Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

15.11.2019
Госзакупки, крах генподряда и самоликвидацию СРО обсудили на Экспертном Совете Госдумы
Заседание Экспертного совета по строительству, промышленности стройматериалов и проблемам долевого строительства при Комитете Госдумы по транспорту и строительству, прошедшее 12 ноября, отличалось резкостью выступлений, а завершилось маленькой сенсацией.

Повестка дня заседания Экспертного совета содержала всего два вопроса: что происходит с институтом генподряда и как совершенствовать систему СРО?

Председатель Совета Владимир Ресин для «затравки» озвучил несколько цифр из реального состояния строительного рынка: так, из 4000 компаний на рынке жилья на проектное финансирование перешли всего 790, и у них в работе только 19,6 млн кв. м жилья из 118 млн. При этом всего 35 региона строят более 0,5 кв. м жилья на человека, причем, как правило, в крупных городах. Рентабельность строительства в регионах низкая, поэтому банки не готовы в эти проекты инвестировать. Да и в целом на строительном рынке главным игроком теперь являются не строители, а банки, генподрядчики от них зависят практически полностью, а теперь в зависимость попали еще и застройщики. При этом банки не торопятся менять свои закостеневшие принципы работы, и это ставит под угрозу срыва тысячи строек. «Нам нужны умные банки с гибкими продуктами кредитования для строительства умных городов», - подвел итог Ресин.

Дальнейший обмен мнениями разделился на две части: как выжить генподрядчику и что делать с СРО?

Председатель комитета ТПП РФ по строительству Ефим Басин уверен, что главное препятствие развития генподрядных отношении  - это закон о госзакупках 44-ФЗ. От него страдают все – и генподрядчики, и заказчики, особенно муниципальные. По-прежнему главным фактором торгов является самая низкая цена на отдельный этап работ, а жизненный цикл объекта не учитывается. Демпинг в госзакупках продолжает процветать. Сохраняется неравенство в отношениях между заказчиком и генподрядчиком, когда первый диктует свои условия и ни за что не отвечает, а второй абсолютно бесправен и должен отвечать за все. 

И, конечно, большой вред наносит тот факт, что на торги выходят компании совершенно обезличенные, без указания профиля и опыта работы. В этой ситуации СРО должны получить право участвовать в тендерных комиссиях и представлять объективную информацию о своем члене. Сейчас же СРО могут даже не знать, какие контракты заключили их компании, а за срыв договоров отвечать обязаны – это ненормальная ситуация. Так что закон о госзакупках и о правах СРО нужно менять.

Еще более жестко высказался о судьбе генподрядчиков генеральный директор «Мостотреста» Владимир Власов, заявив, что через год его компания при нынешней ситуации может уйти с рынка, потому что работать стало невозможно. И вообще, из тех компаний, которые раньше были главными дорожными строителями Москвы, сейчас на рынке не осталось практически никого – и в этом очень большая вина заказчиков. Сегодня диктат заказчиков вышел на такой уровень, что любого подрядчика можно обанкротить и убрать с рынка. Контроль за подрядчиком все жестче, при этом ответственность госорганов и госзаказчика все меньше.

При этом постоянно растут требования по обеспечению стройки – теперь к банковской гарантии прибавилось еще и казначейское сопровождение. Однако  казначейство не интересует, что очень часто по прихоти заказчика строитель должен выполнить дополнительные работы, оно следит, чтобы строителю не переплатили. В результате строительные компании банкротятся и уходят с рынка, как это было после олимпийских строек и прочих знаковых государственных объектов.

Ценообразование при госзакупках – это отдельная беда. Строителю неважно, как называется метод формирования цены, ему нужно, чтобы на торги вышла цена, которая позволит хоть как-то жить и платить налоги. Сейчас очень многие компании оказываются неплательщиками налогов – просто нет денег. Так у Налоговой инспекции появилось «ноу хау» - они требуют от генподрядчиков заплатить НДС, которые не заплатили субподрядчики! «Мостотрест» в такой ситуации прекращает брать генподряды, чтобы не нарываться на миллионные штрафы. Ну, и кто будет строить бюджетные объекты в этой ситуации?

И еще один момент: требования к подрядчикам на торгах постоянно ужесточаются, теперь предписано в конкурсную документацию включать жесткий график работ. Любой нормальный строитель понимает всю дурость этих требований. Более того, даже если объект будет построен с опережением сроков, это будет считаться нарушением, а не успешной работой подрядчика, за которую могла бы быть и премия. «Итог надвигается страшный!» - завершил В.Власов, добавив. Что китайские генподрядчики стоят на низком старте и с удовлетворением наблюдают за гибелью российских коллег от рук российских госзаказчиков.

Добавил красок в эту картину и председатель совета СРО Союз «МООСС» Михаил Викторов -  в этой СРО 2/3 членов – генподрядчики промышленного и иного строительства. Михаил Викторов главной бедой назвал невозможность планирования загрузки компаний на 3-4 года вперед, а отсюда и все остальные проблемы: отсутствие кадровой работы и инвестиций в материальную базу компаний, обновление фондов и так далее. Как набирать в компанию молодежь, если неизвестно, сколько сотрудников придется сокращать через полгода при отсутствии заказов? И, конечно, нужно менять 44-ФЗ, поскольку сейчас совершенно искажена система ответственности. Нужно жестко отсекать демпинг на торгах, нужно привлекать СРО для оценки участников торгов на каждом конкретном госзаказе.

Дилемма для СРО: развиваться или самораспуститься?

На фоне 10-летия системы саморегулирования в строительстве и создания Нацобъединения строителей (НОСТРОЙ) диалог о том, каково же место СРО в современном строительном процессе, не может не настораживать.
За 10 лет было много сделано в части технического регулирования, создания Нацреестра специалистов, выстраивания взаимоотношений между СРО и компаниями, которые через них получали выход на рынок. Однако накопившиеся за 10 лет ошибки, в том числе, и от реформы 2017 года, необходимо признать и начинать исправлять.

Так, по мнению Михаила Викторова, очень многие генподрядчики совершенно безразлично относятся к тому, в какой СРО они состоят, не понимая места и возможностей этой организации. Отмена видов работ привела к тому, что СРО перестали «видеть», какая компания чем занимается и за что может или не может нести ответственность. Введение Нацреестра специалистов привело к тому, что срочно были трудоустроены тысячи пенсионеров, лишь бы отвечать требованиям НРС. Но разве для этого он создавался? В общем, после 10 лет работы система СРО нуждается в формировании новой концепции ее развития, куда войдут и переход на страхование рисков не только компаний, но и главных специалистов, ГИПов и ГАПов проекта, предложения по использованию компенсационных фондов СРО для развития отрасли, участие в госзакупках, новые приоритеты и задачи. И, конечно, по мнению Ефима Басина, которое поддержали многие, туда должны вернуться виды работ и реальные допуски для компаний от СРО – иначе вся эта система становится бессмысленной.

Президент Нацобъединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин видит главную задачу НОПРИЗ и СРО на данном этапе в формировании системы независимой оценки квалификации в архитектуре и изысканиях, чтобы повысить компетентность кадров и, соответственно, качество работ.

Но маленькой сенсацией на этом фоне прозвучала реплика замминистра строительства России Дмитрия Волкова, который с милой улыбкой рассказал, как во время написания Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года его влиятельный коллега высказался в том смысле, что представители СРО в процессе написания главы о саморегулировании  как профессионалы должны понять всю ненужность этой системы и самораспуститься. «Не самораспустились, - констатировал Д.Волков. – Будем дальше с этим работать». Понятно, что чиновники такого уровня просто так публично такие заявления не делают. Нужно сказать, что присутствующие были весьма озадачены этой шуткой. Михаил Посохин не нашелся, что сказать. А президента НОСТРОя Антона Глушкова просто на этом ключевом заседании не было. Сам же Дмитрий Волков предпочел после своего заявления попрощаться и покинуть заседание.

 

12.11.2019
Утвержден План реформы ценообразования в строительной отрасли
Вице-премьер Виталий Мутко утвердил подготовленный Минстроем России план мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли

Документ подготовлен во исполнение решений, принятых по итогам совещания у Заместителя Председателя Правительства Виталия Мутко от 20 сентября 2018 года. В соответствии п. 3 протокола совещания №ВМ-П9-82пр Минстрой России подготовил и внес в Правительство РФ проект Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, который 22 октября подписал вице-премьер.

Предполагается, что совершенствование ценообразования будет идти в три этапа и закончится в 2022 году.

1-й этап (до 1 января 2021 г.). Цель — повышение достоверности определения стоимости базисно-индексным методом до реализации полного перехода на ресурсную модель.

2-й этап (с 1 января 2021 г. по 1 января 2022 г.). Цель — апробация ресурсного модели, с возможностью использования сметных цен, рассчитанных и опубликованных на основании мониторинга цен участников рынка строительных ресурсов с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом с использованием индексов пересчета в текущий уровень цен по отдельным ресурсам

3-й этап (с 1 января 2022 г.). Цель — переход к полноценному применению ресурсного метода определения сметной стоимости строительства на основании данных о стоимости строительных ресурсов, размещаемых во ФГИС ЦС.
Как следует из текста документа, 2019 году Планом, в частности, предусмотрено:

06.11.2019
МЧС вернет лицензирование в проектные, изыскательские и строительные работы?
МЧС России разработан и размещен для общественного обсуждения на портале проектов нормативных правовых актов проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности».

Как отмечают эксперты, это уже четвертая или пятая попытка МЧС ввести лицензирование в строительной отрасли, однако до этого в законопроектах эта процедура лицензированием не называлась, а говорилось о регулировании и ответственности. В нынешнем законопроекте к деятельности в области пожарной безопасности предлагается отнести выполнение проектных и изыскательских работ по обеспечению пожарной безопасности и разработку специальных технических условий, содержащих мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объектов защиты. Кроме того, законопроект определяет, что к деятельности в области пожарной безопасности могут быть отнесены и «другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности».

Согласно разработанному МЧС законопроекту, лицензированию в том числе подлежит деятельность по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем, установок и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Предполагается, что для получения лицензии для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности, данный вид деятельности должен являться основным видом экономической деятельности. Уставной капитал организации, осуществляющей лицензируемый вид деятельности, не может быть менее ста пятидесяти тысяч рублей.

Независимая антикоррупционная экспертиза законопроекта продлится до 12 ноября 2019 года.

Как сообщил Агентству новостей «Строительный бизнес» руководитель СРО «ИСЗС-Монтаж» Алексей Бусахин, этот законопроект наносит удар по действующей системе саморегулирования в строительной отрасли. Если закон будет принят, практически все компании строительного рынка попадут под двойной пресс и должны будут состоять в СРО, чтобы рабоитать на строительном рынке, и вместе с тем покупать лицензию МЧС, чтобы выполнять отдельную часть строительных работ. Такой проект не должен быть принят, и Национальное объединение строителей  должно выразить свое мнение по его поводу.

 

01.11.2019
На юго-западе Ставрополя построят новый культурно-образовательный и музейный комплекс

Его площадь превысит 56 тысяч квадратных метров. Сложная планировка здания позволит создать до пяти этажей за три года. По своим масштабам – это грандиозный проект в строительном плане и по своему предназначению, рассказали SK-NEWS.RU в пресс-службе минстроя и архитектуры Ставропольского края. В здании расположатся балетные школы, хореографические коллективы, представители национальных диаспор. Жители и гости края смогут посмотреть здесь театральные постановки, послушать концерт, посетить музей и зарегистрировать брак. По проектным решениям Культурный центр будет представлять собой несколько разноэтажных объемов и включит открытые внутренние дворы прямоугольных и овальных форм. В цокольном этаже разместят несколько помещений: кассовый зал, вестибюль театрального зала, помещения охраны и службы безопасности, гардеробы, вспомогательные помещения, трюм сцены, оркестровую яму, аванзал, два зала регистрации браков и детские игровые комнаты, буфет типографию и другое. На первом этаже запланированы концертный зал на 2,5 тысячи мест, малый театральный зал на 600 мест, костюмерные, выставочные залы. На третьем этаже будут фойе, бельэтаж малого театрального зала, артистические уборные, помещения для занятий детского хора, залы для индивидуальных занятий балетом, два больших и один малый хореографические репетиционные залы, помещения центра национальных культур – выставочные залы, фондохранилища, реставрационные мастерские и музей. На четвертом этаже приспособят помещения для занятий с детьми, разместят зал и помещение для занятий детского хора, кабинеты для музыкальных занятий, зал для репетиций оркестра, читальный зал, книгохранилище. На 5-м этаже – фойе, административные, вспомогательные и техпомещения и многое другое. Госэкспертиза сейчас завершает рассмотрение проектной и сметной документации на строительство Культурного центра в Ставрополе.

Льгота по НДС при эскроу должна сохраниться!

28.10.2019
У застройщиков возникает все больше вопросов о том, как платить налоги

Российские застройщики продолжают испытывать на себе прелести «жизни в эпоху перемен». И пока руководство ищет общий язык с банками по проектному финансированию, а специалисты отделов продаж объясняют дольщикам, что такое эскроу-счета, бухгалтерия и финансисты пытаются понять, как новые реалии повлияют на налоговую нагрузку компании.

Особую дискуссию в настоящий момент вызывает наиболее чувствительный для застройщиков вопрос обложения долевого строительства налогом на добавленную стоимость (НДС).

После реформирования системы финансирования строительства жилья в профессиональном сообществе начали появляться мнения, что застройщик теряет право на применяемую ранее льготу по НДС в связи с тем, что деньги дольщиков теперь поступают на счета эскроу.

Поскольку разъяснительных документов в этой части ни от налоговых органов, ни от профильного министерства пока не поступило, компании и эксперты самостоятельно пробуют разобраться в том, изменится ли порядок налогообложения деятельности застройщика в связи с переходом на проектное финансирование и повлечет ли это увеличение его налогового бремени.

Эксперты компании ECCON GROUP Ольга Гаращенко и Наталья Бровкина уверены, что несмотря на изменение схемы финансирования долевого строительства, льготы по НДС у застройщика должны сохраниться.

В ином случае нарушается баланс интересов участников рынка и возникает перекос в сторону реализации готового жилья, которое, как известно, не облагается НДС на основании пп. 22 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Если аналогичная норма для продажи жилой недвижимости в долевом строительстве будет убрана, то застройщики, привлекающие средства дольщиков на эскроу-счета, будут поставлены в ущемленное положение. А это недопустимо с точки зрения общих принципов исчисления налогов – именно так в свое время и возникла «долевая» льгота по НДС. Ведь налогообложение не может зависеть от юридической формы сделки, будь то договор купли-продажи или договор участия в долевом строительстве (ДДУ).

При этом специалисты ECCON GROUP провели анализ обновленного законодательства, ряда нормативных документов и писем и убедились, что текущая редакция Налогового кодекса РФ не препятствует застройщику в использовании освобождения от НДС для долевого строительства.

Напомним, что застройщики при передаче дольщикам построенных квартир или машино-мест в многоквартирных домах не облагали их НДС на основании льготы, предусмотренной пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. По нежилым помещениям производственного назначения НДС подлежал уплате с суммы разницы между полученными средствами от инвесторов и фактическими затратами на строительство соответствующих помещений, то есть с так называемой «экономии по окончании строительства».

Применение данной льготы предполагает освобождение от налогообложения НДС «услуг застройщика на основании ДДУ».

В ранее действующей редакции Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» услуги застройщика упоминались в двух нормах:

  • в п. 1 ст. 5 – в контексте того, что цена ДДУ может включать в себя услуги застройщика и возмещение затрат на строительство;
  • в п. 2 ст. 18 – указание на то, что на услуги застройщика не распространяются ограничения закона о целевом расходовании средств участников долевого строительства.

И контролирующие органы для целей применения льготы по НДС расширительно толковали услуги застройщика, понимая под ними не только явно выделенную в ДДУ сумму услуг, но и оставшуюся в распоряжении застройщика по окончании строительства сумму экономии средств.

В текущей редакции Закона № 214-ФЗ, которая применяется застройщиками, привлекающими денежные средства граждан на счета эскроу, какое-либо упоминание об услугах застройщика отсутствует.

Этот факт некоторые эксперты восприняли как предзнаменование того, что льгота по НДС застройщиками не может больше применяться.

Специалисты ECCON GROUP не согласны с таким подходом.

При формулировке льготы законодатель делает отсылку на «услуги застройщика на основании ДДУ», четкого определения которых в действующем законодательстве нет. В таких условиях услугами застройщика следует считать те услуги, которые составляют предмет договора участия в долевом строительстве согласно п. 1 ст. 4 Закона № 214-ФЗ, то есть строительство (создание) многоквартирного дома или иного объекта недвижимости и передача соответствующего объекта долевого строительства (после получения разрешения на ввод в эксплуатацию) участнику долевого строительства.

Соответственно, для целей налогообложения НДС услуги застройщика – это оказываемые на основании ДДУ услуги по организации строительства и передаче объекта долевого строительства дольщикам вне зависимости от того, как эти услуги определяются и тем более оплачиваются.

А значит – льгота пп. 23.1 п.3 ст. 149 НК РФ по жилью продолжает применяться!

 

 

***********

Что касается порядка определения застройщиком налоговой базы по НДС для облагаемого оборота – при продаже нежилых помещений производственного назначения, например, машино-мест в отдельно стоящем паркинге, то приходится констатировать, что изменение подхода к такому расчету весьма вероятно.

Дело в том, что традиционно застройщик при расчете налогов рассматривался как посредник, распоряжающийся полученными по ДДУ денежными средствами. Такую позицию, в частности, закрепил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 30.05.2014 № 33. 

Отношения сторон по ДДУ рассматривались как инвестиционные отношения (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ), а поступающие от дольщиков деньги по ДДУ не включались в облагаемый НДС оборот на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ как не связанные с реализацией.

Иными словами, в налоговую базу по НДС (впрочем, как и по налогу на прибыль) попадала только экономия по результатам строительства в виде разницы между суммой поступивших застройщику средств дольщиков и затратами на строительство помещений, передаваемых этим дольщикам.

Однако в условиях реализации требования законодательства об обязательном размещении средств участников долевого строительства на счетах эскроу, которые, как известно, являются собственностью дольщика, а не застройщика, вышеуказанная «конструкция» формирования налоговой базы дает серьезный крен.

Очевидно, что распоряжаться находящимися на эскроу-счетах средствами для целей строительства застройщик не может, поэтому в данной трактовке не рассматривается как посредник. Отношения между застройщиком и дольщиком уже не могут носить инвестиционный характер, поскольку при аккумулировании денежных средств на эскроу до момента ввода дома в эксплуатацию исчезает сама суть инвестиций в долевое строительство. Тем самым ставится под сомнение возможность определения финансового результата в виде экономии.

Подобные нормативные коллизии, к сожалению, не позволяют однозначно интерпретировать для целей налогообложения отношения сторон долевого участия в строительстве в условиях изменившегося законодательства. Эксперты ECCON GROUP придерживаются позиции, что финансовый результат застройщика, привлекающего деньги дольщиков на счета эскроу, определяется по модели оказания услуг. Такой подход полностью корреспондирует с определением услуг застройщика, в отношении которых применяется льгота по жилью.

Получая денежные средства дольщиков от банка при раскрытии эскроу-счетов, застройщик получает тем самым вознаграждение за оказанные этим дольщикам услуги по организации строительства. В налоговую базу по НДС в таком случае включается полная стоимость объекта долевого строительства в отношении нежилых помещений производственного назначения, зафиксированная в ДДУ (п. 2 ст. 153 НК РФ). А сам налог исчисляется на момент реализации услуг, под которым понимается подписание передаточного акта с дольщиком.

Таким образом, можно сделать вывод, что после реформирования законодательства о долевом строительстве для застройщика действует следующий порядок налогообложения НДС:

  • реализация жилой недвижимости по договору купли-продажи не облагается НДС на основании пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • при продаже завершенной строительством нежилой недвижимости НДС уплачивается в силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ;
  • передача застройщиком по ДДУ жилой недвижимости и нежилой недвижимости непроизводственного назначения освобождена от НДС, поскольку для услуг застройщика действует льгота пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • передача дольщикам нежилой недвижимости производственного назначения влечет начисление НДС на всю сумму цены ДДУ, так как налоговая льгота на такие услуги застройщика не распространяется, и при этом налоговая база исчисляется в общем порядке, а не с суммы экономии от строительства.

Остается надеяться, что в ближайшее время вопрос налогообложения НДС для застройщиков разрешится в пользу последних, и контролирующие органы подтвердят правомерность применения рассматриваемой льготы.

А вообще – пора бы законодателям обратить внимание на регламентирование налоговых аспектов деятельности российских застройщиков и исключить имеющуюся неопределенность в отношении применения норм по налогам. Ведь все мы понимаем, что рост налогового бремени строительных компаний – это прямой путь к увеличению итоговой стоимости строительства жилья для покупателей.

Отметим интересную тенденцию, которая наметилась в последнее время: уже на нескольких публичных площадках был поднят вопрос о налогообложении застройщиков, работающих с эскроу счетами. И если ранее эта тема не звучала вообще, то на круглом столе в рамках Форума PROESTATE -2019 председатель Комитета МКПП (р) по градостроительству Михаил Викторов сказал буквально следующее: "Нам еще предстоит разбираться с налогообложением застройщиков, и это сейчас одна из самых горячих тем".

Об этом же на конференции в Санкт-Петербурге заявил и бизнес-омбудсмен по строительству Дмитрий Котровский. Он сослался на слова замминистра строительства и ЖКХ России Никиты Стасишина, который признал, что при проведении реформы долевого строительства жилья про изменения налогов у застройщиков никто даже не задумывался. Однако теперь здесь видны очень непростые вопросы. Таким образом, тема налогообложения застройщиков при переходе к работе со счетами эскроу наконец-то вышла из тени, и есть шанс, что она будет урегулирована должным образом.

 

Елена Медынцева

Льгота по НДС <br />
при эскроу <br />
должна сохраниться!