Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

15.11.2019
Госзакупки, крах генподряда и самоликвидацию СРО обсудили на Экспертном Совете Госдумы
Заседание Экспертного совета по строительству, промышленности стройматериалов и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы по транспорту и строительству, прошедшее 12 ноября, отличалось резкостью выступлений, а завершилось маленькой сенсацией.

Повестка дня заседания Экспертного совета содержала всего два вопроса: что происходит с институтом генподряда и как совершенствовать систему СРО?

Председатель Совета Владимир Ресин для «затравки» озвучил несколько цифр из реального состояния строительного рынка: так, из 4000 компаний на рынке жилья на проектное финансирование перешли всего 790, и у них в работе только 19,6 млн кв. м жилья из 118 млн. При этом всего 35 региона строят более 0,5 кв. м жилья на человека, причем, как правило, в крупных городах. Рентабельность строительства в регионах низкая, поэтому банки не готовы в эти проекты инвестировать. Да и в целом на строительном рынке главным игроком теперь являются не строители, а банки, генподрядчики от них зависят практически полностью, а теперь в зависимость попали еще и застройщики. При этом банки не торопятся менять свои закостеневшие принципы работы, и это ставит под угрозу срыва тысячи строек. «Нам нужны умные банки с гибкими продуктами кредитования для строительства умных городов», - подвел итог Ресин.

Дальнейший обмен мнениями разделился на две части: как выжить генподрядчику и что делать с СРО?

Председатель комитета ТПП РФ по строительству Ефим Басин уверен, что главное препятствие развития генподрядных отношении  - это закон о госзакупках 44-ФЗ. От него страдают все – и генподрядчики, и заказчики, особенно муниципальные. По-прежнему главным фактором торгов является самая низкая цена на отдельный этап работ, а жизненный цикл объекта не учитывается. Демпинг в госзакупках продолжает процветать. Сохраняется неравенство в отношениях между заказчиком и генподрядчиком, когда первый диктует свои условия и ни за что не отвечает, а второй абсолютно бесправен и должен отвечать за все. 

И, конечно, большой вред наносит тот факт, что на торги выходят компании совершенно обезличенные, без указания профиля и опыта работы. В этой ситуации СРО должны получить право участвовать в тендерных комиссиях и представлять объективную информацию о своем члене. Сейчас же СРО могут даже не знать, какие контракты заключили их компании, а за срыв договоров отвечать обязаны – это ненормальная ситуация. Так что закон о госзакупках и о правах СРО нужно менять.

Еще более жестко высказался о судьбе генподрядчиков генеральный директор «Мостотреста» Владимир Власов, заявив, что через год его компания при нынешней ситуации может уйти с рынка, потому что работать стало невозможно. И вообще, из тех компаний, которые раньше были главными дорожными строителями Москвы, сейчас на рынке не осталось практически никого – и в этом очень большая вина заказчиков. Сегодня диктат заказчиков вышел на такой уровень, что любого подрядчика можно обанкротить и убрать с рынка. Контроль за подрядчиком все жестче, при этом ответственность госорганов и госзаказчика все меньше.

При этом постоянно растут требования по обеспечению стройки – теперь к банковской гарантии прибавилось еще и казначейское сопровождение. Однако  казначейство не интересует, что очень часто по прихоти заказчика строитель должен выполнить дополнительные работы, оно следит, чтобы строителю не переплатили. В результате строительные компании банкротятся и уходят с рынка, как это было после олимпийских строек и прочих знаковых государственных объектов.

Ценообразование при госзакупках – это отдельная беда. Строителю неважно, как называется метод формирования цены, ему нужно, чтобы на торги вышла цена, которая позволит хоть как-то жить и платить налоги. Сейчас очень многие компании оказываются неплательщиками налогов – просто нет денег. Так у Налоговой инспекции появилось «ноу хау» - они требуют от генподрядчиков заплатить НДС, которые не заплатили субподрядчики! «Мостотрест» в такой ситуации прекращает брать генподряды, чтобы не нарываться на миллионные штрафы. Ну, и кто будет строить бюджетные объекты в этой ситуации?

И еще один момент: требования к подрядчикам на торгах постоянно ужесточаются, теперь предписано в конкурсную документацию включать жесткий график работ. Любой нормальный строитель понимает всю дурость этих требований. Более того, даже если объект будет построен с опережением сроков, это будет считаться нарушением, а не успешной работой подрядчика, за которую могла бы быть и премия. «Итог надвигается страшный!» - завершил В.Власов, добавив. Что китайские генподрядчики стоят на низком старте и с удовлетворением наблюдают за гибелью российских коллег от рук российских госзаказчиков.

Добавил красок в эту картину и председатель совета СРО Союз «МООСС» Михаил Викторов -  в этой СРО 2/3 членов – генподрядчики промышленного и иного строительства. Михаил Викторов главной бедой назвал невозможность планирования загрузки компаний на 3-4 года вперед, а отсюда и все остальные проблемы: отсутствие кадровой работы и инвестиций в материальную базу компаний, обновление фондов и так далее. Как набирать в компанию молодежь, если неизвестно, сколько сотрудников придется сокращать через полгода при отсутствии заказов? И, конечно, нужно менять 44-ФЗ, поскольку сейчас совершенно искажена система ответственности. Нужно жестко отсекать демпинг на торгах, нужно привлекать СРО для оценки участников торгов на каждом конкретном госзаказе.

Дилемма для СРО: развиваться или самораспуститься?

На фоне 10-летия системы саморегулирования в строительстве и создания Нацобъединения строителей (НОСТРОЙ) диалог о том, каково же место СРО в современном строительном процессе, не может не настораживать.
За 10 лет было много сделано в части технического регулирования, создания Нацреестра специалистов, выстраивания взаимоотношений между СРО и компаниями, которые через них получали выход на рынок. Однако накопившиеся за 10 лет ошибки, в том числе, и от реформы 2017 года, необходимо признать и начинать исправлять.

Так, по мнению Михаила Викторова, очень многие генподрядчики совершенно безразлично относятся к тому, в какой СРО они состоят, не понимая места и возможностей этой организации. Отмена видов работ привела к тому, что СРО перестали «видеть», какая компания чем занимается и за что может или не может нести ответственность. Введение Нацреестра специалистов привело к тому, что срочно были трудоустроены тысячи пенсионеров, лишь бы отвечать требованиям НРС. Но разве для этого он создавался? В общем, после 10 лет работы система СРО нуждается в формировании новой концепции ее развития, куда войдут и переход на страхование рисков не только компаний, но и главных специалистов, ГИПов и ГАПов проекта, предложения по использованию компенсационных фондов СРО для развития отрасли, участие в госзакупках, новые приоритеты и задачи. И, конечно, по мнению Ефима Басина, которое поддержали многие, туда должны вернуться виды работ и реальные допуски для компаний от СРО – иначе вся эта система становится бессмысленной.

Президент Нацобъединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин видит главную задачу НОПРИЗ и СРО на данном этапе в формировании системы независимой оценки квалификации в архитектуре и изысканиях, чтобы повысить компетентность кадров и, соответственно, качество работ.

Но маленькой сенсацией на этом фоне прозвучала реплика замминистра строительства России Дмитрия Волкова, который с милой улыбкой рассказал, как во время написания Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года его влиятельный коллега высказался в том смысле, что представители СРО в процессе написания главы о саморегулировании  как профессионалы должны понять всю ненужность этой системы и самораспуститься. «Не самораспустились, - констатировал Д.Волков. – Будем дальше с этим работать». Понятно, что чиновники такого уровня просто так публично такие заявления не делают. Нужно сказать, что присутствующие были весьма озадачены этой шуткой. Михаил Посохин не нашелся, что сказать. А президента НОСТРОя Антона Глушкова просто на этом ключевом заседании не было. Сам же Дмитрий Волков предпочел после своего заявления попрощаться и покинуть заседание.

 

12.11.2019
Утвержден План реформы ценообразования в строительной отрасли
Вице-премьер Виталий Мутко утвердил подготовленный Минстроем России план мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли

Документ подготовлен во исполнение решений, принятых по итогам совещания у Заместителя Председателя Правительства Виталия Мутко от 20 сентября 2018 года. В соответствии п. 3 протокола совещания №ВМ-П9-82пр Минстрой России подготовил и внес в Правительство РФ проект Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, который 22 октября подписал вице-премьер.

Предполагается, что совершенствование ценообразования будет идти в три этапа и закончится в 2022 году.

1-й этап (до 1 января 2021 г.). Цель — повышение достоверности определения стоимости базисно-индексным методом до реализации полного перехода на ресурсную модель.

2-й этап (с 1 января 2021 г. по 1 января 2022 г.). Цель — апробация ресурсного модели, с возможностью использования сметных цен, рассчитанных и опубликованных на основании мониторинга цен участников рынка строительных ресурсов с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом с использованием индексов пересчета в текущий уровень цен по отдельным ресурсам

3-й этап (с 1 января 2022 г.). Цель — переход к полноценному применению ресурсного метода определения сметной стоимости строительства на основании данных о стоимости строительных ресурсов, размещаемых во ФГИС ЦС.
Как следует из текста документа, 2019 году Планом, в частности, предусмотрено:

06.11.2019
МЧС вернет лицензирование в проектные, изыскательские и строительные работы?
МЧС России разработан и размещен для общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности».

Как отмечают эксперты, это уже четвертая или пятая попытка МЧС ввести лицензирование в строительной отрасли, однако до этого в законопроектах эта процедура лицензированием не называлась, а говорилось о регулировании и ответственности. В нынешнем законопроекте к деятельности в области пожарной безопасности предлагается отнести выполнение проектных и изыскательских работ по обеспечению пожарной безопасности и разработку специальных технических условий, содержащих мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты. Кроме того, законопроект определяет, что к деятельности в области пожарной безопасности могут быть отнесены и «другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности».

Согласно разработанному МЧС законопроекту, лицензированию в том числе подлежит деятельность по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем, установок и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Предполагается, что для получения лицензии для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности, данный вид деятельности должен являться основным видом экономической деятельности. Уставной капитал организации, осуществляющей лицензируемый вид деятельности, не может быть менее ста пятидесяти тысяч рублей.

Независимая антикоррупционная экспертиза законопроекта продлится до 12 ноября 2019 года.

Как сообщил Агентству новостей «Строительный бизнес» руководитель СРО «ИСЗС-Монтаж» Алексей Бусахин, этот законопроект наносит удар по действующей системе саморегулирования в строительной отрасли. Если закон будет принят, практически все компании строительного рынка попадут под двойной пресс и должны будут состоять в СРО, чтобы рабоитать на строительном рынке, и вместе с тем покупать лицензию МЧС, чтобы выполнять отдельную часть строительных работ. Такой проект не должен быть принят, и Национальное объединение строителей  должно выразить свое мнение по его поводу.

 

01.11.2019
На юго-западе Ставрополя построят новый культурно-образовательный и музейный комплекс

Его площадь превысит 56 тысяч квадратных метров. Сложная планировка здания позволит создать до пяти этажей за три года. По своим масштабам – это грандиозный проект в строительном плане и по своему предназначению, рассказали SK-NEWS.RU в пресс-службе минстроя и архитектуры Ставропольского края. В здании расположатся балетные школы, хореографические коллективы, представители национальных диаспор. Жители и гости края смогут посмотреть здесь театральные постановки, послушать концерт, посетить музей и зарегистрировать брак. По проектным решениям Культурный центр будет представлять собой несколько разноэтажных объемов и включит открытые внутренние дворы прямоугольных и овальных форм. В цокольном этаже разместят несколько помещений: кассовый зал, вестибюль театрального зала, помещения охраны и службы безопасности, гардеробы, вспомогательные помещения, трюм сцены, оркестровую яму, аванзал, два зала регистрации браков и детские игровые комнаты, буфет типографию и другое. На первом этаже запланированы концертный зал на 2,5 тысячи мест, малый театральный зал на 600 мест, костюмерные, выставочные залы. На третьем этаже будут фойе, бельэтаж малого театрального зала, артистические уборные, помещения для занятий детского хора, залы для индивидуальных занятий балетом, два больших и один малый хореографические репетиционные залы, помещения центра национальных культур – выставочные залы, фондохранилища, реставрационные мастерские и музей. На четвертом этаже приспособят помещения для занятий с детьми, разместят зал и помещение для занятий детского хора, кабинеты для музыкальных занятий, зал для репетиций оркестра, читальный зал, книгохранилище. На 5-м этаже – фойе, административные, вспомогательные и техпомещения и многое другое. Госэкспертиза сейчас завершает рассмотрение проектной и сметной документации на строительство Культурного центра в Ставрополе.

Стройка-2019: рукотворный кризис правительственной сборки

11.10.2019
Участники состоявшегося 26 сентября заседания коллегии Минстроя России рассмотрели ход реализации национального проекта «Жильё и городская среда», а также входящих в него федеральных проектов, которыми занимается министерство. Это проекты «Ипотека», «Жильё», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Формирование комфортной городской среды», а также проект «Умный город» – он реализуется ещё и в рамках национальной программы «Цифровая экономика».

Согласно распоряжению президента России Владимира Путина, все министерства, отвечающие за реализацию федеральных и национальных проектов, должны проводить такие совещания ежеквартально.

Впечатление, сложившееся по результатам обсуждения,  двоякое.  По темам переселения из аварийного жилья и благоустройству ситуация более или менее понятна. Предыдущая программа переселения 2014 - 2018 годов исполнена на 99,2%, новое жильё получили 689 тыс человек. В этом году,  по состоянию на 1 сентября уже расселено 6,3 тыс человек, освоено 77% средств.  По городскому благоустройству количество объектов, по которым проводятся работы, даже немного превышает плановое. Правда, из утвержденных 64,7 млрд рублей по состоянию на сентябрь бюджеты перечислили только 11,4 миллиарда. Но здесь тоже особых проблем не предвидится  – по итогам года кассовое исполнение ожидается на уровне 98%, а что недоперечислят, будет взято под особый контроль.

А вот в сфере жилищного строительства, похоже, намечается какой-то прямо-таки рукотворный кризис правительственной сборки. В соответствии с поправками в 214-фз с 1 июля 2019 года все компании, привлекающие средства граждан, как известно, перешли на банковское проектное финансирования  с использованием счетов эскроу.

По итогам прошедших трёх месяцев  складывается впечатление, что отрасль вместе с государственным регулятором и банковским сектором только начинает выполнять первые тренировочные упражнения, чтобы овладеть навыками работы на каком-то новом, ранее неизвестном техническом приспособлении. С рекламным буклетом, прославляющим преимущества нового гаджета,  все успешно ознакомились и даже успели усвоить, что он должен обеспечить повышение прозрачности инвестиционного процесса (что, кстати, правда).  Однако на данный момент его появление практически полностью парализовало начальную стадию нового производства. Потому вся стройка застыла и ждёт - не дождется, когда наиболее продвинутые сотрудники разберутся, что же это за штука такая – проектное финансирование, и поделятся опытом со всеми остальными.

СТАТИСТКА НУЛЕВОГО УРОВНЯ
Принято решение, что застройщики должны были продемонстрировать готовность строящихся объектов по тем критериям, которые позволяют  достраивать их по старым правилам, к 1 октября. Согласно данным, которые озвучил на коллегии министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев, из 118,2 млн кв метров жилья, которые в настоящее время строятся, 70,7 млн кв метров – это проекты, по которым такое заключение получено,  18,4 млн кв метров – это проекты, по которым предусматривается проектное финансирование. Судьба оставшихся  9,8 млн кв метров, очевидно, решается как раз в эти дни. 

Пока что с уверенностью можно утверждать, что запуск  механизма проектного финансирования произошел. По данным Анны Волковой из министерства финансов РФ, в настоящее время на территории 61 субъекта федерации реализуется 482 проекта, по которым открыты счета эскроу и заключены кредитные договоры с застройщиками. На самом деле это сопоставимо с количеством разрешений на строительство, которое в стабильной ситуации выдаётся в течение квартала на территории одной только Москвы.
 
БАНКИ И ЗАСТРОЙЩИКИ В ПОИСКАХ ПОСТОЯННЫХ ПАРТНЁРОВ
Согласно оперативной информации, которую предоставил Банк России, 24 коммерческих банка сообщили, что за прошедший период к ним поступило 2348 заявок на заключение кредитных договоров, 584 заявки одобрены.  Как пояснила представительница Минфина, практика показывает, что застройщики подают заявки одновременно в несколько банков и сразу после получения положительного решения отзывают все остальные. Очевидно, что и банки, и застройщики заинтересованы в установлении постоянных партнерских отношений. Поэтому в дальнейшем можно предполагать, что эта гиперактивность сойдёт на нет, банки найдут «своих» надежных застройщиков и установят с ними какие-то постоянные отношения. 

Сложнее обстоит дело с главной причиной отказов при заключении договоров. Оказалось, что банки склонны выделять кредит лишь при наличии утверждённой в установленном порядке проектной документацией. Если же в проект находится в процессе корректировки (что на практике происходит достаточно часто), кредитная организация не склонна включать его в свой рабочий процесс.

Большим достижением на сегодняшний день является, что один проект строительства дома в рамках проектного финансирования всё-таки  реализован – 203 счета эскроу раскрыто и деньги частных инвесторов с них поступили застройщику. Очевидно, что речь идет о каком-то пилотном проекте, который был начат еще несколько лет назад. Тем не менее, регулятор увидел реализацию всего инвестиционного цикла от начала и до конца, и теперь чиновники имеют возможность проанализировать законодательство и регулирующие документы на предмет необходимости внесения корректировок и дополнений. 

МИНИСТР ПРИЗЫВАЕТ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРЕДЛАГАЕТ ПОДПРАВИТЬ ЦИФРЫ
Никаких конкретных предложений, направленных на ускорение процесса перехода на проектное финансирование, в ходе заседания коллегии не прозвучало. Мяч в данной ситуации полностью на стороне бизнеса, который на первых порах смело может компенсировать отсутствие необходимых регулирующих документов грамотным применением действующего законодательства, знанием зарубежной практики и здравым смыслом.

По итогам заседания Владимир Якушев констатировал, что реформа вошла в самую горячую стадию, и теперь самое главное не только добиться хороших финансовых показателей, но и «сохранить строительный комплекс, чтобы не было серьезных катаклизмов, когда у нас компании начнут уходить с рынка». «Мы не должны забывать, что очень важно сохранить те строительные компании, которые на этом рынке работали не один год и работали добросовестно. За это очень болит душа.  Ведь там у нас еще и достаточно большое количество рабочих мест.  Это люди, это зарплата, это семьи. Эти вещи у нас тоже не должны оставаться за скобками», – сказал министр, обращаясь к участникам заседания.

Также в ходе коллегии было подтверждено, что Проектный комитет нацпроекта "Жилье и городская среда" будет инициировать корректировку целевых показатели по вводу жилья на 2019, 2020 и 2021 годы. По оценке Минстроя, эти показатели будут находиться в пределах 75-78 млн кв метров, а не 88-94 млн кв метров, как было запланировано изначально. Если учесть, что в 2018 было введено 75,3 млн кв метров жилья, получается, что Минстрой всё же сохраняет надежду, что отрасль достаточно быстро освоит новый механизм финансирования и показатели ввода жилья останутся на нынешнем уровне. 

МАКРОЭКОНОМИКА: СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ ЕСТЬ
В области ипотечного кредитования, которое рассматривается в качестве одного из важнейших инструментов привлечения инвестиций в сферу жилищного строительства, достичь проектных  показателей также пока не удаётся. Но здесь хотя бы виден свет в конце тоннеля. Макроэкономическая ситуация более или менее стабильная – цены на нефть держаться на приемлемом уровне, инфляция снижается, Центробанк дважды в течение года снижал ставку рефинансирования, поэтому и средние значения по ставкам ипотечного кредитования постепенно поползли вниз (10,56%  в апреле, 10,53% в мае, 10,28% в июне, 10,24% в июле). В конце года, если верить прогнозам Минфина, среднемесячная ставка будет ниже 10%. Важно,  что здесь экономисты хотя бы видят возможность дальнейшего снижения среднего показателя ставки ипотечного кредитования за счет льготных кредитов для многодетных семей и других льготных категорий граждан, а также за счет развития недорогой ипотеки на Дальнем Востоке.

Генеральный директор банка ДОМ.РФ Александр Плутник вообще обнародовал значение средней ставки ипотечного кредитования на первичном рынке в 9,5%  (начиная с августа). Этот показатель по определению несколько ниже, чем на вторичном рынке жилья, и приближается к проектному показателю на 2019 год – 8,9%.

При этом, по его словам, ипотечный портфель увеличился на 23 %  и составляет 7,8 трлн рублей. Просроченная задолженность составляет 604 млн рублей, что по оценкам экономистов, соответствует норме. Общее количество новых ипотечных договоров пока снижается в годовом выражении на 4%, но после понижения ставок, даже несмотря на общее падение доходов граждан, снова наметился рост.

КРИЗИС СМЫСЛА 
И всё же самая серьезная проблема в жилищном строительстве – даже не дефицит инвестиций, который усугубляется переходном на проектное финансирование. К сожалению, наши девелоперские компании, несмотря на солидные бюджеты, которые расходуются на исследования рынка, рекламу и public relations,  абсолютно невосприимчивы к тем сигналам, которые посылает им гражданское общество. Между тем, цели, которые они перед собой ставят, несколько отличаются от интересов большинства населения и задач развития страны.

Основная ставка делается на приобретение земельных участков в крупных мегаполисах и получение максимальной выгоды. Именно поэтому в городах постоянно растет плотность застройки и увеличивается этажность. Местные власти поощряют деловую активность на вверенной им территории, поэтому поддерживают даже самые радикальные и запредельно дорогие проекты, хотя при этом обостряется транспортная ситуация, допускаются градостроительные ошибки, а зачастую и просто нарушения законодательства. Всё чаще и чаще это становится причиной социальной напряженности, которая в лучшем случае выплёскивается в социальных сетях и отражается на результатах выборов.

Осенью 2017 года президент России Владимир Путин, принимая в Кремле министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, указал, что министерство должно обращать больше внимание на то, что происходит на местах. Сейчас уже мало кто об этом помнит, а вот Общественный совет Минстроя воспринял замечание главы государства, как руководство к действию. И вот, на заседании коллегии председатель Общественного совета Сергей Степашин объявил о создании Ассамблеи общественных советов в области строительства и ЖКХ регионов РФ. Такой структуры  ни у одного федерального министерства пока нет. И теперь оказалось, что Минстрой располагает уникальным механизмом получения обратной связи и одновременно продвижения своего влияния в регионах. Судя по тому, какие темы Сергей Степашин затронул в ходе заседания коллегии (защита имущественных прав граждан при обновлении городской застройки и недопустимость принудительного изъятия жилых помещений в домах, не признанных аварийными, социальная защита собственников при переселении из аварийного жилья, меры по восстановлению объектов жилищного фонд и инфраструктуры, пострадавших в результате стихийных бедствий, и социальной поддержке граждан), ситуацией на местах Общественный совет владеет достаточно хорошо.        

Не случайно в своем выступлении Сергей Степашин поднял вопрос о необходимости корректировки не отдельных показателей, а самой идеологии национального проекта «Жильё и городская среда». В своём нынешнем виде, по мнению председателя Общественного совета Минстроя России, он  усилит миграцию населения в крупные города, приведет к усилению  деградации малых городов и ускоренному исчезновению сельских поселений. Между тем, в России по сравнению с другими странами и так наблюдается сверхурбанизация – в городах сейчас живет около ¾ населения страны.

Сергей Степашин предложил даже новое название нацпроекта – «Жильё и среда проживания населения России», указав при этом, что требуемые темпы объема строительства жилья вполне могут быть достигнуты за счет резкого увеличения  строительства жилья на территории сельских поселений и малых городов при одновременном значительном уменьшении стоимости жилья за счет использования отечественных инновационных строительных материалов и технологий. Кстати, и проектное финансирование с его пресловутыми счетами эскроу гораздо лучше подходит для быстрой реализации небольших строительных проектов.

Так или иначе, нынешнее заседание коллегии Минстроя дало очень большую пищу для размышлений и бизнес-сообществу, и строителям, и архитекторам, и урбанистам, и чиновникам. Очевидно, что нынешнее снижение инвестиционной активности необходимо использовать для поиска новых смыслов и установления баланса между подходами различных групп, не забывая при этом об интересах обычных людей. 

 

Стройка-2019: рукотворный кризис правительственной сборки