Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

14.01.2021
В Минстрой направлен проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ-2035
Вице-президент Российского Союза строителей Анвар Шамузафаров направил министру строительства и ЖКХ России Иреку Файзуллину обновленный проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года.

Документ был создан на базе разработанной Российским Союзом строителей Стратегии развития отрасли до 2035 года с учетом предложений, высказанных в ходе совещания с главой Минстроя России 21 декабря 2020 года. Именно на этом совещании было принято решение принять проект Стратегии РСС за основу, а ответственным за окончательный вариант документа был назначен Анвар Шамузафаров.

Напомним, что в 2018-2019 годах проект Стратегии развития строительной отрасли разрабатывался экспертами Центра стратегических инициатив при участии Национальных объединений СРО и представителей профессионального сообщества с привлечением РАНХиГС. Однако документ, в который было вложено более 60 млн рублей, так и не прошел согласования в федеральных органах власти и был отложен «до лучших времен». Кроме того, к нему было много замечаний и со стороны представителей строительства и ЖКХ.

Поскольку поручение президента России было необходимо выполнить, Российский Союз строителей в содружестве со СРО «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» (А.Шамузафаров) разработал новый проект документа, учитывающий и требовании Национальных проектов, и изменившуюся экономическую ситуацию. После ряда доработок документ направлен в Минстрой России.

Как указывает в сопроводительном письме А.Шамузафарова на имя министра, в проект Стратегии, помимо материалов, разработанных Минстроем России, включены предложения ОМОР РСС (Яковлев В.А.), НОСТРОЙ (Глушков А.Н.), НОПРИЗ (Посохин М,М.), Комитета ТПП по строительству  (Басин Е.В.), НКК (Булгакова И.А.), АИИС (Богданов М.И.) и других заинтересованных представителей делового и профессионального сообщества.

В процессе работы над Стратегией по вопросам развития технического регулирования и оценки соответствия  ОКС удалось максимально сблизить позиции между, с одной стороны, ФАУ ФЦС (Музыченко С.Г.) и ФАУ Главгосэкспертизы России (Манылов И.Е.), с другой стороны, Комитетом РСПП (Лоцманов А.Н.), Комитетом TПП (Пугачев С.В.), TК-400 (Баринова Л.С.) и другими.

Утверждение Стратегии, которая является межотраслевым документом, отражающим интересы целого ряда отраслей экономики, будет  способствовать реализации национальных целей по формированию комфортной и безопасной среды для жизни граждан России, - говорится в письме.

Целью Стратегии является развитие эффективных, конкурентных, высокотехнологичных, открытых отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, основанных на квалификации и обеспечивающих устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.

Главным  принципом Стратегии является ориентированность на граждан и их семьи, повышение комфортности их жизнедеятельности в части, которая может быть обеспечена развитием строительной отрасли и ЖКХ, с учетом необходимости сбалансированного решения социально-экономических задач, рационального расселения населения и развития комфортной и безопасной среды для жизни граждан при осуществлении застройки на территории всей страны, добросовестной конкуренции и обеспечения равного доступа участников к информации и ресурсам.

В Стратегии приведены основные показатели отрасли к настоящему моменту, а также разработаны базовый и консервативный  сценарии развития. Анализ представлен по таким стратегическим направлениям как «Развитие комфортной и безопасной среды для жизни граждан», «Развитие основных сегментов строительства», «Развитие систем регулирования в строительстве», «Улучшение качества городской среды», «Наука и кадровое обеспечение».

Текст документа доступен по ссылке:/files/ck/1610570597_Strategiya-2035.docx

 

 

14.12.2020
Законопроект о едином заказчике в строительстве принят во втором чтении
На пленарном заседании в среду депутаты приняли во втором чтении законопроект «О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства"», который был внесен Правительством РФ.

В пояснительных материалах законопроекта отмечается, что документ не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты транспортной инфраструктуры, правоохранительной деятельности, обороны страны и безопасности государства, объекты использования атомной энергии госкорпорации Росатом и космической инфраструктуры Роскосмоса, а также с реализацией мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих.

Ко второму чтению в проекте уточнили, что документ не коснется объектов внешнеполитической деятельности, а также реализации мероприятий по обеспечению жильем лиц, сведения о которых составляют гостайну.

Предполагается, что публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» будет образована путем реорганизации определенных правительством РФ федеральных государственных учреждений, выполняющих функции государственного заказчика, с одновременным сочетанием их преобразования и слияния.

В проекте уточнили, что учредителем Единого заказчика является Российская Федерация, а «функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет правительство РФ или уполномоченный им ФОИВ».

В законопроекте также указывается, что высшим органом управления единого заказчика является наблюдательный совет. «В компетенцию наблюдательного совета входит утверждение программы деятельности единого заказчика», — уточняется в документах к проекту. Свою деятельность Единый заказчик будет осуществлять на основании стратегии развития и программы на текущий год и на определяемый наблюдательным советом плановый период деятельности (не менее 2-х лет).

Согласно материалам, основной целью создания единого заказчика является «выполнение им функций государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в государственной собственности Российской Федерации, включенных в программу деятельности единого заказчика». При этом виды объектов, которые могут быть включены в программу деятельности, определяются Правительством РФ.

«Единый заказчик в целях осуществления возложенных на него функций и полномочий может являться ответственным исполнителем, соисполнителем, участником государственных программ РФ», — также уточнили в проекте ко второму чтению.

В законопроекте есть положения, касающиеся наделения единого заказчика имуществом. Так, авторы проекта уточнили, что «имущество, ранее находившееся у реорганизуемых федеральных государственных учреждений на правах оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования, считается переданным единому заказчику в безвозмездное пользование». При этом «указанное имущество может быть передано единому заказчику в качестве имущественного взноса РФ».

Напомним, что проведение мероприятий по созданию системы единых государственных заказчиков при строительстве указанных объектов предусмотрено Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.

На протяжении 2020 года Правительство планомерно ведет работу по передаче госучреждений, осуществляющих функции госзаказчиков по строительству в ведение Минстроя. В частности, распоряжением Правительства №2153-р в подчинение Минстроя были переданы 6 казенных учреждений в сфере строительства.

При этом Минстрой разработал законопроект и предложил создание единого государственного заказчика в строительстве в форме публично-правовой компании, которая появится не позже 1 января ‎2021 года.

 

 

30.11.2020
Роспотребнадзор против снижения компенсаций дольщикам
Роспотребнадзор и Генпрокуратура выступили против снижения компенсаций покупателям квартир за нарушения застройщиков, сказали в своих выступлениях на заседании Совета Федерации в четверг представители обоих ведомств.

"По данным Верховного суда, в 2019 году средняя сумма взысканных штрафов в расчете на один иск в сфере строительства составила 294 тыс. рублей, за последние пять лет средняя сумма — 320,5 тыс. рублей. Это на порядок меньше стоимости самой дешевой квартиры. По другим сферам сумма на порядок выше средней цены товара", — сказал начальник управления Роспотребнадзора Олег Прусаков.

Он подчеркнул, что никакого злоупотребления правом здесь нет, и суммы, которые присуждаются, явно недостаточны: они не покрывают расходов потребителя и неадекватны с точки зрения сопоставимости с ценой договора. Плюс существует проблема исполнения судебных решений — даже по тем компенсациям, которые присудили.

"Я не согласен с использованием термина "потребительский экстремизм". По данным Верховного суда РФ, за последние пять лет в сфере строительства жилья число дел в судах снизилось на 20%. В 2019 году было рассмотрено 28,2 тыс. дел (в 2018 году — 31,9 тыс. дел, в 2017 — 36,2 тыс.). При этом в 95% случаев дела в этой сфере завершаются в пользу потребителей. Я никак не связываю это с "потребительским экстремизмом" — у нас нет оснований усомниться в компетенции судебных органов и в их объективности. Это должно говорить скорее о том, что в сфере строительства жилья не все гладко, и застройщики объективно — и это подтверждается решениями судов — нарушают права потребителей. Если бы это было не так, мы бы имели другие проценты: по другим сферам они ниже", — сказал Прусаков.

Также он напомнил, что потребитель в таких спорах — экономически слабая сторона, тем более по сравнению с профессиональными участниками рынка, у которых есть возможность пользоваться помощью юридических служб.

"У нас сегодня законодательство о защите прав потребителей уже изначально подразумевает то, что все претензии рассматриваются в досудебном порядке. Тот же штраф для застройщиков применяется только тогда, когда в досудебном добровольном порядке требования потребителей не были удовлетворены", — подчеркнул он.

Аналогичной позиции придерживается и Генеральная прокуратура РФ.

"Не могу согласиться с рекомендациями в части снижения размера неустойки за невыполнение требований потребителя в части устранения застройщиком недостатков по объекту долевого строительства. Зачастую дома сдаются действительно в ненадлежащем состоянии. Если мы снизим стоимость ответственности для застройщика, мы можем создать ситуацию, когда виновному лицу будет выгоднее дать компенсацию, нежели построить дом надлежащего качества", — отметил старший прокурор Генпрокуратуры РФ Алексей Зарецкий.

Также он отметил, что необходимо, по всей видимости, лицензировать деятельность экспертов в сфере строительства, мнения которых принимаются в судах.

В начале заседания сенаторы подняли вопрос о "потребительском экстремизме", считая, что суды по взысканию с застройщиков компенсаций за нарушения служат не для защиты интересов собственников жилья, а для чьего-то обогащения.

В свою очередь директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева предложила применить к застройщикам, которые не уплачивают неустойки вовремя, методы по взиманию штрафов в ГИБДД.

"Неустойки судами присуждаются, но не уплачиваются месяцами. Поступило предложение: оплату неустоек взыскивать по принципу штрафов ГИБДД — со скидкой за оплату в первые два месяца", — отметила Разворотнева.

 

25.11.2020
Объем средств на счетах эскроу для строительства достиг 850 млрд рублей
Объем средств на счетах эскроу для финансирования строительства достиг 850 млрд рублей, сообщила зампред ЦБ РФ Ольга Полякова на конференции Сбербанка "Время изменений: рынок недвижимости — взгляд в будущее".

"Задолженность сейчас составляет где-то в районе 800 млрд рублей. Постепенно застройщики выбирают кредитный лимит, это связано с тем, что им необходимо строить поэтапно проекты. Если мы говорим об остатках на счетах эскроу, то цифра превышает эту задолженность, она сейчас составляет 850 млрд рублей", — сказала Полякова.

По ее словам, динамика способствует снижению стоимости кредитования.

"Средняя ставка по всему портфелю составляет сейчас ниже 5%", — отметила зампред ЦБ.

Она также рассказала, что уже завершены 299 проектов в 55 субъектах Российской Федерации.

"И по состоянию на 1 октября 46 млрд со счетов эскроу перечислены со счетов застройщикам. А вот последние данные на 1 ноября, это цифра составляет 64 млрд рублей. Можно сказать о том, что цель перехода на проектное финансирование достигнута", — сказала Полякова.

Зампред правления Сбербанка Анатолий Попов на конференции сообщил, что с начала перехода отрасли на новую модель в Сбербанке принято более 1,5 тыс. кредитных решений на сумму 1,9 трлн рублей, в том числе в 2020 году одобрено более половины из них.

"Также за весь период работы Сбером открыто более 160 тыс. счетов эскроу на сумму около полутриллиона рублей. И на самом деле, наверное, самое важное для девелоперов и для людей, которые получили готовое жилье, что уже 10% из них раскрыто", — отметил Попов.

С 1 июля 2019 года российские застройщики обязаны работать по эскроу-счетам, на которых аккумулируются средства граждан. Строительные компании не могут пользоваться этими деньгами до окончания работ, застройщиков кредитуют банки. При этом определены критерии проектов, которые могут быть достроены после 1 июля без перехода на новую схему финансирования.

 

На повестке Госдумы – земля, СРО и воля

29.06.2020
Наступило лето, и многие законопроекты Государственной Думой были отложены на осень. Какие же из них касаются строительной отрасли?

Профильные законопроекты Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям

 

Законопроект № 674870-7 «О внесении изменения в ст. 201.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части защиты прав участников долевого строительства» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Предлагается устранить нарушающие права отдельных категорий лиц-участников долевого строительства, устанавливающие ограничения в 7 кв. м для нежилых помещений и машиномест, по которым может быть предъявлено требование об их передаче в собственность.

 

Законопроект № 614320-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в части уточнения сроков пересмотра кадастровой стоимости) внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Предлагается внести изменения, исключающие препятствие обращения заинтересованных лиц в комиссию или суд с заявлением о пересмотре неактуальной кадастровой стоимости, если на дату обращения сохраняется возможность применения результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством, но не ранее 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление.

 

Законопроект № 612505-7 «О внесении изменения в ст. 39-8 Земельного кодекса РФ (в части увеличения до пяти лет срока аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства)» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Строителям необходимо гарантировано обеспечить право использования земельного участка для строительства на определенный срок, который, исходя из практики, превышает 3 года, установленный ЗК РФ.

Предлагается наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по определению оптимальных для региона сроков договора аренды земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства.

 

Законопроект № 883169-7 «О внесении изменения в ст. 39-8 Земельного кодекса РФ (в части уточнения срока договора аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства) внесен на рассмотрение.

Исходя из правоприменительной практики, целесообразно наделить органы государственной власти субъектов РФ полномочиями по определению оптимальных для региона сроков договора аренды земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства.

Предлагается изменить редакцию в части определения законом субъекта РФ срока аренды земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта.

 

 

Законопроект № 970002-7 «О внесении изменений в ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов РФ, входящих в состав ДФО, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части установления возможности предоставления земельного участка гражданину в собственность досрочно в случае заключения кредитного договора для строительства на земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства» внесен в Госдуму.

Предлагается расширить перечень случаев досрочного предоставления земельных участков в собственность гражданам и установить, что участок может быть предоставлен в собственность гражданину в любое время до истечения пятилетнего срока действия договора безвозмездного пользования участком в случае, если этим гражданином заключен кредитный договор с российской кредитной организацией, предусматривающий предоставление целевых кредитных средств на строительство на таком участке объекта ИЖС, а также передачу испрашиваемого земельного участка в залог кредитной организации после государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.

 

Профильные законопроекты Комитета Госдумы по транспорту и строительству

 

Законопроект № 965887-7 «О внесении изменения в ст. 1 ГрК РФ» внесен в Госдуму.

Сегодня складывается неоднозначная правоприменительная практика, связанная с определением количества надземных этажей в объектах ИЖС, имеющих цокольный этаж.

Предлагается уточнить определение объекта ИЖС, указав, что надземный этаж – это этаж с отметкой пола помещений не ниже планировочной отметки земли.

 

Законопроект № 934502-7 «О внесении изменений в ст. 55.5-1 ГрК РФ (об обязательной независимой оценке квалификации специалистов в области строительства)» включен в примерную программу на июль 2020 г.

Предлагается вместо требования к повышению квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в 5 лет ввести требование по наличию свидетельства о квалификации, полученного в порядке, предусмотренном ФЗ «О независимой оценке квалификации».

 

Законопроект № 944766-7 «О внесении изменений в ст. 51 и 57-3 ГрК РФ (о необходимости получения градостроительного плана земельного участка в случае раздела земельного участка)» включен в примерную программу на июль 2020 г.

Требуется скорреспондировать нормы, содержащиеся в разных статьях ГрК РФ.

Представляется, что во всех иных случаях, кроме долевого строительства, при разделе исходного земельного участка градостроительные планы для образованных земельных участков должны быть обязательны.

Предлагается уточнить, что в случае раздела земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 214-ФЗ, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, получение градостроительных планов образованных земельных участков не требуется.

 

Законопроект № 953560-7 «О внесении изменений в ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с установлением административной ответственности за несоблюдение требований законодательства РФ по ведению государственного адресного реестра» включен в примерную программу на июль 2020 г.

Предлагается внести изменения, предусматривающие введение административной ответственности в отношении уполномоченных органов за неразмещение либо несвоевременное размещение сведений об адресах в реестре или за размещение недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений об адресах в реестре, а также за несвоевременное устранение выявленных оператором федеральной информационной адресной системы несоответствий.

Уточняются полномочия организации, признаваемой управляющей компанией в соответствии с ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», касающихся ведения этой организацией реестра.

 

Законопроект № 899967-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» в целях синхронизации стратегического и территориального планирования» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

В ГрК РФ вместо понятия «стратегии (программы) развития отраслей экономики» вводится понятие «отраслевые документы стратегического планирования», а вместо «программ социально-экономического развития субъектов, планов» и «программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований» соответственно «стратегии социально-экономического развития субъектов РФ» и «стратегии социально-экономического развития муниципальных образований».

Предлагается новая редакция ст. 30 и 38 172-ФЗ о том, что документы территориального планирования РФ и субъектов РФ разрабатываются на основании требований 172-ФЗ и ГрК РФ.

 

Законопроект № 866900-7 «О внесении изменений в ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и отдельные законодательные акты РФ в целях реализации приоритетных проектов по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Документ направлен на определение особенностей при строительстве объектов железнодорожной инфраструктуры до 1 января 2025 г.

Устанавливаются особенности правового регулирования отношений, возникающих при подготовке и утверждении документации по планировке территории, предусмотрев, что она может быть разработана и утверждена при отсутствии приоритетного проекта в документах территориального планирования.

Можно корректировать границы особо охраняемых природных территорий регионального либо местного значения на основании документации по планировке территории объекта инфраструктуры.

Решение суда об изъятии земельных участков в целях строительства приоритетных объектов инфраструктуры подлежит немедленному исполнению.

Сокращаются сроки проведения государственной экологической экспертизы до 45 дней, а также предусматривается возможность направления проектной документации на госэкспертизу одновременно с экологической экспертизой; упрощены процедуры оценки воздействия на окружающую среду.

Предусмотрено право начать строительство приоритетного проекта и выполнять подготовительные работы до получения разрешения на строительство приоритетного объекта инфраструктуры с момента направления проектной документации для проведения госэкспертизы.

Застройщику предоставлено право выделять отдельные этапы строительства, реконструкции, а также получать разрешение на ввод эксплуатацию в отношении указанных этапов.

 

Законопроект № 909970-7 «О внесении изменений в ГрК РФ (об установлении права кредитной организации отказать в осуществлении перевода со специальных банковских счетов денежных средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) внесен на рассмотрение.

Сегодня на законодательном уровне остается неурегулированным вопрос о контроле кредитной организации за соответствием назначения и размера платежа, указанного в распоряжении о перечислении средств компенсационного фонда, содержанию документов, представленных СРО в качестве основания для составления распоряжения, и установленным требованиям к направлению расходования таких средств.

Нет и правового механизма отказа кредитной организации в выполнении распоряжения СРО о перечислении средств компенсационного фонда в случае непредставления соответствующих документов.

Законопроект восполняет существующий правовой пробел и усиливает банковской контроль за использованием средств компенсационного фонда.

Также предлагается сократить срок, предусмотренный для уведомления органом надзора за СРО кредитных организаций, в которых открыт специальный счет в целях формирования компенсационного фонда, об исключении сведений о СРО из реестра СРО.

 

Законопроект № 747287-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие ГрК РФ (о переходе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во вновь создаваемые саморегулируемые организации) внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Предлагаются изменения, направленные на устранение пробела в законодательстве в части регулирования перехода юридических лиц и индивидуальных предпринимателей во вновь создаваемые саморегулируемые организации на территории субъекта, в котором ранее отсутствовали зарегистрированные саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.

 

Законопроект № 663958-7 «О внесении изменений в ФЗ «О введении в действие ГрК РФ» в части установления особенностей размещения средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, находящихся в кредитных организациях, чьи лицензии были отозваны» внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Предлагается дополнить ч. 10 ст. 3.3 Закона единственным исключительным обстоятельством, позволяющим в установленные сроки не размещать на специальном банковском счете в полном объеме средств компенсационного фонда возмещения вреда и (или) компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств СРО в связи с отзывом до 1 ноября 2016 г. у кредитной организации, в которой были размещены такие средства или их часть, лицензии на осуществление банковских операций.

 

Законопроект № 513907-7 «О внесении изменений в ГрК РФ и ст. 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях» (о средствах компенсационных фондов строительных саморегулируемых организаций) внесен на рассмотрение в 1 чтении.

Для решения проблем обманутых дольщиков, которые заключили договоры до 21 октября 2017 г., предлагается использовать ранее сформированные компенсационные фонды строительных СРО.

Эти средства превратились в накопления, которые пополняются, но использование их по разным причинам практически не производилось. А отсутствие должного контроля, финансовой дисциплины и плохое управление этими фондами уже привело к значительным бесцельным потерям средств.

 

Эвелина Ларсон

 

Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.

 

 

На повестке Госдумы – <br />
земля, СРО <br />
и воля