Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

28.05.2020
Заявления банков на компенсацию недополученных доходов от строительства начнут принимать с 8 июня
Минстрой России с 8 июня начинает принимать заявления от банков на возмещение недополученных доходов по кредитам, говорится в сообщении на сайте Минстроя.

«Минстрой России с 8 июня начинает принимать заявления от банков. Сбор соответствующих документов осуществляется до 15 июня», — отмечается в сообщении.

Пакет документов должен быть передан в Минстрой России через Единую информационную систему жилищного строительства ЕИСЖС. Заявления и документы принимаются с 8 по 15 июня 2020 года для принятия решений о компенсации Межведомственной комиссией.

В министерстве напомнили, что ранее правительство по поручению президента утвердило правила компенсации недополученных доходов по кредитам в сфере жилищного строительства. Недополученные доходы возмещаются по кредитным договорам, заключенным со строительными компаниями до 1 мая 2020 года.

Целью кредита должны быть покупка земли для жилищного строительства или сопутствующей инфраструктуры, а также финансирование строительства таких проектов. Для системообразующих предприятий стройотрасли допускается субсидирование покупки промышленных объектов и техники, необходимой для строительства жилья.

Согласно постановлению, для подачи заявления на льготу по кредиту заемщик не должен иметь просрочек по выплатам и срокам ввода домов в эксплуатацию. Кроме того, он обязуется сохранить штатную численность, которая была на 1 мая 2020 года.

 

25.05.2020
В Подмосковье в 2020 году Фонд дольщиков рассмотрит 190 проблемных домов
Порядка 190 домов планирует рассмотреть региональный Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Московской области в 2020 году, сообщила министр жилищной политики Подмосковья Инна Федотова. В декабре 2019 года вице-премьер РФ Виталий Мутко совместно с правительством Московской области договорились о создании Фонда дольщиков Подмосковья. В понедельник, 18 мая, фонд был зарегистрирован. Позднее министр жилищной политики региона Инна Федотова сообщила, что его главой был избран Виталий Донченко. "В планах рассмотреть 190 домов в 2020 году, что составляет 8 033 дольщика. Первые жилые комплексы будут рассмотрены на наблюдательном совете фонда в июле 2020 года", - сказала Федотова. По ее словам, решение о том, какие объекты будут передаваться в региональный фонд, будет принято наблюдательным советом ППК "Фонд защиты прав граждан участников долевого строительства", в том числе решение о финансировании мероприятий по обеспечению прав граждан. "Застройщики всех многоквартирных домов, которые будут рассмотрены на наблюдательном совете фонда, являются банкротами. По застройщикам многоквартирных домов, рассмотрение которых планируется в 2021-2022 годы, инициирована процедура банкротства", - добавила Федотова. В заключении она подчеркнула, что все проблемные объекты Московской области, по которым не найдены инвесторы (это около 500 проблемных домов), будут рассматриваться на наблюдательном совете федерального Фонда защиты прав граждан - участников долевого строительства. Набсовет будет принимать решения: по каким домам осуществить возврат гражданам денежных средств, а по каким - достроить объекты. "Возвратом денежных средств обманутых дольщиков будет заниматься федеральный Фонд защиты прав дольщиков, непосредственным завершением строительства - региональный фонд", - заключила собеседник агентства.
21.05.2020
Минстрой России готов отменить еще 30% обязательных требований в строительстве
Для эффективной работы отрасли необходимо упрощать процедуры в строительстве. Об этом заявил заместитель председателя президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию - первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин 19 мая на совещании, посвященному уменьшению количеству обязательных требований при строительстве.

«Вопрос снижения количества требований, необходимых для начала строительства объектов прорабатывается нами давно. Это будет способствовать эффективной работе всей отрасли. Сегодня такая задача поставлена президентом страны, поэтому работу в этом направлении нужно усилить. Минстроем уже разработаны изменения в перечень обязательных требований, в итоге их количество должно уменьшиться на 30%», - заявил Ирек Файзуллин.

Среди предложений Минстроя России - формирование единого перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечено соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений; установление требований к разработке специальных технических условий (СТУ) только в случае реконструкции объекта капитального строительства и отступления от обязательных строительных норм.

Кроме того, Ирек Файзуллин обратил внимание на необходимость устранения ограничений по применению новых технологий в строительстве. «Мы должны идти в ногу со временем, на сегодняшний день есть компании, которые патентуют новые технологии в строительстве, новые стройматериалы. Наше предложение - установить право таких организаций – правообладателей новых технологий разрабатывать нормативно-технические документы добровольного применения по собственной инициативе и представлять их в Минстрой России на утверждение, а Минстрою России установить обязанность их рассматривать и принимать по ним решения в установленные сроки», - отметил первый замминистра.

Он добавил, что также должна быть повышена роль и ответственность организаций, осуществляющих экспертизу проектной документации, и повышено качество государственного строительного надзора. Так, предлагается в обязательном порядке проводить строительный контроль в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счет средств бюджета в рамках национальных проектов.

В совещании приняли участие представители ФАУ ФЦС, Главгосэкспертизы, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 

 

19.05.2020
Минстрой разработал поправки в закон на строительство объектов «под ключ»
Минстрой России выложил для публичного обсуждения Проект федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Законопроект предусматривает установление возможности заключения государственными корпорациями и компаниями с государственным участием контрактов строительства «под ключ» и определения начальной (максимальной) цены договора, изменения цены и составления сметы такого договора в соответствии с нормативными правовыми актами, издаваемыми Минстроем России.

Законопроект вводит в действующий федеральный закон новую статью следующего содержания:

«Статья 3.1-4. Особенности заключения и исполнения договора, предметом которогоявляется одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства

1. Предметом договора может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, в случае если финансирование таких работ осуществляется с привлечением средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. Исчерпывающий перечень случаев проведения закупки и заключения договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, устанавливаются положением о закупке.

3. В случае, если заданием на проектирование и (или) проектной документацией на объект капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 1 настоящей статьи договора наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

4. Порядок определения начальной (максимальной) цены договора (цена лота), указанного в части 1 настоящей статьи, цены такого договора, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого договора, порядок изменения цены такого договора утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

5. Результатом выполненной работы по договору, предметом которого являются одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству и (или) реконструкции объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

Адрес на официальном сайте:  http://regulation.gov.ru/projects#npa=101839, ID проекта: 02/04/05-20/00101839.

Срок для направления замечаний и предложений   до 5 июня 2020  года.

 

Льгота по НДС при эскроу должна сохраниться!

28.10.2019
У застройщиков возникает все больше вопросов о том, как платить налоги

Российские застройщики продолжают испытывать на себе прелести «жизни в эпоху перемен». И пока руководство ищет общий язык с банками по проектному финансированию, а специалисты отделов продаж объясняют дольщикам, что такое эскроу-счета, бухгалтерия и финансисты пытаются понять, как новые реалии повлияют на налоговую нагрузку компании.

Особую дискуссию в настоящий момент вызывает наиболее чувствительный для застройщиков вопрос обложения долевого строительства налогом на добавленную стоимость (НДС).

После реформирования системы финансирования строительства жилья в профессиональном сообществе начали появляться мнения, что застройщик теряет право на применяемую ранее льготу по НДС в связи с тем, что деньги дольщиков теперь поступают на счета эскроу.

Поскольку разъяснительных документов в этой части ни от налоговых органов, ни от профильного министерства пока не поступило, компании и эксперты самостоятельно пробуют разобраться в том, изменится ли порядок налогообложения деятельности застройщика в связи с переходом на проектное финансирование и повлечет ли это увеличение его налогового бремени.

Эксперты компании ECCON GROUP Ольга Гаращенко и Наталья Бровкина уверены, что несмотря на изменение схемы финансирования долевого строительства, льготы по НДС у застройщика должны сохраниться.

В ином случае нарушается баланс интересов участников рынка и возникает перекос в сторону реализации готового жилья, которое, как известно, не облагается НДС на основании пп. 22 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Если аналогичная норма для продажи жилой недвижимости в долевом строительстве будет убрана, то застройщики, привлекающие средства дольщиков на эскроу-счета, будут поставлены в ущемленное положение. А это недопустимо с точки зрения общих принципов исчисления налогов – именно так в свое время и возникла «долевая» льгота по НДС. Ведь налогообложение не может зависеть от юридической формы сделки, будь то договор купли-продажи или договор участия в долевом строительстве (ДДУ).

При этом специалисты ECCON GROUP провели анализ обновленного законодательства, ряда нормативных документов и писем и убедились, что текущая редакция Налогового кодекса РФ не препятствует застройщику в использовании освобождения от НДС для долевого строительства.

Напомним, что застройщики при передаче дольщикам построенных квартир или машино-мест в многоквартирных домах не облагали их НДС на основании льготы, предусмотренной пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. По нежилым помещениям производственного назначения НДС подлежал уплате с суммы разницы между полученными средствами от инвесторов и фактическими затратами на строительство соответствующих помещений, то есть с так называемой «экономии по окончании строительства».

Применение данной льготы предполагает освобождение от налогообложения НДС «услуг застройщика на основании ДДУ».

В ранее действующей редакции Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» услуги застройщика упоминались в двух нормах:

  • в п. 1 ст. 5 – в контексте того, что цена ДДУ может включать в себя услуги застройщика и возмещение затрат на строительство;
  • в п. 2 ст. 18 – указание на то, что на услуги застройщика не распространяются ограничения закона о целевом расходовании средств участников долевого строительства.

И контролирующие органы для целей применения льготы по НДС расширительно толковали услуги застройщика, понимая под ними не только явно выделенную в ДДУ сумму услуг, но и оставшуюся в распоряжении застройщика по окончании строительства сумму экономии средств.

В текущей редакции Закона № 214-ФЗ, которая применяется застройщиками, привлекающими денежные средства граждан на счета эскроу, какое-либо упоминание об услугах застройщика отсутствует.

Этот факт некоторые эксперты восприняли как предзнаменование того, что льгота по НДС застройщиками не может больше применяться.

Специалисты ECCON GROUP не согласны с таким подходом.

При формулировке льготы законодатель делает отсылку на «услуги застройщика на основании ДДУ», четкого определения которых в действующем законодательстве нет. В таких условиях услугами застройщика следует считать те услуги, которые составляют предмет договора участия в долевом строительстве согласно п. 1 ст. 4 Закона № 214-ФЗ, то есть строительство (создание) многоквартирного дома или иного объекта недвижимости и передача соответствующего объекта долевого строительства (после получения разрешения на ввод в эксплуатацию) участнику долевого строительства.

Соответственно, для целей налогообложения НДС услуги застройщика – это оказываемые на основании ДДУ услуги по организации строительства и передаче объекта долевого строительства дольщикам вне зависимости от того, как эти услуги определяются и тем более оплачиваются.

А значит – льгота пп. 23.1 п.3 ст. 149 НК РФ по жилью продолжает применяться!

 

 

***********

Что касается порядка определения застройщиком налоговой базы по НДС для облагаемого оборота – при продаже нежилых помещений производственного назначения, например, машино-мест в отдельно стоящем паркинге, то приходится констатировать, что изменение подхода к такому расчету весьма вероятно.

Дело в том, что традиционно застройщик при расчете налогов рассматривался как посредник, распоряжающийся полученными по ДДУ денежными средствами. Такую позицию, в частности, закрепил Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 30.05.2014 № 33. 

Отношения сторон по ДДУ рассматривались как инвестиционные отношения (пп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ), а поступающие от дольщиков деньги по ДДУ не включались в облагаемый НДС оборот на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ как не связанные с реализацией.

Иными словами, в налоговую базу по НДС (впрочем, как и по налогу на прибыль) попадала только экономия по результатам строительства в виде разницы между суммой поступивших застройщику средств дольщиков и затратами на строительство помещений, передаваемых этим дольщикам.

Однако в условиях реализации требования законодательства об обязательном размещении средств участников долевого строительства на счетах эскроу, которые, как известно, являются собственностью дольщика, а не застройщика, вышеуказанная «конструкция» формирования налоговой базы дает серьезный крен.

Очевидно, что распоряжаться находящимися на эскроу-счетах средствами для целей строительства застройщик не может, поэтому в данной трактовке не рассматривается как посредник. Отношения между застройщиком и дольщиком уже не могут носить инвестиционный характер, поскольку при аккумулировании денежных средств на эскроу до момента ввода дома в эксплуатацию исчезает сама суть инвестиций в долевое строительство. Тем самым ставится под сомнение возможность определения финансового результата в виде экономии.

Подобные нормативные коллизии, к сожалению, не позволяют однозначно интерпретировать для целей налогообложения отношения сторон долевого участия в строительстве в условиях изменившегося законодательства. Эксперты ECCON GROUP придерживаются позиции, что финансовый результат застройщика, привлекающего деньги дольщиков на счета эскроу, определяется по модели оказания услуг. Такой подход полностью корреспондирует с определением услуг застройщика, в отношении которых применяется льгота по жилью.

Получая денежные средства дольщиков от банка при раскрытии эскроу-счетов, застройщик получает тем самым вознаграждение за оказанные этим дольщикам услуги по организации строительства. В налоговую базу по НДС в таком случае включается полная стоимость объекта долевого строительства в отношении нежилых помещений производственного назначения, зафиксированная в ДДУ (п. 2 ст. 153 НК РФ). А сам налог исчисляется на момент реализации услуг, под которым понимается подписание передаточного акта с дольщиком.

Таким образом, можно сделать вывод, что после реформирования законодательства о долевом строительстве для застройщика действует следующий порядок налогообложения НДС:

  • реализация жилой недвижимости по договору купли-продажи не облагается НДС на основании пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • при продаже завершенной строительством нежилой недвижимости НДС уплачивается в силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ;
  • передача застройщиком по ДДУ жилой недвижимости и нежилой недвижимости непроизводственного назначения освобождена от НДС, поскольку для услуг застройщика действует льгота пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ;
  • передача дольщикам нежилой недвижимости производственного назначения влечет начисление НДС на всю сумму цены ДДУ, так как налоговая льгота на такие услуги застройщика не распространяется, и при этом налоговая база исчисляется в общем порядке, а не с суммы экономии от строительства.

Остается надеяться, что в ближайшее время вопрос налогообложения НДС для застройщиков разрешится в пользу последних, и контролирующие органы подтвердят правомерность применения рассматриваемой льготы.

А вообще – пора бы законодателям обратить внимание на регламентирование налоговых аспектов деятельности российских застройщиков и исключить имеющуюся неопределенность в отношении применения норм по налогам. Ведь все мы понимаем, что рост налогового бремени строительных компаний – это прямой путь к увеличению итоговой стоимости строительства жилья для покупателей.

Отметим интересную тенденцию, которая наметилась в последнее время: уже на нескольких публичных площадках был поднят вопрос о налогообложении застройщиков, работающих с эскроу счетами. И если ранее эта тема не звучала вообще, то на круглом столе в рамках Форума PROESTATE -2019 председатель Комитета МКПП (р) по градостроительству Михаил Викторов сказал буквально следующее: "Нам еще предстоит разбираться с налогообложением застройщиков, и это сейчас одна из самых горячих тем".

Об этом же на конференции в Санкт-Петербурге заявил и бизнес-омбудсмен по строительству Дмитрий Котровский. Он сослался на слова замминистра строительства и ЖКХ России Никиты Стасишина, который признал, что при проведении реформы долевого строительства жилья про изменения налогов у застройщиков никто даже не задумывался. Однако теперь здесь видны очень непростые вопросы. Таким образом, тема налогообложения застройщиков при переходе к работе со счетами эскроу наконец-то вышла из тени, и есть шанс, что она будет урегулирована должным образом.

 

Елена Медынцева

Льгота по НДС <br />
при эскроу <br />
должна сохраниться!