Статьи

06.02.2017
Ставрополье и Белоруссия будут сотрудничать в строительной индустрии

Интерфакс сообщил об укреплении сотрудничества между властями Белоруссии и Ставропольского края. Стороны планируют работать над совместными проектами в области строительства.

"Накануне в ходе встречи в правительстве Ставрополья власти региона и республики Беларусь обсудили возможность участия страны в реализации инфраструктурных проектов в рамках регионального развития Ставропольского края, строительстве объектов производственного назначения, жилищного строительства и агрогородков", - сказал представитель пресс-службы.

10.12.2015
Новосибирск поставил «строительный рекорд» — в 2015-м построено более 1, 5 млн кв. м жилья

«В Новосибирске в этом году введено рекордное количество жилья-более 1,5 млн.кв.м. Это почти на 300 тысяч кв.м. больше, чем было сдано в прошлом году»-сообщил журналистам мэр Анатолий Локоть.

Ваша корзина пуста.

Новости

14.01.2021
В Минстрой направлен проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ-2035
Вице-президент Российского Союза строителей Анвар Шамузафаров направил министру строительства и ЖКХ России Иреку Файзуллину обновленный проект Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2035 года.

Документ был создан на базе разработанной Российским Союзом строителей Стратегии развития отрасли до 2035 года с учетом предложений, высказанных в ходе совещания с главой Минстроя России 21 декабря 2020 года. Именно на этом совещании было принято решение принять проект Стратегии РСС за основу, а ответственным за окончательный вариант документа был назначен Анвар Шамузафаров.

Напомним, что в 2018-2019 годах проект Стратегии развития строительной отрасли разрабатывался экспертами Центра стратегических инициатив при участии Национальных объединений СРО и представителей профессионального сообщества с привлечением РАНХиГС. Однако документ, в который было вложено более 60 млн рублей, так и не прошел согласования в федеральных органах власти и был отложен «до лучших времен». Кроме того, к нему было много замечаний и со стороны представителей строительства и ЖКХ.

Поскольку поручение президента России было необходимо выполнить, Российский Союз строителей в содружестве со СРО «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» (А.Шамузафаров) разработал новый проект документа, учитывающий и требовании Национальных проектов, и изменившуюся экономическую ситуацию. После ряда доработок документ направлен в Минстрой России.

Как указывает в сопроводительном письме А.Шамузафарова на имя министра, в проект Стратегии, помимо материалов, разработанных Минстроем России, включены предложения ОМОР РСС (Яковлев В.А.), НОСТРОЙ (Глушков А.Н.), НОПРИЗ (Посохин М,М.), Комитета ТПП по строительству  (Басин Е.В.), НКК (Булгакова И.А.), АИИС (Богданов М.И.) и других заинтересованных представителей делового и профессионального сообщества.

В процессе работы над Стратегией по вопросам развития технического регулирования и оценки соответствия  ОКС удалось максимально сблизить позиции между, с одной стороны, ФАУ ФЦС (Музыченко С.Г.) и ФАУ Главгосэкспертизы России (Манылов И.Е.), с другой стороны, Комитетом РСПП (Лоцманов А.Н.), Комитетом TПП (Пугачев С.В.), TК-400 (Баринова Л.С.) и другими.

Утверждение Стратегии, которая является межотраслевым документом, отражающим интересы целого ряда отраслей экономики, будет  способствовать реализации национальных целей по формированию комфортной и безопасной среды для жизни граждан России, - говорится в письме.

Целью Стратегии является развитие эффективных, конкурентных, высокотехнологичных, открытых отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, основанных на квалификации и обеспечивающих устойчивый рост комфорта и безопасности среды жизнедеятельности.

Главным  принципом Стратегии является ориентированность на граждан и их семьи, повышение комфортности их жизнедеятельности в части, которая может быть обеспечена развитием строительной отрасли и ЖКХ, с учетом необходимости сбалансированного решения социально-экономических задач, рационального расселения населения и развития комфортной и безопасной среды для жизни граждан при осуществлении застройки на территории всей страны, добросовестной конкуренции и обеспечения равного доступа участников к информации и ресурсам.

В Стратегии приведены основные показатели отрасли к настоящему моменту, а также разработаны базовый и консервативный  сценарии развития. Анализ представлен по таким стратегическим направлениям как «Развитие комфортной и безопасной среды для жизни граждан», «Развитие основных сегментов строительства», «Развитие систем регулирования в строительстве», «Улучшение качества городской среды», «Наука и кадровое обеспечение».

Текст документа доступен по ссылке:/files/ck/1610570597_Strategiya-2035.docx

 

 

14.12.2020
Законопроект о едином заказчике в строительстве принят во втором чтении
На пленарном заседании в среду депутаты приняли во втором чтении законопроект «О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства"», который был внесен Правительством РФ.

В пояснительных материалах законопроекта отмечается, что документ не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты транспортной инфраструктуры, правоохранительной деятельности, обороны страны и безопасности государства, объекты использования атомной энергии госкорпорации Росатом и космической инфраструктуры Роскосмоса, а также с реализацией мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих.

Ко второму чтению в проекте уточнили, что документ не коснется объектов внешнеполитической деятельности, а также реализации мероприятий по обеспечению жильем лиц, сведения о которых составляют гостайну.

Предполагается, что публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» будет образована путем реорганизации определенных правительством РФ федеральных государственных учреждений, выполняющих функции государственного заказчика, с одновременным сочетанием их преобразования и слияния.

В проекте уточнили, что учредителем Единого заказчика является Российская Федерация, а «функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет правительство РФ или уполномоченный им ФОИВ».

В законопроекте также указывается, что высшим органом управления единого заказчика является наблюдательный совет. «В компетенцию наблюдательного совета входит утверждение программы деятельности единого заказчика», — уточняется в документах к проекту. Свою деятельность Единый заказчик будет осуществлять на основании стратегии развития и программы на текущий год и на определяемый наблюдательным советом плановый период деятельности (не менее 2-х лет).

Согласно материалам, основной целью создания единого заказчика является «выполнение им функций государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в государственной собственности Российской Федерации, включенных в программу деятельности единого заказчика». При этом виды объектов, которые могут быть включены в программу деятельности, определяются Правительством РФ.

«Единый заказчик в целях осуществления возложенных на него функций и полномочий может являться ответственным исполнителем, соисполнителем, участником государственных программ РФ», — также уточнили в проекте ко второму чтению.

В законопроекте есть положения, касающиеся наделения единого заказчика имуществом. Так, авторы проекта уточнили, что «имущество, ранее находившееся у реорганизуемых федеральных государственных учреждений на правах оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования, считается переданным единому заказчику в безвозмездное пользование». При этом «указанное имущество может быть передано единому заказчику в качестве имущественного взноса РФ».

Напомним, что проведение мероприятий по созданию системы единых государственных заказчиков при строительстве указанных объектов предусмотрено Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.

На протяжении 2020 года Правительство планомерно ведет работу по передаче госучреждений, осуществляющих функции госзаказчиков по строительству в ведение Минстроя. В частности, распоряжением Правительства №2153-р в подчинение Минстроя были переданы 6 казенных учреждений в сфере строительства.

При этом Минстрой разработал законопроект и предложил создание единого государственного заказчика в строительстве в форме публично-правовой компании, которая появится не позже 1 января ‎2021 года.

 

 

30.11.2020
Роспотребнадзор против снижения компенсаций дольщикам
Роспотребнадзор и Генпрокуратура выступили против снижения компенсаций покупателям квартир за нарушения застройщиков, сказали в своих выступлениях на заседании Совета Федерации в четверг представители обоих ведомств.

"По данным Верховного суда, в 2019 году средняя сумма взысканных штрафов в расчете на один иск в сфере строительства составила 294 тыс. рублей, за последние пять лет средняя сумма — 320,5 тыс. рублей. Это на порядок меньше стоимости самой дешевой квартиры. По другим сферам сумма на порядок выше средней цены товара", — сказал начальник управления Роспотребнадзора Олег Прусаков.

Он подчеркнул, что никакого злоупотребления правом здесь нет, и суммы, которые присуждаются, явно недостаточны: они не покрывают расходов потребителя и неадекватны с точки зрения сопоставимости с ценой договора. Плюс существует проблема исполнения судебных решений — даже по тем компенсациям, которые присудили.

"Я не согласен с использованием термина "потребительский экстремизм". По данным Верховного суда РФ, за последние пять лет в сфере строительства жилья число дел в судах снизилось на 20%. В 2019 году было рассмотрено 28,2 тыс. дел (в 2018 году — 31,9 тыс. дел, в 2017 — 36,2 тыс.). При этом в 95% случаев дела в этой сфере завершаются в пользу потребителей. Я никак не связываю это с "потребительским экстремизмом" — у нас нет оснований усомниться в компетенции судебных органов и в их объективности. Это должно говорить скорее о том, что в сфере строительства жилья не все гладко, и застройщики объективно — и это подтверждается решениями судов — нарушают права потребителей. Если бы это было не так, мы бы имели другие проценты: по другим сферам они ниже", — сказал Прусаков.

Также он напомнил, что потребитель в таких спорах — экономически слабая сторона, тем более по сравнению с профессиональными участниками рынка, у которых есть возможность пользоваться помощью юридических служб.

"У нас сегодня законодательство о защите прав потребителей уже изначально подразумевает то, что все претензии рассматриваются в досудебном порядке. Тот же штраф для застройщиков применяется только тогда, когда в досудебном добровольном порядке требования потребителей не были удовлетворены", — подчеркнул он.

Аналогичной позиции придерживается и Генеральная прокуратура РФ.

"Не могу согласиться с рекомендациями в части снижения размера неустойки за невыполнение требований потребителя в части устранения застройщиком недостатков по объекту долевого строительства. Зачастую дома сдаются действительно в ненадлежащем состоянии. Если мы снизим стоимость ответственности для застройщика, мы можем создать ситуацию, когда виновному лицу будет выгоднее дать компенсацию, нежели построить дом надлежащего качества", — отметил старший прокурор Генпрокуратуры РФ Алексей Зарецкий.

Также он отметил, что необходимо, по всей видимости, лицензировать деятельность экспертов в сфере строительства, мнения которых принимаются в судах.

В начале заседания сенаторы подняли вопрос о "потребительском экстремизме", считая, что суды по взысканию с застройщиков компенсаций за нарушения служат не для защиты интересов собственников жилья, а для чьего-то обогащения.

В свою очередь директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева предложила применить к застройщикам, которые не уплачивают неустойки вовремя, методы по взиманию штрафов в ГИБДД.

"Неустойки судами присуждаются, но не уплачиваются месяцами. Поступило предложение: оплату неустоек взыскивать по принципу штрафов ГИБДД — со скидкой за оплату в первые два месяца", — отметила Разворотнева.

 

25.11.2020
Объем средств на счетах эскроу для строительства достиг 850 млрд рублей
Объем средств на счетах эскроу для финансирования строительства достиг 850 млрд рублей, сообщила зампред ЦБ РФ Ольга Полякова на конференции Сбербанка "Время изменений: рынок недвижимости — взгляд в будущее".

"Задолженность сейчас составляет где-то в районе 800 млрд рублей. Постепенно застройщики выбирают кредитный лимит, это связано с тем, что им необходимо строить поэтапно проекты. Если мы говорим об остатках на счетах эскроу, то цифра превышает эту задолженность, она сейчас составляет 850 млрд рублей", — сказала Полякова.

По ее словам, динамика способствует снижению стоимости кредитования.

"Средняя ставка по всему портфелю составляет сейчас ниже 5%", — отметила зампред ЦБ.

Она также рассказала, что уже завершены 299 проектов в 55 субъектах Российской Федерации.

"И по состоянию на 1 октября 46 млрд со счетов эскроу перечислены со счетов застройщикам. А вот последние данные на 1 ноября, это цифра составляет 64 млрд рублей. Можно сказать о том, что цель перехода на проектное финансирование достигнута", — сказала Полякова.

Зампред правления Сбербанка Анатолий Попов на конференции сообщил, что с начала перехода отрасли на новую модель в Сбербанке принято более 1,5 тыс. кредитных решений на сумму 1,9 трлн рублей, в том числе в 2020 году одобрено более половины из них.

"Также за весь период работы Сбером открыто более 160 тыс. счетов эскроу на сумму около полутриллиона рублей. И на самом деле, наверное, самое важное для девелоперов и для людей, которые получили готовое жилье, что уже 10% из них раскрыто", — отметил Попов.

С 1 июля 2019 года российские застройщики обязаны работать по эскроу-счетам, на которых аккумулируются средства граждан. Строительные компании не могут пользоваться этими деньгами до окончания работ, застройщиков кредитуют банки. При этом определены критерии проектов, которые могут быть достроены после 1 июля без перехода на новую схему финансирования.

 

На капремонте многоквартирных домов будут авансы, но не будет субподрядчиков

22.07.2020
Правительство Российской Федерации совместно с Минстроем России обновляет нормы привлечения специализированных некоммерческих организаций, специализирующихся на капительном ремонте многоквартирных домов (имеются в виду Фонды капремонта всех уровней).

Проект соответствующего постановления правительства РФ появился в экспертном и общественном пространстве. Основные положения документа АНСБ прокомментировал член секций Экспертного Совета при Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству Антон Скирда:

- Основные нововведения коснутся упрощения процедуры заключения договоров и выбора подрядчика, а именно – отменяются электронные аукционы. Сразу хотелось бы отметить, что терминологию никак не приведут в соответствие. В этом случае правильнее было бы использовать термин «редукцион» - данный способ говорит о снижении цены на торгах. Аукцион же - это исключительно торги на повышение, что противоречит самой логике торгов в рамках госзаказа.

Крайне интересна новая  норма, которая запрещает генподрядчику пользоваться услугами субподрядных организаций. С одной стороны, это хорошо -  генподрядчик несёт самостоятельную, ни с кем не разделяемую ответственность за результат, а этим нововведением исключается попытка неуплаты выполненных работ субподрядным организациям. Иными словами, обманутых субподрядчиков больше не должно быть. Но,  с другой стороны,  тогда цель проекта постановления в части роста экономики и занятости населения не совсем ясна т. к. в процесс будет вовлекаться гораздо меньше строительных компаний.

Также  в проекте документа прописана возможность отмены реестра договоров о проведении капитального ремонта. Считаю эту норму излишеством. Она создаст неблагоприятные условия ведения тех торгов, где надзорные органы чаще всего фиксируют коррупционную составляющую.  Всё же речь идёт об объектах гражданского строительства – многоквартирного дома, а он не относится к засекреченным объектам, следовательно, и реестр договоров должен быть открыт.

Весомая и крайне актуальная новелла – это, конечно же, авансы. С учётом нынешней экономической ситуации и на фоне общего состояния компании правительство РФ отреагировало адекватно, а именно увеличением размера авансов по контракту до 50%. Эта норма, безусловно, послужит дополнительной мотивацией для участников рынка капремонтов МКД. Вовлекая как можно большее число участников в торги, заказчик добьётся не только наибольшего снижения от начальной максимальной цены контракта, что в свою очередь увеличит и без того высокую конкурентность, но и поднимет качество выполняемых работ. Необходимо иметь в виду, что в силу высоких авансов нецелевое расходование средств повлечёт за собой более суровую ответственность, чем сегодня.

Не вызывает никаких сомнений, что данные законодательные новеллы положительно отразятся на выполнении региональных программ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, износ которых близок к критической массе. На мой взгляд, акцент всё же должен быть сделан на обновление коммунальной инфраструктуры и коммуникаций, а не только на восстановление занятости и доходов населения, а также роста экономики в целом.

Полностью текст проекта постановления доступен по ссылке: /files/ck/1595356410_2107_PP_po_osobomu_rezhimu_zakupok.docx

 

 

 

 

На капремонте многоквартирных домов будут авансы, но не будет субподрядчиков