Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

22.07.2020
На капремонте многоквартирных домов будут авансы, но не будет субподрядчиков
Правительство Российской Федерации совместно с Минстроем России обновляет нормы привлечения специализированных некоммерческих организаций, специализирующихся на капительном ремонте многоквартирных домов (имеются в виду Фонды капремонта всех уровней).

Проект соответствующего постановления правительства РФ появился в экспертном и общественном пространстве. Основные положения документа АНСБ прокомментировал член секций Экспертного Совета при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству Антон Скирда:

- Основные нововведения коснутся упрощения процедуры заключения договоров и выбора подрядчика, а именно – отменяются электронные аукционы. Сразу хотелось бы отметить, что терминологию никак не приведут в соответствие. В этом случае правильнее было бы использовать термин «редукцион» - данный способ говорит о снижении цены на торгах. Аукцион же - это исключительно торги на повышение, что противоречит самой логике торгов в рамках госзаказа.

Крайне интересна новая  норма, которая запрещает генподрядчику пользоваться услугами субподрядных организаций. С одной стороны, это хорошо -  генподрядчик несёт самостоятельную, ни с кем не разделяемую ответственность за результат, а этим нововведением исключается попытка неуплаты выполненных работ субподрядным организациям. Иными словами, обманутых субподрядчиков больше не должно быть. Но,  с другой стороны,  тогда цель проекта постановления в части роста экономики и занятости населения не совсем ясна т. к. в процесс будет вовлекаться гораздо меньше строительных компаний.

Также  в проекте документа прописана возможность отмены реестра договоров о проведении капитального ремонта. Считаю эту норму излишеством. Она создаст неблагоприятные условия ведения тех торгов, где надзорные органы чаще всего фиксируют коррупционную составляющую.  Всё же речь идёт об объектах гражданского строительства – многоквартирного дома, а он не относится к засекреченным объектам, следовательно, и реестр договоров должен быть открыт.

Весомая и крайне актуальная новелла – это, конечно же, авансы. С учётом нынешней экономической ситуации и на фоне общего состояния компании правительство РФ отреагировало адекватно, а именно увеличением размера авансов по контракту до 50%. Эта норма, безусловно, послужит дополнительной мотивацией для участников рынка капремонтов МКД. Вовлекая как можно большее число участников в торги, заказчик добьётся не только наибольшего снижения от начальной максимальной цены контракта, что в свою очередь увеличит и без того высокую конкурентность, но и поднимет качество выполняемых работ. Необходимо иметь в виду, что в силу высоких авансов нецелевое расходование средств повлечёт за собой более суровую ответственность, чем сегодня.

Не вызывает никаких сомнений, что данные законодательные новеллы положительно отразятся на выполнении региональных программ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, износ которых близок к критической массе. На мой взгляд, акцент всё же должен быть сделан на обновление коммунальной инфраструктуры и коммуникаций, а не только на восстановление занятости и доходов населения, а также роста экономики в целом.

Полностью текст проекта постановления доступен по ссылке: /files/ck/1595356410_2107_PP_po_osobomu_rezhimu_zakupok.docx

 

 

 

 

20.07.2020
Сроки достижения целей нацпроекта по жилью могут перенСроки достижения целей нацпроекта по жилью могут перенестиести
Цели национального проекта по жилью по вводу 120 миллионов квадратных метров могут быть перенесены, сказал журналистам министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев в ходе рабочего визита в Липецкую область.

"Действительно обсуждалась тематика возможности по 120 миллионам квадратных метров жилья, некой сдвижки вправо. Нам дано поручение в ближайшее время подготовить предложения по изменению паспорта национального проекта. Мы подготовим эти предложения, с этими показателями, проведем совет, где они вновь будут утверждены", - сказал Якушев.

Он также добавил, что все итоговые показатели будут известны после того, как пройдут согласования на площадке правительства и президента.

"Объемы жилищного строительства нам однозначно нужно наращивать, поэтому в рамках этого и состоялось обсуждение. Поручение, которое мы получили от главы государства - посмотреть перспективы развития до 2030 года и сделать свои предложения о том как могут быть изменены показатели национального проекта с учетом национального плана. При этом не все программы будут сильно корректироваться, как например программа благоустройства. Мы находимся в напряжённом графике работы, эти два документа нам нужно состыковать и к осени эти подготовленные показатели станут общественным достоянием", - добавил министр.

 
17.07.2020
Россия – одна из последних в мире по доступности жилья, а города враждебны человеку
14 июля в МИА «Россия Сегодня» прошла онлайн-конференция на тему: «Город – ресурс или общественное благо?». В мероприятии приняли участие Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, представители Московского отделения Международной академии архитектуры (МААМ) и архитекторы.

А поводом проведения конференции стал проект представленной Национальной градостроительной хартии – документа, содержащего принципы новой градостроительной политики, которая направлена на преодоление существующего градостроительного хаоса и достижение пространственного порядка, соответствующего развитой стране XXI века. Документ разработан Советом при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Международной академией архитектуры.

По словам Владимир Якушева, пока что представленный документ – это «рыба», причем некоторые вопросы обозначены очень жестко, но они имеют право на жизнь. И, конечно, этот документ должен пройти более глубокое обсуждение, чтобы стать Национальным.

Так, в соответствии с хартией, предлагается создать новый Градостроительный кодекс РФ. И это не лишено здравого смысла, ведь Градкодекс действительно очень сложный, громоздкий и тяжело читаемый. Язык, которым он написан, непростой, а количество поправок и ссылок на другие документы усложняют его прочтение.

Понятно, что нормативные документы – это удел профессионалов, и читать Кодекс должны профессионалы, умеющие толковать каждую статью. Но хотелось бы, чтобы абсолютно любой человек, желающий защитить свои права и узнать, что он может сделать при возведении дома, мог сам прочитать Кодекс.

И здесь главное, чтобы были определенные переходные положения. Не должна возникнуть ситуация, когда один нормативный документ уже престал действовать, а другой еще не начал. Поэтому изменения в Градостроительный кодекс нужно вносить поступательно и осознанно, иначе проблематика в строительной отрасли только усилится.

Сегодня Градкодекс себя исчерпал, а города сложно назвать городами для всех, потому что нет внятной политики пространственного развития. В крупных городах идет переуплотненная застройка, с устаревшими технологиями, и не создается никакой комфортной среды – и это результат правоприменительной практики Градкодекса. Но основная проблема идеологическая, т.к. он не содержит понятия общественные интересы и общественное благо, а в целом носит антиобщественный характер.

Кроме того, проектировать города сейчас может любой, но реально хорошо – лишь около десятка организаций. При этом никто не несет ответственности за нарушение Генплана и правил землепользования и застройки. На федеральном уровне контроль не прослеживается, поэтому в этой сфере нужен надзорный орган. Кроме того, авторы считают, что своды правил мешают любым новшествам.

Конечно, как заметил Владимир Якушев, можно отменить и сделать необязательными все нормативно-технические документы, но тогда возникнет хаос. Уже с 1 августа количество обязательных требований, предъявляемых к безопасности зданий и сооружений, сократится на 30%. Но при этом необходимо разрабатывать новые нормативно-технические документы, соответствующие современным требованиям, и всегда нужно помнить и о безопасности строительства.

Поэтому Минстрой до 2024 г. и дальше до 2030 г. продолжит работу по снятию административных барьеров.

 

 

Город, село или субурбия?

Не секрет, что в первую очередь теперь граждане покупают не жилье, а окружающую среду – какой это район, сколько времени добираться до работы, какие блага находятся рядом. И за это готовы доплачивать. Поэтому проектируемые микрорайоны должны соответствовать этим требованиям. И в документе много сказано, какие должны быть города. Но при этом не нужно забывать и о других населенных пунктах, которые не относятся к категории городов. Люди должны себя чувствовать в них комфортно, они не должны оказаться «на обочине жизни».

Сегодня уже нет смысла ехать в Москву, как это было 20-30 лет назад. А Москва хорошеет, потому что созданные за столетия пространства и улицы прекрасными архитекторами развиваются. Расширяются тротуары, на них гудит жизнь. Поэтому необходимо «развернуть» этот поток людей и создать для них благоприятную среду на местах, хотя сделать это очень сложно. Нужно так менять города, чтобы в них возникала современная жизнь XXI века.

Растут пригороды, люди перебираются в них, выстраивая стихийные системы, которые никто не учитывает. И половина возводимого сейчас жилья – это ИЖС, но возводимое непонятно как, бесконтрольно.

При этом везде говорится только об увеличении количества квадратных метров, но не об их качестве. Поэтому нужно пересмотреть национальную модель строительства жилья. Так, в России не хватает разнообразия типов жилья, она стала неконкурентной на мировом рынке, ведь массовое жилье будущего не может быть одинаковым. Это может быть жилье в городе и в субурбии, в многоквартирных или индивидуальных домах, рассчитанных на 30 и на 300 лет. В целом город должен быть основным экономическим активом.

А применение новых прорывных технологий позволит увеличить ежегодный объем ввода жилья более, чем в 3 раза – с 88 млн кв. м в год до 300. Для этого нужно развивать строительную отрасль как индустриальную. Парадокс, но сегодня строится чуть менее 1 кв. м в год на одного жителя страны, при том, что в послевоенной Германии строили ежегодно 2 кв. м на жителя. Потому что во всем мире строительство – это технологичный процесс, и подходы к индустрии надо менять.

В настоящее время существуют десятки технологий по возведению домов в сжатые сроки, но с высоким качеством и эстетическим разнообразием. И новых решений много, они универсальны, экономически выгодны и эффективны, и их внедрение пора уже начинать.

При этом не стоит забывать о снижении стоимости жилья. К примеру, гражданин США может купить на свою годовую зарплату 43 кв. м жилья – и это первое место в мире. А Россия на одном из последних мест – нашим гражданам по карману лишь 12 кв. м. Однако и это завышенные цифры, ведь реальная средняя зарплата в населенных пунктах не 50 тыс. руб., как в Москве, а около 25 тыс. руб. И значит купить россияне могут только 6 кв. м в год.

А причина тому, что больше половины денег за ипотечное жилье уходит государству и банкам, а строительному комплексу достается в лучшем случае треть. Но даже если снизить издержки на строительство, платеж не уменьшится – слишком много забирает государство в виде налогов, платы за инфраструктуру и прочее. А если еще учесть, что многие банки государственные, то только за счет уменьшения доходов государства можно снизить стоимость жилья. Иначе политика заключается в том, чтобы забрать деньги у людей, а не снизить стоимость жилья.

Плюс ко всему в городах необходимо создавать структуры, в которых местные сообщества могли бы формулировать стратегии и проекты развития городов. А также должна появиться должность специального представителя президента России по градостроительству и пространственному развитию.

Для полноценного развития страны необходимо разработать единый качественный документ территориального планирования на длительный период. Важно определить, какой должна быть страна через десятилетия, заложить основу и принципы развития деревень, городов и вообще территории страны. И раньше, в советский период такие градостроительные документы разрабатывались, и им следовали при застройке территорий. А сейчас все заняты сиюминутными проектами, и концепции развития на перспективу нет.

При этом любой документ, рассчитанный на длительный период, конечно, может корректироваться, но он не должен меняться кардинально каждые несколько лет, подрывая весь наработанный ранее «багаж».

Конечно, по словам Владимира Якушева, над документом нужно в дальнейшем совместно работать, чтобы он стал некой «дорожной картой», на которую можно ориентироваться, чтобы получать удовольствие от того места, где мы живем. И не нужно бояться фантазировать, это позволит создавать красивые населенные пункты с хорошей окружающей средой, а люди смогут получать удовольствие от мест, в которых живут, и полюбили их.

Вопрос только в том, как воплотить абстрактные рассуждения в жизнь, чтобы они были согласованы с основополагающими документами.

 

Галина Крупен

 

 

15.07.2020
Обновлен перечень СП для соблюдения ТР "О безопасности зданий и сооружений"
Постановлением федерального правительства от 4 июля 2020 г. № 985 утвержден обновленный перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который вступит в силу 1 августа 2020 года.

Актуализация перечня велась при активном участии представителей профессионального и экспертного сообщества. Структура документа осталась прежней – в него включены отдельные пункты 74 сводов правил и 4 государственных стандарта (ГОСТ).

При этом в новый перечень не вошли излишние и дублирующие нормы, теперь он содержит на 30% меньше обязательных требований (ранее документ содержал порядка 10 000 таких требований), что существенно сократит нагрузку на бизнес, позволит снизить количество разрабатываемых СТУ. Вместе с тем, сокращенный перечень позволит в полной мере соблюсти положения основополагающего технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного в 2009 году.

«С момента утверждения в 2014 году предыдущей редакции перечня Минстрой осуществил переработку 90% массива включенных в него сводов правил и стандартов. Пересмотрены 70 из 78 документов, содержащих обязательные требования. В измененные стандарты и своды правил включены актуализированные по результатам прикладных научных исследований нормируемые параметры и передовые технологии, а также требования, апробированные ранее через механизм специальных технических условий. Актуализированный перечень позволяет применять на обязательной основе современные технические нормы взамен устаревших», - акцентировал замглавы Минстроя России Дмитрий Волков.

Например, обновленный СП 131.13330.2018 «Строительная климатология» учитывает климатические параметры Крыма и Севастополя, а также повышение температурных параметров. С одной стороны, реализована возможность снижения ресурсоемкости строительных конструкций и инженерных систем. С другой стороны, в северных регионах наблюдается размораживание грунтов, что требует проведения мероприятий для поддержания несущей способности оснований зданий и сооружений и ограничения увеличения деформативности таких оснований. Данные изменения позволят существенно снизить стоимость и повысить безопасность строительства. Изменениями в СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» предусмотрена возможность проектирования 5-этажных зданий школ, что позволяет в районах существующей застройки решать задачу обеспечения учебными местами. Повысились требования к приведенному сопротивлению теплопередаче светопрозрачных ограждающих конструкций в составе СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», что обеспечивает широкое внедрение новых энергоэффективных оконных конструкций со стеклами с низкоэмиссионным покрытием.

Отметим, что, в соответствии с пунктом 2 постановления правительства России от 4 июля 2020 г. № 985, принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил, включенным в старый перечень, действующий до 1 августа 2020 года.

 

 

Обновлен перечень СП для соблюдения ТР "О безопасности зданий и сооружений"

15.07.2020
Постановлением федерального правительства от 4 июля 2020 г. № 985 утвержден обновленный перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который вступит в силу 1 августа 2020 года.

Актуализация перечня велась при активном участии представителей профессионального и экспертного сообщества. Структура документа осталась прежней – в него включены отдельные пункты 74 сводов правил и 4 государственных стандарта (ГОСТ).

При этом в новый перечень не вошли излишние и дублирующие нормы, теперь он содержит на 30% меньше обязательных требований (ранее документ содержал порядка 10 000 таких требований), что существенно сократит нагрузку на бизнес, позволит снизить количество разрабатываемых СТУ. Вместе с тем, сокращенный перечень позволит в полной мере соблюсти положения основополагающего технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного в 2009 году.

«С момента утверждения в 2014 году предыдущей редакции перечня Минстрой осуществил переработку 90% массива включенных в него сводов правил и стандартов. Пересмотрены 70 из 78 документов, содержащих обязательные требования. В измененные стандарты и своды правил включены актуализированные по результатам прикладных научных исследований нормируемые параметры и передовые технологии, а также требования, апробированные ранее через механизм специальных технических условий. Актуализированный перечень позволяет применять на обязательной основе современные технические нормы взамен устаревших», - акцентировал замглавы Минстроя России Дмитрий Волков.

Например, обновленный СП 131.13330.2018 «Строительная климатология» учитывает климатические параметры Крыма и Севастополя, а также повышение температурных параметров. С одной стороны, реализована возможность снижения ресурсоемкости строительных конструкций и инженерных систем. С другой стороны, в северных регионах наблюдается размораживание грунтов, что требует проведения мероприятий для поддержания несущей способности оснований зданий и сооружений и ограничения увеличения деформативности таких оснований. Данные изменения позволят существенно снизить стоимость и повысить безопасность строительства. Изменениями в СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» предусмотрена возможность проектирования 5-этажных зданий школ, что позволяет в районах существующей застройки решать задачу обеспечения учебными местами. Повысились требования к приведенному сопротивлению теплопередаче светопрозрачных ограждающих конструкций в составе СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», что обеспечивает широкое внедрение новых энергоэффективных оконных конструкций со стеклами с низкоэмиссионным покрытием.

Отметим, что, в соответствии с пунктом 2 постановления правительства России от 4 июля 2020 г. № 985, принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил, включенным в старый перечень, действующий до 1 августа 2020 года.

 

 

Обновлен перечень СП для соблюдения ТР