей Степашин объявил о создании Ассамблеи общественных советов в области строительства и ЖКХ регионов РФ. Такой структуры  ни у одного федерального министерства пока нет. И теперь оказалось, что Минстрой располагает уникальным механизмом получения обратной связи и одновременно продвижения своего влияния в регионах. Судя по тому, какие темы Сергей Степашин затронул в ходе заседания коллегии (защита имущественных прав граждан при обновлении городской застройки и недопустимость принудительного изъятия жилых помещений в домах, не признанных аварийными, социальная защита собственников при переселении из аварийного жилья, меры по восстановлению объектов жилищного фонд и инфраструктуры, пострадавших в результате стихийных бедствий, и социальной поддержке граждан), ситуацией на местах Общественный совет владеет достаточно хорошо.        

Не случайно в своем выступлении Сергей Степашин поднял вопрос о необходимости корректировки не отдельных показателей, а самой идеологии национального проекта «Жильё и городская среда». В своём нынешнем виде, по мнению председателя Общественного совета Минстроя России, он  усилит миграцию населения в крупные города, приведет к усилению  деградации малых городов и ускоренному исчезновению сельских поселений. Между тем, в России по сравнению с другими странами и так наблюдается сверхурбанизация – в городах сейчас живет около ¾ населения страны.

Сергей Степашин предложил даже новое название нацпроекта – «Жильё и среда проживания населения России», указав при этом, что требуемые темпы объема строительства жилья вполне могут быть достигнуты за счет резкого увеличения  строительства жилья на территории сельских поселений и малых городов при одновременном значительном уменьшении стоимости жилья за счет использования отечественных инновационных строительных материалов и технологий. Кстати, и проектное финансирование с его пресловутыми счетами эскроу гораздо лучше подходит для быстрой реализации небольших строительных проектов.

Так или иначе, нынешнее заседание коллегии Минстроя дало очень большую пищу для размышлений и бизнес-сообществу, и строителям, и архитекторам, и урбанистам, и чиновникам. Очевидно, что нынешнее снижение инвестиционной активности необходимо использовать для поиска новых смыслов и установления баланса между подходами различных групп, не забывая при этом об интересах обычных людей. 

 

Стройка-2019: рукотворный кризис правительственной сборки