Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

14.01.2021
В Минстрой направлен проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ-2035
Вице-президент Российского Союза строителей Анвар Шамузафаров направил министру строительства и ЖКХ России Иреку Файзуллину обновленный проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года.

Документ был создан на базе разработанной Российским Союзом строителей Стратегии развития отрасли до 2035 года с учетом предложений, высказанных в ходе совещания с главой Минстроя России 21 декабря 2020 года. Именно на этом совещании было принято решение принять проект Стратегии РСС за основу, а ответственным за окончательный вариант документа был назначен Анвар Шамузафаров.

Напомним, что в 2018-2019 годах проект Стратегии развития строительной отрасли разрабатывался экспертами Центра стратегических инициатив при участии Национальных объединений СРО и представителей профессионального сообщества с привлечением РАНХиГС. Однако документ, в который было вложено более 60 млн рублей, так и не прошел согласования в федеральных органах власти и был отложен «до лучших времен». Кроме того, к нему было много замечаний и со стороны представителей строительства и ЖКХ.

Поскольку поручение президента России было необходимо выполнить, Российский Союз строителей в содружестве со СРО «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» (А.Шамузафаров) разработал новый проект документа, учитывающий и требовании Национальных проектов, и изменившуюся экономическую ситуацию. После ряда доработок документ направлен в Минстрой России.

Как указывает в сопроводительном письме А.Шамузафарова на имя министра, в проект Стратегии, помимо материалов, разработанных Минстроем России, включены предложения ОМОР РСС (Яковлев В.А.), НОСТРОЙ (Глушков А.Н.), НОПРИЗ (Посохин М,М.), Комитета ТПП по строительству  (Басин Е.В.), НКК (Булгакова И.А.), АИИС (Богданов М.И.) и других заинтересованных представителей делового и профессионального сообщества.

В процессе работы над Стратегией по вопросам развития технического регулирования и оценки соответствия  ОКС удалось максимально сблизить позиции между, с одной стороны, ФАУ ФЦС (Музыченко С.Г.) и ФАУ Главгосэкспертизы России (Манылов И.Е.), с другой стороны, Комитетом РСПП (Лоцманов А.Н.), Комитетом TПП (Пугачев С.В.), TК-400 (Баринова Л.С.) и другими.

Утверждение Стратегии, которая является межотраслевым документом, отражающим интересы целого ряда отраслей экономики, будет  способствовать реализации национальных целей по формированию комфортной и безопасной среды для жизни граждан России, - говорится в письме.

Целью Стратегии является развитие эффективных, конкурентных, высокотехнологичных, открытых отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, основанных на квалификации и обеспечивающих устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.

Главным  принципом Стратегии является ориентированность на граждан и их семьи, повышение комфортности их жизнедеятельности в части, которая может быть обеспечена развитием строительной отрасли и ЖКХ, с учетом необходимости сбалансированного решения социально-экономических задач, рационального расселения населения и развития комфортной и безопасной среды для жизни граждан при осуществлении застройки на территории всей страны, добросовестной конкуренции и обеспечения равного доступа участников к информации и ресурсам.

В Стратегии приведены основные показатели отрасли к настоящему моменту, а также разработаны базовый и консервативный  сценарии развития. Анализ представлен по таким стратегическим направлениям как «Развитие комфортной и безопасной среды для жизни граждан», «Развитие основных сегментов строительства», «Развитие систем регулирования в строительстве», «Улучшение качества городской среды», «Наука и кадровое обеспечение».

Текст документа доступен по ссылке:/files/ck/1610570597_Strategiya-2035.docx

 

 

14.12.2020
Законопроект о едином заказчике в строительстве принят во втором чтении
На пленарном заседании в среду депутаты приняли во втором чтении законопроект «О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства"», который был внесен Правительством РФ.

В пояснительных материалах законопроекта отмечается, что документ не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты транспортной инфраструктуры, правоохранительной деятельности, обороны страны и безопасности государства, объекты использования атомной энергии госкорпорации Росатом и космической инфраструктуры Роскосмоса, а также с реализацией мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих.

Ко второму чтению в проекте уточнили, что документ не коснется объектов внешнеполитической деятельности, а также реализации мероприятий по обеспечению жильем лиц, сведения о которых составляют гостайну.

Предполагается, что публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» будет образована путем реорганизации определенных правительством РФ федеральных государственных учреждений, выполняющих функции государственного заказчика, с одновременным сочетанием их преобразования и слияния.

В проекте уточнили, что учредителем Единого заказчика является Российская Федерация, а «функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет правительство РФ или уполномоченный им ФОИВ».

В законопроекте также указывается, что высшим органом управления единого заказчика является наблюдательный совет. «В компетенцию наблюдательного совета входит утверждение программы деятельности единого заказчика», — уточняется в документах к проекту. Свою деятельность Единый заказчик будет осуществлять на основании стратегии развития и программы на текущий год и на определяемый наблюдательным советом плановый период деятельности (не менее 2-х лет).

Согласно материалам, основной целью создания единого заказчика является «выполнение им функций государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в государственной собственности Российской Федерации, включенных в программу деятельности единого заказчика». При этом виды объектов, которые могут быть включены в программу деятельности, определяются Правительством РФ.

«Единый заказчик в целях осуществления возложенных на него функций и полномочий может являться ответственным исполнителем, соисполнителем, участником государственных программ РФ», — также уточнили в проекте ко второму чтению.

В законопроекте есть положения, касающиеся наделения единого заказчика имуществом. Так, авторы проекта уточнили, что «имущество, ранее находившееся у реорганизуемых федеральных государственных учреждений на правах оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования, считается переданным единому заказчику в безвозмездное пользование». При этом «указанное имущество может быть передано единому заказчику в качестве имущественного взноса РФ».

Напомним, что проведение мероприятий по созданию системы единых государственных заказчиков при строительстве указанных объектов предусмотрено Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.

На протяжении 2020 года Правительство планомерно ведет работу по передаче госучреждений, осуществляющих функции госзаказчиков по строительству в ведение Минстроя. В частности, распоряжением Правительства №2153-р в подчинение Минстроя были переданы 6 казенных учреждений в сфере строительства.

При этом Минстрой разработал законопроект и предложил создание единого государственного заказчика в строительстве в форме публично-правовой компании, которая появится не позже 1 января ‎2021 года.

 

 

30.11.2020
Роспотребнадзор против снижения компенсаций дольщикам
Роспотребнадзор и Генпрокуратура выступили против снижения компенсаций покупателям квартир за нарушения застройщиков, сказали в своих выступлениях на заседании Совета Федерации в четверг представители обоих ведомств.

"По данным Верховного суда, в 2019 году средняя сумма взысканных штрафов в расчете на один иск в сфере строительства составила 294 тыс. рублей, за последние пять лет средняя сумма — 320,5 тыс. рублей. Это на порядок меньше стоимости самой дешевой квартиры. По другим сферам сумма на порядок выше средней цены товара", — сказал начальник управления Роспотребнадзора Олег Прусаков.

Он подчеркнул, что никакого злоупотребления правом здесь нет, и суммы, которые присуждаются, явно недостаточны: они не покрывают расходов потребителя и неадекватны с точки зрения сопоставимости с ценой договора. Плюс существует проблема исполнения судебных решений — даже по тем компенсациям, которые присудили.

"Я не согласен с использованием термина "потребительский экстремизм". По данным Верховного суда РФ, за последние пять лет в сфере строительства жилья число дел в судах снизилось на 20%. В 2019 году было рассмотрено 28,2 тыс. дел (в 2018 году — 31,9 тыс. дел, в 2017 — 36,2 тыс.). При этом в 95% случаев дела в этой сфере завершаются в пользу потребителей. Я никак не связываю это с "потребительским экстремизмом" — у нас нет оснований усомниться в компетенции судебных органов и в их объективности. Это должно говорить скорее о том, что в сфере строительства жилья не все гладко, и застройщики объективно — и это подтверждается решениями судов — нарушают права потребителей. Если бы это было не так, мы бы имели другие проценты: по другим сферам они ниже", — сказал Прусаков.

Также он напомнил, что потребитель в таких спорах — экономически слабая сторона, тем более по сравнению с профессиональными участниками рынка, у которых есть возможность пользоваться помощью юридических служб.

"У нас сегодня законодательство о защите прав потребителей уже изначально подразумевает то, что все претензии рассматриваются в досудебном порядке. Тот же штраф для застройщиков применяется только тогда, когда в досудебном добровольном порядке требования потребителей не были удовлетворены", — подчеркнул он.

Аналогичной позиции придерживается и Генеральная прокуратура РФ.

"Не могу согласиться с рекомендациями в части снижения размера неустойки за невыполнение требований потребителя в части устранения застройщиком недостатков по объекту долевого строительства. Зачастую дома сдаются действительно в ненадлежащем состоянии. Если мы снизим стоимость ответственности для застройщика, мы можем создать ситуацию, когда виновному лицу будет выгоднее дать компенсацию, нежели построить дом надлежащего качества", — отметил старший прокурор Генпрокуратуры РФ Алексей Зарецкий.

Также он отметил, что необходимо, по всей видимости, лицензировать деятельность экспертов в сфере строительства, мнения которых принимаются в судах.

В начале заседания сенаторы подняли вопрос о "потребительском экстремизме", считая, что суды по взысканию с застройщиков компенсаций за нарушения служат не для защиты интересов собственников жилья, а для чьего-то обогащения.

В свою очередь директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева предложила применить к застройщикам, которые не уплачивают неустойки вовремя, методы по взиманию штрафов в ГИБДД.

"Неустойки судами присуждаются, но не уплачиваются месяцами. Поступило предложение: оплату неустоек взыскивать по принципу штрафов ГИБДД — со скидкой за оплату в первые два месяца", — отметила Разворотнева.

 

25.11.2020
Объем средств на счетах эскроу для строительства достиг 850 млрд рублей
Объем средств на счетах эскроу для финансирования строительства достиг 850 млрд рублей, сообщила зампред ЦБ РФ Ольга Полякова на конференции Сбербанка "Время изменений: рынок недвижимости — взгляд в будущее".

"Задолженность сейчас составляет где-то в районе 800 млрд рублей. Постепенно застройщики выбирают кредитный лимит, это связано с тем, что им необходимо строить поэтапно проекты. Если мы говорим об остатках на счетах эскроу, то цифра превышает эту задолженность, она сейчас составляет 850 млрд рублей", — сказала Полякова.

По ее словам, динамика способствует снижению стоимости кредитования.

"Средняя ставка по всему портфелю составляет сейчас ниже 5%", — отметила зампред ЦБ.

Она также рассказала, что уже завершены 299 проектов в 55 субъектах Российской Федерации.

"И по состоянию на 1 октября 46 млрд со счетов эскроу перечислены со счетов застройщикам. А вот последние данные на 1 ноября, это цифра составляет 64 млрд рублей. Можно сказать о том, что цель перехода на проектное финансирование достигнута", — сказала Полякова.

Зампред правления Сбербанка Анатолий Попов на конференции сообщил, что с начала перехода отрасли на новую модель в Сбербанке принято более 1,5 тыс. кредитных решений на сумму 1,9 трлн рублей, в том числе в 2020 году одобрено более половины из них.

"Также за весь период работы Сбером открыто более 160 тыс. счетов эскроу на сумму около полутриллиона рублей. И на самом деле, наверное, самое важное для девелоперов и для людей, которые получили готовое жилье, что уже 10% из них раскрыто", — отметил Попов.

С 1 июля 2019 года российские застройщики обязаны работать по эскроу-счетам, на которых аккумулируются средства граждан. Строительные компании не могут пользоваться этими деньгами до окончания работ, застройщиков кредитуют банки. При этом определены критерии проектов, которые могут быть достроены после 1 июля без перехода на новую схему финансирования.

 

Россия – одна из последних в мире по доступности жилья, а города враждебны человеку

17.07.2020
14 июля в МИА «Россия Сегодня» прошла онлайн-конференция на тему: «Город – ресурс или общественное благо?». В мероприятии приняли участие Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, представители Московского отделения Международной академии архитектуры (МААМ) и архитекторы.

А поводом проведения конференции стал проект представленной Национальной градостроительной хартии – документа, содержащего принципы новой градостроительной политики, которая направлена на преодоление существующего градостроительного хаоса и достижение пространственного порядка, соответствующего развитой стране XXI века. Документ разработан Советом при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека совместно с Международной академией архитектуры.

По словам Владимир Якушева, пока что представленный документ – это «рыба», причем некоторые вопросы обозначены очень жестко, но они имеют право на жизнь. И, конечно, этот документ должен пройти более глубокое обсуждение, чтобы стать Национальным.

Так, в соответствии с хартией, предлагается создать новый Градостроительный кодекс РФ. И это не лишено здравого смысла, ведь Градкодекс действительно очень сложный, громоздкий и тяжело читаемый. Язык, которым он написан, непростой, а количество поправок и ссылок на другие документы усложняют его прочтение.

Понятно, что нормативные документы – это удел профессионалов, и читать Кодекс должны профессионалы, умеющие толковать каждую статью. Но хотелось бы, чтобы абсолютно любой человек, желающий защитить свои права и узнать, что он может сделать при возведении дома, мог сам прочитать Кодекс.

И здесь главное, чтобы были определенные переходные положения. Не должна возникнуть ситуация, когда один нормативный документ уже престал действовать, а другой еще не начал. Поэтому изменения в Градостроительный кодекс нужно вносить поступательно и осознанно, иначе проблематика в строительной отрасли только усилится.

Сегодня Градкодекс себя исчерпал, а города сложно назвать городами для всех, потому что нет внятной политики пространственного развития. В крупных городах идет переуплотненная застройка, с устаревшими технологиями, и не создается никакой комфортной среды – и это результат правоприменительной практики Градкодекса. Но основная проблема идеологическая, т.к. он не содержит понятия общественные интересы и общественное благо, а в целом носит антиобщественный характер.

Кроме того, проектировать города сейчас может любой, но реально хорошо – лишь около десятка организаций. При этом никто не несет ответственности за нарушение Генплана и правил землепользования и застройки. На федеральном уровне контроль не прослеживается, поэтому в этой сфере нужен надзорный орган. Кроме того, авторы считают, что своды правил мешают любым новшествам.

Конечно, как заметил Владимир Якушев, можно отменить и сделать необязательными все нормативно-технические документы, но тогда возникнет хаос. Уже с 1 августа количество обязательных требований, предъявляемых к безопасности зданий и сооружений, сократится на 30%. Но при этом необходимо разрабатывать новые нормативно-технические документы, соответствующие современным требованиям, и всегда нужно помнить и о безопасности строительства.

Поэтому Минстрой до 2024 г. и дальше до 2030 г. продолжит работу по снятию административных барьеров.

 

 

Город, село или субурбия?

Не секрет, что в первую очередь теперь граждане покупают не жилье, а окружающую среду – какой это район, сколько времени добираться до работы, какие блага находятся рядом. И за это готовы доплачивать. Поэтому проектируемые микрорайоны должны соответствовать этим требованиям. И в документе много сказано, какие должны быть города. Но при этом не нужно забывать и о других населенных пунктах, которые не относятся к категории городов. Люди должны себя чувствовать в них комфортно, они не должны оказаться «на обочине жизни».

Сегодня уже нет смысла ехать в Москву, как это было 20-30 лет назад. А Москва хорошеет, потому что созданные за столетия пространства и улицы прекрасными архитекторами развиваются. Расширяются тротуары, на них гудит жизнь. Поэтому необходимо «развернуть» этот поток людей и создать для них благоприятную среду на местах, хотя сделать это очень сложно. Нужно так менять города, чтобы в них возникала современная жизнь XXI века.

Растут пригороды, люди перебираются в них, выстраивая стихийные системы, которые никто не учитывает. И половина возводимого сейчас жилья – это ИЖС, но возводимое непонятно как, бесконтрольно.

При этом везде говорится только об увеличении количества квадратных метров, но не об их качестве. Поэтому нужно пересмотреть национальную модель строительства жилья. Так, в России не хватает разнообразия типов жилья, она стала неконкурентной на мировом рынке, ведь массовое жилье будущего не может быть одинаковым. Это может быть жилье в городе и в субурбии, в многоквартирных или индивидуальных домах, рассчитанных на 30 и на 300 лет. В целом город должен быть основным экономическим активом.

А применение новых прорывных технологий позволит увеличить ежегодный объем ввода жилья более, чем в 3 раза – с 88 млн кв. м в год до 300. Для этого нужно развивать строительную отрасль как индустриальную. Парадокс, но сегодня строится чуть менее 1 кв. м в год на одного жителя страны, при том, что в послевоенной Германии строили ежегодно 2 кв. м на жителя. Потому что во всем мире строительство – это технологичный процесс, и подходы к индустрии надо менять.

В настоящее время существуют десятки технологий по возведению домов в сжатые сроки, но с высоким качеством и эстетическим разнообразием. И новых решений много, они универсальны, экономически выгодны и эффективны, и их внедрение пора уже начинать.

При этом не стоит забывать о снижении стоимости жилья. К примеру, гражданин США может купить на свою годовую зарплату 43 кв. м жилья – и это первое место в мире. А Россия на одном из последних мест – нашим гражданам по карману лишь 12 кв. м. Однако и это завышенные цифры, ведь реальная средняя зарплата в населенных пунктах не 50 тыс. руб., как в Москве, а около 25 тыс. руб. И значит купить россияне могут только 6 кв. м в год.

А причина тому, что больше половины денег за ипотечное жилье уходит государству и банкам, а строительному комплексу достается в лучшем случае треть. Но даже если снизить издержки на строительство, платеж не уменьшится – слишком много забирает государство в виде налогов, платы за инфраструктуру и прочее. А если еще учесть, что многие банки государственные, то только за счет уменьшения доходов государства можно снизить стоимость жилья. Иначе политика заключается в том, чтобы забрать деньги у людей, а не снизить стоимость жилья.

Плюс ко всему в городах необходимо создавать структуры, в которых местные сообщества могли бы формулировать стратегии и проекты развития городов. А также должна появиться должность специального представителя президента России по градостроительству и пространственному развитию.

Для полноценного развития страны необходимо разработать единый качественный документ территориального планирования на длительный период. Важно определить, какой должна быть страна через десятилетия, заложить основу и принципы развития деревень, городов и вообще территории страны. И раньше, в советский период такие градостроительные документы разрабатывались, и им следовали при застройке территорий. А сейчас все заняты сиюминутными проектами, и концепции развития на перспективу нет.

При этом любой документ, рассчитанный на длительный период, конечно, может корректироваться, но он не должен меняться кардинально каждые несколько лет, подрывая весь наработанный ранее «багаж».

Конечно, по словам Владимира Якушева, над документом нужно в дальнейшем совместно работать, чтобы он стал некой «дорожной картой», на которую можно ориентироваться, чтобы получать удовольствие от того места, где мы живем. И не нужно бояться фантазировать, это позволит создавать красивые населенные пункты с хорошей окружающей средой, а люди смогут получать удовольствие от мест, в которых живут, и полюбили их.

Вопрос только в том, как воплотить абстрактные рассуждения в жизнь, чтобы они были согласованы с основополагающими документами.

 

Галина Крупен

 

 

Россия – одна из последних в мире по доступности жилья, а города враждебны человеку